Проектно-исследовательская деятельность на тему "Унылая пора! Очей очарованье!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитателя группы, учитель-логопед.

Социальные партнеры: родители, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре.

Актуальность темы: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом». (В.А.Сухомлинский)

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому-что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга – все это привлекает внимание детей. В связи с этим, перед нами стоит ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать ребенка к миру человеческих ценностей – добра и красоты, истины, ориентируясь на «концепцию дошкольного воспитания».

Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времен года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере (как и в любой другой) ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам из цикла «Осень», « Деревья», «Грибы».

Задачи:

  1. Расширить представления о многообразии и красоте природы в периоды осени.
  2. Формировать навыки художественного исполнения различных образов в рассказывании, пении, инсценировках и играх.
  3. Развивать художественный вкус (знакомство с видами живописи: пейзаж, натюрморт), художественное творчество с помощью различных видов деятельности (изобразительная область: рисование, лепка, аппликация; продуктивная деятельность: конструирование, ручной труд).

Предполагаемый результат:

  1. Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах.
  2. Пополнится словарный запас по данной лексической теме.
  3. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.

Работа воспитателей при подготовке к проекту:

  1. Обсуждение плана работы по данной теме со специалистами детского сада (помощь в подготовке и проведении «Осеннего спортивного досуга», «Осеннего музыкального досуга»).
  2. Подбор методической и художественной литературы, подбор репродукций по данной теме.
  3. Подбор дидактических и развивающих игр по данной теме.

Роль родителей в реализации проекта:

  1. Подбор необходимой художественной литературы для совместного с детьми чтения (стихи русский поэтов об осени).
  2. Участие в конкурсе «Осенний гербарий».
  3. Подбор дополнительного материала для составления детьми рассказов на тему: «Красавица Осень», описательных рассказов об осенних деревьях.
  4. Изготовление реквизитов для инсценировки сказки В. Б.Сутеева «Под грибом».
  5. Участие в фотовыставке «Красота осени».
  6. Участие в выставке на тему: «Осенняя композиция».
  7. Участие в осеннем спортивном досуге.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап:

  1. Подбор материала по лексическим темам «Осень», «Деревья», «Грибы».
  2. Рассматривание репродукций, фотографий, иллюстраций по осенней тематике.
  3. Знакомство с литературными произведениями: К.Д. Ушинского «Осень», Н.И. Сладкова «Осень на пороге», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» и др.
  4. Чтение и разбор стихотворений об осени русских классиков и современных поэтов.
  5. Знакомить детей с народными пословицами, поговорками, научить их отгадывать загадки об осени.
  6. Внесение в группу дидактических игр об осени. Цель: учить определять время года по признакам и приметам, составлять предложения и объединять их в связный рассказ; развитие зрительного восприятия, внимания, наблюдательности, речевых компонентов и мыслительных операций.
  7. Использование игр:
    • дидактических: «Узнай дерево», «От какого дерева лист»;
    • подвижных: «Ветер», «Осенние листья», «У медведя во бору».
  8. Наблюдение за живой и неживой природой во время утренней, дневной и вечерней прогулки. Наблюдения за облаками, осенней погодой, ветром.

Основной этап работы:

  1. Серия занятий ознакомительного характера по данной тематике.
  2. Серия занятий по знакомству детей с видами живописи – пейзаж, натюрморт.
  3. Обыгрывание дидактических и подвижных игр по теме «Осень».
  4. Составление рассказов из собственного опыта по данной теме.
  5. Подготовка к инсценировке сказки В.Б. Сутеева «Под грибом».

Заключительный этап:

  1. Проведение спортивного и музыкального осенних досугов.
  2. Инсценировка сказки В.Б. Сутеева «Под грибом».
  3. Оформление осенних выставок.
  4. Оформление творческо-информационного проекта.

Коммуникация.

Провести беседу по следующим вопросам:

  1. С какого дня начинается осень?
  2. Какой бывает осень?
  3. Куда осенью пропадают бабочки, комары, жуки, мошки?
  4. Куда исчезают на зиму лягушки?
  5. Как готовятся к зиме муравьи?
  6. Какие виды деревьев вы знаете? Почему деревья называют лиственными? Хвойными?
  7. Почему деревья так важны для человека и для всех живых существ на планете? Какую пользу они приносят?
  8. Какие леса бывают? (Хвойные, лиственные, смешенные.)
  9. Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные.)
  10. Как правильно нужно собирать грибы в лесу?

В книжном уголке расставляли иллюстрации по теме: «Осень», «Деревья», «Грибы». Вместе с детьми рассматривали картины осенней природы, определяли, какой месяц на них изображен, обсуждали приметы ранней и поздней осени, проводили сравнительный анализ грибов, различных деревьев.

Занятия по теме «Унылая пора! Очей очарованья!» в ходе проекта были разделены:

  1. «Ранняя, золотая, поздняя осень».
  2. «Хвойные и лиственные деревья».
  3. «Грибы».

