Приемы оценочной деятельности, используемые при безотметочном обучении в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


При безотметочном обучении в 1 классе каждый учитель задумывается о том, как повысить интерес детей к учебе, поскольку каждый ребенок уже к началу учебного года ждет оценку своей учебной деятельности, которая стимулирует его на дальнейший успех.

У учителя возникает проблема выбора: какие приемы более доступны и интересны в работе, как лучше проследить рост успеваемости каждого ребенка.

В своей практике, до недавнего времени, мною были использованы следующие приемы, которые, на мой взгляд, эффективны в работе.

Для развития самооценки учащихся используется “Волшебная линеечка” (на полях тетрадей). Делается отметка крестиком на определенной шкале детьми, тем самым определяя, на каком уровне выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Аналогично используется “Лесенка” и “Светофор”.

Дети учатся оперировать такими понятиями, как: знаю, умею; знаю и умею еще недостаточно; знаю умею недостаточно…

Достижения по учебным предметам очень хорошо помогает отследить “Карта индивидуальных достижений” - это своеобразная тетрадь творчества, в которой совмещены достижения в учебе во внеурочной деятельности. В результате ведения этой тетради учащиеся видят свои успехи и продвижения в учебе.

На уроках в процессе обучения дети получают жетончики в виде геометрических фигурок не только за знания и умения, но и:

  • хорошие ответы,
  • добросовестное отношение к учебе, труду,
  • хорошее поведение,
  • самостоятельность, аккуратность, взаимопомощь.

В конце каждого месяца ведётся подсчёт жетончиков. Затем дети наклеивают их в тетради творчества (“Карта индивидуальных достижений”). В этот момент перед учащимися ставится задача творчески подойти к наклеиванию жетончиков. Творчество заключается в изобразительности, можно выполнить аппликацию в виде узора, фигурок людей и животных, различных предметов. Выполнение творческих работ способствует развитию задатков проектной деятельности. Детям интересно.

Учителем ведется отдельная тетрадь, в которой фиксируются результаты каждого ребенка по количеству жетончиков. В итоге видна динамика достижений в учебе.

Для оценки внеурочной деятельности разработаны определенные критерии, которые помогают проследить активность и инициативу каждого ребенка в школьной и внешкольной жизни.

Освоение конкретных ЗУНов по предметам отслеживается с помощью листов учебных достижений, заведенных на каждого, которые помещаются в портфолио ученика.

Лист индивидуальных достижений позволяет четко проследить предметную связь от первоначальных знаний и умений до итоговых.

Фиксация оценки производится мною с помощью соответствующих символов, заменяющих слова и отметки:

+ + + - отлично (справляется с заданиями);

+ + - хорошо (справляется с заданиями, иногда нужна помощь);

+ - слабо (справляется с заданиями частично, нужна помощь);

(не справляется с заданиями, постоянно нужна помощь).

Перечисленные приемы помогают увидеть успехи и неудачи каждого и вовремя оказать помощь ребенку.