Классный час по теме "Нужна ли школьная форма?"

Разделы: Классное руководство


Цель:

  • воспитание осознанного отношения к внешнему виду;
  • развитие познавательных интересов;
  • развитие понятия – деловая одежда и современная школа;

Задачи:

  • выработать единые требования к внешнему виду учащихся конкретного класса;
  • формирование навыка культуры внешнего вида;
  • выработка умений работать в группе, командой.

Мотивация: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Проблемы (ресурсы):

Проблемы Ресурсы
Изучение способностей к общению каждого ученика в команде. Создание положительной ситуации общения.
Раскрытие индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащегося. Работа индивидуально и в команде.
Общение ребят внутри команды и выработка единого мнения. Выполнений заданий в команде.
Создание благоприятной атмосферы общения учитель-ученик. Проведение классного часа.

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя.

- С этого учебного года в нашей школе вводится единая ученическая форма. Этот процесс, как показала первая четверть проходит для нас достаточно болезненно, коллектив учащихся среднего и старшего звена не принимают нововведения, отказываясь одеваться соответственно принятому положению о школьной форме и внешнему виду нашей школы.

- Сегодня на классном часе мы попытаемся выяснить, зачем нужна школьная форма, хорошо это или плохо.

2. «Игра по кругу».

- Я вам предлагаю поиграть. Для этого нам необходимо встать в круг.

Правила игры: Мы передаем по кругу карандаш, переворачивая его разной стороной. (Школьная форма - это хорошо, потому что…., школьная форма – это плохо, потому что ...).

- Мы услышали в ваших ответах положительные и отрицательные стороны введения школьной формы.

- А сейчас, я предлагаю вам разделиться на три команды (дети тянут одинаковые фигуры трех разных цветов).

3. Дети должны разделиться на три команды.

Каждая группа получает свое задание:

1 команда – «учителя» доказывают положительные стороны школьной формы.
2 команда – «ученики» доказывают отрицательные стороны школьной формы.
3 команда – «врачи и психологи» делают выводы о необходимости школьной формы.

Выступление каждой команды.

Доклад классного руководителя.

- Большинство россиян (64%) считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше (31%). По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), чаще всего за введение школьной формы выступают женщины – 77%. Из них 39% считают, что «безусловно, следует» ее ввести. Социологи отмечают, что на этом фоне существенно выделяется позиция в отношении школьной формы молодых респондентов 18-24 лет, среди которых преобладает отрицательное отношение к ее введению – половина опрошенных этой группы (51%) против введения школьной формы, тогда как «за» – лишь треть (38%). По сравнению с респондентами, считающими себя плохо и средне материально обеспеченными, хорошо обеспеченные опрошенные демонстрируют более негативное отношение к введению формы в школах. Из них 43% полагают, что этого делать не следует. Хотя и в этой группе большинство (56%) готово поддержать такую меру.

4. Выступление 1 команды.

Подведение итогов по выступлениям детей.

Школьная форма. +

  • Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
  • Форма дисциплинирует человека.
  • Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
  • Нет проблемы «В чем пойти в школу».
  • Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
  • Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
  • Школьная форма экономит деньги родителей.

Доклад классного руководителя.

Основные преимущества школьной формы – сглаживание социального неравенства детей (это отмечают 53% опрошенных) и ее «дисциплинирующий» фактор (44%). Немаловажным для родителей является и то, что школьная форма формирует чувство общности и сплоченности с классом, школой (18%). Лишь 15% опрошенных не видят никаких «плюсов» введения школьной формы. Причем, среди молодежи 18-24 лет доля тех, кто таких преимуществ не находит, максимальна и составляет треть опрошенных (34%). 

5. Выступление 2 команды.

Школьная форма. –

  • Нежелание детей ее носить.
  • «Потеря индивидуальности».
  • Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.
  • Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
  • Низкое качество материалов и пошива школьной формы.

Доклад классного руководителя.

Главные недостатки школьной формы – нежелание детей ее носить (32%) и «потеря индивидуальности» (18%). Также респонденты указывают на фактор «затратности» – 15% отмечают повышение финансовых расходов на обучение ребенка, а 11% – затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы. Нередко к «минусам» относят низкое качество материалов и пошива школьной формы (14%). Впрочем, немало и тех – четверть опрошенных (25%), – кто не видит никаких недостатков во введении школьной формы.

6. Выступление 3 команды.

  • Сглаживание социального неравенства детей.
  • Одинаковая одежда мешает самовыражению школьников, делает всех стандартными.
  • Психологи за возращение школьной формы, при условии, что она будет удобной и красивой.
  • Возвращение к школьной форме поддерживают и многие врачи
  • Также возник ряд опасений за здоровье школьников, которые посещают занятия в одежде, далеко не всегда безопасной для их здоровья. К примеру, чрезмерно узкая и тесная одежда ухудшает кровообращение, что способствует нарушению функций внутренних органов. Также опасение специалистов вызывает излишняя легкость одежды учащихся, которая может стать причиной переохлаждения и развития серьезных заболеваний.

Доклад классного руководителя.

Пояснично-крестцовая область и нижняя часть живота – зоны, где сосредоточены нервы и сосуды, обеспечивающие функционирование почек, мочевого пузыря, органов половой системы, спинного мозга. Длительное их переохлаждение приводит к раздражению нервных окончаний и спазму сосудов.
Нарушенное кровоснабжение одновременно с переохлаждением – мощный стрессовый фактор для организма в целом. При ношении узкой одежды, особенно джинсов, происходит резкое ухудшение кровотока в области таза, затруднение венозного и лимфатического оттока. Как следствие – застой крови в малом тазу, нарушение нормального функционирования органов половой системы, мочевого пузыря, кишечника.

Таким образом, одежда ребенка должна быть, прежде всего, безопасной для здоровья.

Выводы. Делая выводы из сказанного, отметим – современная школьная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек – личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

Рефлексия.

Разделить класс на две группы: мальчики – девочки. Задание: в течение 10 минут предложить свою модель школьной формы.

Описание результатов классного часа.

Ребятами были предложены единые требования к внешнему виду учащихся конкретного класса; продолжилось формирование навыков культуры внешнего вида. Внутри разных команд учащиеся самостоятельно определяли роли каждого из них в выполнении общего задания, отслеживали правильность выполнения заданий. Таким образом, работа в командах имеет двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели и социально-психологическую – осуществления культуры общения.