Цели урока:
- совершенствовать вычислительные навыки на основе арифметических операций с многозначными числами;
- учить устанавливать связи между величинами;
- способствовать созданию ситуаций на уроке, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- отрабатывать умение решать примеры и задачи;
- вырабатывать и совершенствовать прочные вычислительные навыки.
2. Развивающая:
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- учить сопоставлять, сравнивать;
- обеспечивать проявление мыслительной деятельности.
3. Воспитательная:
- учить детей работать коллективно;
- стимулировать дальнейшее саморазвитие учащихся благодаря применению мультимедийной презентации.
Оборудование:
- учебник «Математика», автор Л. Г. Петерсон;
- мультимедийная установка;
- перфокарты.
Ход урока
1. Организационный момент.
- С какими числами мы работаем на уроке математики?
- Какие арифметические действия можем выполнять с этими числами?
2. Актуализация знаний.
- Какой основной способ записи многозначных чисел при решении примеров на сложение и вычитание?
- Давайте выполним конкретные задания на сложение и вычитание многозначных чисел.
(К доске вызываются 2 ученика, которые записывают по одному из своих примеров на сложение и вычитание.)
- Решаем самостоятельно, а затем проверяем.
- Закончите составление примеров.
- Вспомните запись примеров на умножение в столбик и решите их:
1) 7518 * 20;
2) 34107 * 30.
(Взаимная проверка.)
- Вспомните алгоритм деления.
- Определите количество знаков в частном.
- Выполните деление и сделайте проверку:
1) 72800 : 700;
2) 145800 : 60.
3. Продолжение работы по теме урока. Работа с перфокартами. «Книга рекордов Гиннеса».
- Вот мы и вспомнили, как выполняются письменные вычисления с многозначными числами. А умеете ли вы считать устно?
Приложение 1. Слайд 2
1) Самый длинный шаг во время бега у страуса: 1 шаг равен 7 метров. Какое
расстояние пробежит страус, сделав 120 шагов?
84, 960, 127, 840, 113.
Приложение 1. Слайд 3
2) Масса одного яйца страуса равна массе 24-х куриных яиц. Сколько куриных
яиц будет равняться 6 страусиным яйцам?
124, 144, 120, 100, 96.
Приложение 1. Слайд 4
3) Самый большой таракан, обитающий в Австралии, имеет массу 35г. Чему равна
масса 8 тараканов?
43, 270, 28, 250, 280.
Приложение 1. Слайд 5
4) Самая шикарная свадьба редких амазонских кошек по кличке Пхет и Плой
состоялась в сентябре 1996 года. Свадьба обошлась в 16241 доллар и плюс
приданное 23202 доллара. Каковы затраты этой роскошной церемонии? (Числа
записаны на доске.)
29453, 39453, 39443, 29443, 49443.
Приложение 1. Слайд 6
5) Полосатый кот Хисими из Австралии имеет массу 21 кг 300 г, а кот по кличке
Като из Норвегии имеет массу 16кг 700г. Чему равна масса обоих котов? (Числа
записаны на доске.)
38кг, 37кг 900г, 38100г, 37кг 400г, 37кг.
Приложение 1. Слайд 7
6) Самый большой вес из сухопутных млекопитающих имеет слон. Его масса равна
7т 500кг, а масса его бивней 225кг. Найти массу слона без бивней.
7т 225кг, 7т 325кг, 7125кг, 7т 280кг, 725т 500кг.
Приложение 1. Слайд 8
7) Некоторые виды бамбука растут со скоростью 91см в сутки. На сколько
вырастет бамбук за неделю?
728см, 637см, 546см, 182см, 364см.
Приложение 1. Слайд 9
8) Самый большой в мире кактус цереус гигантский, родом из Мексики, живёт 200
лет. Цвётёт он один раз в 50 лет. Сколько раз в течение жизни цветёт кактус?
150, 5, 40, 4, 250.
Приложение 1. Слайд 10
9) Самая маленькая ящерица геккон имеет длину 3см, а самая огромная – варан
имеет длину 3м. во сколько раз длина геккона меньше длины варана?
27, 100, 1000, 33, 10.
Приложение 1. Слайд 11
10) Размеры самых маленьких крокодилов из Южной Америки невелики: самки имеют
длину 120см, а самцы 1м 50см. На сколько самец длиннее самки?
30см, 40см, 2м 70см, 50см, 2м 30см.
4. Физкультурная минутка.
Работа по теме урока. Решение задач.
5. Самостоятельная работа.
- Покажем свои знания в решении задач.
1) Какой кинотеатр вместит больше зрителей: в котором 4 зала по 848 мест или
3 зала по 1078 мест? Какой кинотеатр выгоднее проектировать и почему? Какой ещё
разумный вопрос можно поставить?
(Учащиеся самостоятельно решают задачу, а затем идёт её проверка.)
2) За 5 машин «Логан» заплатили 2750000 рублей. Какова стоимость 8 таких же машин?
- Решить задачу, записав её решение выражением.
(Учащиеся самостоятельно решают задачу, а затем идёт её проверка.)
6. Рефлексия.
- О чём нужно помнить, работая с многозначными числами?
- Какие задания, выполненные на уроке, показались наиболее интересными?
- Что оказалось для вас сложным?
- Сможете ли дома самостоятельно составить по 3 примера на каждое арифметическое действие с многозначными числами?
7. Домашнее задание.
- Самостоятельно составить по 3 примера на каждое арифметическое действие с многозначными числами?
- Спасибо за урок!