Общая цель всех занятий:

  • пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищение ее красотой;
  • составление описательных рассказов;
  • обогащение лексики яркими, красочными эпитетами;
  • развитие монологической и диалогической речи.

Обсуждая с детьми тему: «Ранняя, золотая и поздняя осень», рассматривали картину И. Левитана «Золотая осень»; воспитатель читал стихи русских поэтов об осени. Дети выделяли приметы осени в стихах и в картине, подбирали синонимы и антонимы.

Они поделились наблюдениями за осенью в парке, в лесу, составляя описательные рассказы, способствующие развитию связной речи.

Чтение художественной литературы:

  1. И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Серая шейка», «Дятлы».
  2. И. Белоусов «Близость осени».
  3. К.Д. Ушинского «Осень".
  4. Н.И. Сладкова «Осень на пороге», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».
  5. О. Белявская «Листопад».
  6. И. Токмакова «Улетают журавли».
  7. А. Кушнир «Птицы».
  8. Н. Сладкова «Осень на пороге».
  9. В. Бианки «Как муравьишка домой добирался».

Разучивание слов к инсценировке сказки В.Б. Сутеева «Под грибом» – показ сказки родителям и детям старших групп.

Познавательное развитие.

Цель: дать представления о живой и неживой природе, проведение на прогулке опытно-исследовательской деятельности.

Беседуя о животном мире, уточняли знания о птицах, об их питании, устанавливали взаимосвязь между их питанием и отлетом в теплые края, закрепляли название птиц и понятие «перелетные». Наблюдали за воробьями, синичками, которые прилетают на участок детского сада. Дети сделали вывод, что птиц необходимо подкармливать и что надо вместе с родителями сделать кормушку.

Пытались найти насекомых, и объяснить причину их отсутствия, разобрали, как они зимуют. Систематизировали знания о жизни насекомых в зависимости от времени года.

Дети рассказывали о подготовке зверей к холодному периоду. Наблюдения происходили не только в живой, но и в неживой природе. Формировали представления детей о движении облаков. Наблюдали за ними в пасмурный (тяжелые, плывут низко над головой) и солнечный дни (плывут высоко, их мало). Наблюдения проводили за ветром, за облаками, за дождем, называли состояние погоды: пасмурно, ветрено, дождливо.

Обращали внимание на изменение долготы дня.

Наблюдали за почвой, сравнивали ее с летней, подводили к пониманию, что с понижением температуры воздуха почва становится все тверже, она замерзает.

Дидактические игры:

  1. «Узнай дерево», «От какого дерева лист», «К названному дереву беги», дидактические игры на определение семян и плодов деревьев.
  2. Игра «Скажи иначе» – упражнение в подборе синонимов.
  3. Игра «Скажи наоборот» – упражнение в подборе антонимов (прилагательных).
  4. Игра «Эхо» – упражнение в образовании по образцу сложных слов методом сложения основ.

Социализация.

Сюжетно-дидактические игры:

  1. «Юные защитники природы».
    Цель: воспитание бережного отношения к природе, желания беречь и защищать природу (на участке детского сада).
  2. «Прогулка по осеннему лесу».
    Цель: закрепить названия деревьев и кустарников, развитие речи детей, обучение творческому рассказыванию.

Эстетическое воспитание.

  1. Рисование: «Пейзаж», «Натюрморт».
    Цель: развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание ее внимательно рассматривать; подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы; познакомить с выразительными средствами живописи: цветом (колоритом) как средством передачи состояния природы, настроения, отраженного в пейзаже; рисунком, передающим характерные особенности.
  2. Аппликация: «Листья пожелтевшие по ветру летят …».
    Цель: учить детей составлять осеннюю композицию, используя метод обрывания. Передавать краски осени, учить работать дружно в коллективе, помогая друг другу.
  3. Конструирование: «Мухоморы».
    Цель: учить детей складывать бумагу трубочкой, вырезать круг из квадрата и отрезать часть круга для получения шапки гриба-мухомора. Учить работать аккуратно, радоваться успехам детей.

Работа с родителями:

  1. Разучивание с детьми ролей сказки В.Б. Сутеева «Под грибом».
  2. Изготовление атрибутов для сказки (солнышко, тучки, пенек, грибы разной величины и т.д.).
  3. Участие в осеннем спортивном празднике в составе команды «Овощи».
  4. Оформление рекомендаций для родителей на темы: «Унылая пора! Очей очарованья!», «Деревья и кустарники», «Грибы».

Приведем несколько рассказов, составленных детьми по теме «Осень».

Рассказ «Осень» (составил Доронин Влад).

Осенью солнце поднимается над нашей страной не очень высоко, ниже, чем летом. Поэтому его лучи греют меньше. На улице холодает. День становится короче, а ночь длиннее. Растения чувствуют недостаток солнечного тепла и света. Листья деревьев и кустарников становятся разноцветными, а потом опадают. Трава желтеет и вянет. Цветы засыхают. Люди собирают сухие листья. Насекомые прячутся в укромные места. Птицы улетают в теплые края. Звери готовятся к зиме. Первый месяц осени – это сентябрь. Октябрь – самый красивый месяц осени, когда леса одеваются в разноцветные одежды. Последний месяц осени – ноябрь. Осенью природа погружается в сон.

