Программное содержание: познакомить детей со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения, интерес детей к проведению экспериментов.
Материалы к образовательной деятельности:
- Подносы с углем и мелом, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей).
- Лист формата А3 с рисунком черной и белой гор, между ними речка.
- Указка.
- Влажные салфетки.
- Листы белого и черного картона (для рисования)
Образовательная область: “Познание”, “Социализация”, “Художественное творчество”.
Форма организации: коллективная
Форма проведения: опытно-экспериментальная
Составила и провела: Русанова Е.Н.
Воспитатель:
Ребята, Сегодня я расскажу вам одну историю. А кто будет главными героями вы попробуйте угадать.
Горит, да не солнце.
Черен, да не ночь.
Твердый, да не камень.
На весь мир славен. (Уголек)
Я - чудесный Уголёк.
Чёрный у меня бочок.
Ярко я в печи горю,
Людям всем тепло дарю!
Давайте посмотрим: какой он, наш уголек? Какого он цвета?
Черный.
Давайте попробуем сжать его в руке. Он твердый или мягкий?
Твердый.
Гладкий или шершавый?
Шершавый.
Ребята, вы испачкали руки? Значит, уголь может оставлять следы.
Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске.
Белят потолки и печки. Растворяется легко.
Опусти комочек в речку – утечет как молоко. (Мелок).
Давайте рассмотрим нашего второго героя. Какого он цвета?
Белый. Совсем не похож на Уголька.
Твердый или мягкий?
Твердый.
Гладкий или шершавый?
Гладкий.
Смотрите, Мелок тоже испачкал ваши ручки. Он тоже умеет оставлять следы.
Похожи наши герои? Чем похожи? (Они твердые, пачкают руки) А чем отличаются? (разного цвета, мел гладкий, а уголь шершавый)
Физкультминутка.
Мы ногами — топ-топ,
Мы руками — хлоп-хлоп.
Мы глазами — миг-миг.
Мы плечами — чик-чик.
Раз — сюда, два — туда, (Руки на поясе, повороты вправо-влево)
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху мы подняли.
Сели, встали,
Ванькой-втанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
Дети рассаживаются на свои места.
На доске переворачивается лист с рисунком.
В одной большой черной горе жил-был Уголек. Он радовался солнцу, поляне, на которой порхали прекрасные бабочки и стрекотали веселые кузнечики. Но, иногда, ему было грустно, потому что у него не было друга, чтобы поговорить и вместе поиграть. И вот, однажды, Уголек решил идти по свету, искать друга.
А далеко-далеко, в большой белой горе, жил Мелок. Он любил свой дом и большой зеленый лес вокруг него. Но тоже, иногда, грустил, потому что ему хотелось пригласить своего друга в гости, а потом вместе пить чай. И Мелок тоже отправился на поиски друга.
Долго Уголек и Мелок шли через леса и поля навстречу друг другу. Наконец, они вышли к речке. Уголек был на одной стороне, а Мелок — на другой. Увидев друг друга, они очень обрадовались. Чтобы им встретиться, кому-то нужно было переплыть реку.
Давайте посмотрим, кто сможет переплыть речку.
Воспитатель предлагает провести опыт: опустить уголь в сосуд с водой и посмотреть, что произойдет.
Воспитатель задает вопросы:
- Уголек утонул, почему?
- Уголек утонул, потому что он тяжелый.
Как вы думаете, он сможет переплыть речку?
Нет, он утонет.
Что же делать? Может быть Мелок сможет переплыть речку?
Воспитатель предлагает провести опыт: опустить мел в другой стакан с водой и размешать палочкой.
Что случилось?
- Мел исчез! Он растворился.
Как вы думаете, Мелок сможет переплыть речку?
Нет, он растворится.
Что же делать? Как нашим друзьям встретиться?
Дети пробуют найти решение. Возможно, кто-то догадается, что нужно построить мост.
Воспитатель рассказывает, что Уголек и Мелок нашли по бревну и положили их через речку, получился мост. На рисунке накладывается через речку две полоски коричневого картона.
Вот наши друзья и встретились. И хотя в чем-то они разные (Давайте вспомним: разного цвета, один гладкий, другой шершавый, по-разному ведут себя в воде), в чем-то они похожи: пачкают руки, твердые. Как вы думаете, Мелок и Уголек смогут дружить? (Да) Друзья много времени проводят вместе. Что же они будут вместе делать? (Играть, ходить в гости, разговаривать) А еще они могут вместе — рисовать! Давайте порисуем мелком на черной бумаге и угольком — на белой! (Предложить детям нарисовать домик, дерево или что-то по собственному выбору).