Рассказ «Осень» (составил Панин Кирилл).

Наступает долгожданная золотая осень. Осень – художница все деревья и кусты раскрашивает яркими красками. Каждому дереву она дарит свой неповторимый наряд. Березы стоят в золотых платьях. Клены пылают яркими огнями. На рябине и калине яркие бусы. Земля покрывается мягким пушистым разноцветным ковром. Мне нравится гулять по пестрому ковру, любоваться деревьями, собирать яркие букеты из осенних листьев.

Высоко в небе летят перелетные птицы. Они собираются в стаи, и летят на юг. Здесь погода становится холодная, и птицы вынуждены лететь в теплые края, чтобы выжить. Я люблю осень за то, что она дарит нам сказочную красоту.

Рассказ «Осень» (составила Лукацкая Женя).

Осень – это время года, когда перелетные птицы улетают, животные готовятся к зиме. С деревьев опадают листья. Люди одевают теплую одежду. Погода начинает портиться. Температура снижается. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Теперь, когда мы будем идти в сад, будет совсем темно. Но зато осенью можно собирать опавшие золотые листья. Из них можно делать красивые шляпы на голову или ставить в вазочку для красоты. Осень мне нравиться, но лето нравится больше.

Составление описательных рассказов по теме «Деревья».

ИВА (рассказ Жени Лукацкой).

Ива – лиственное дерево, вырастает в основном до 15 м, т.е. до 3-х этажного дома. Любит влажность и растет в большинстве случаев около водоемов.

Листва густая. Листья узкие, длинные зеленого цвета. Ветки тонкие и ломкие. Корни у ивы многочисленные и разветвленные, хорошо укрепляют берега водоемов. Поэтому ивы используют для укрепления почвы и закрепления берегов каналов и рек.

Цвести ива начинает ранней весной. Еще до появления листвы на ветках ивы появляются пушистые сережки. Потом появляются листья и цветки с семенами. Когда цветки раскрываются, семена на пушистых зонтиках легко переносятся ветром в разные места.

Любимые места для роста ивы – это северные области нашей планеты.

Рябина (рассказ Шабалина Никиты).

Рябина – это высокое дерево. У него ровный и гладкий ствол, много веток. Цветет оно весной. Цветки его мелкие, белые в виде зонтика. Плоды у красной рябины ярко- красного цвета. Они созревают осенью. На нашу рябину зимой прилетают снегири и щеглы. Это их любимая ягода. Рябину в народной медицине используют для полоскания рта, когда болят зубы и десны. Делают сироп, в котором очень много витаминов, необходимых человеку для улучшения зрения, работы желудка.

Берёза (рассказ Носарева Толи).

Береза – стройное, высокое дерево, с белой корой и черными полосками на ней и, как бы поникшими, ветками. Листья у березы с зубчатыми краями.

Береза – это дерево лиственное, сезонное. Осенью листья желтеют, опадают, а весной появляются почки, а потом листочки. Зимой береза стоит голая, но на её ветках много снега и она как будто одета в серебряный убор. Весной природа оживает и с ней оживает береза. Люди весной собирают сок, почки, ветки. С давних времен, люди ходили в баню с березовыми вениками, заваривали чай из березовых почек и пили березовый сок. А еще в деревнях березу сажали у калитки, забора, чтобы в дом не попали злые духи. Или просто наслаждались красотой .

Лиственница (рассказ Янкина Степана).

Я хочу рассказать вам о красивом и полезном дереве. Оно называется лиственница. Родина этого дерева – горные районы Европы. В России лиственница тоже встречается не редко. Взрослое дерево вырастает высотой до 50 метров – это с 15-тиэтажный дом. А живут лиственницы 300-400 лет. Лиственно-хвойное дерево. Но иголочки у нее мягкие, не как у сосны или ели, и на зиму они опадают (осенью желтеют). Из коры лиственниц люди делают красители, чтобы красить шкуры или ткани. А из шишек варят мед (когда шишечки еще зеленые – в мае). И когда у человека кашель, этот мед надо пить, он помогает. А осенью, когда в шишечках созревают семена, ими питаются птицы и белки.

В парке Сокольники есть просек, называется Майский. На нем в два ряда посажены одни лиственницы. Очень красиво.

Стихи и загадки о деревьях.

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина.)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходят,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза.)

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Береза.)

Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина.)

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (Березы.)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива.)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ёлка.)

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес.)

Весной одевается,
Осенью раздевается. (Лес.)

Клен.

Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клена кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Такой разноцветный, нарядный, веселый –
Чудесно, что клены растут возле дома!
Осенние клены – цветов хороводы
И желтый, и красный среди непогоды.
Найду я зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета.

(С.А. Васильева)

Рисунки детей на тему «Золотая осень».

Аппликация и конструирование «Листья пожелтевшие по ветру летят…»