При безотметочном обучении в 1 классе каждый учитель задумывается о том, как повысить интерес детей к учебе, поскольку каждый ребенок уже к началу учебного года ждет оценку своей учебной деятельности, которая стимулирует его на дальнейший успех.
У учителя возникает проблема выбора: какие приемы более доступны и интересны в работе, как лучше проследить рост успеваемости каждого ребенка.
В своей практике, до недавнего времени, мною были использованы следующие приемы, которые, на мой взгляд, эффективны в работе.
Для развития самооценки учащихся используется “Волшебная линеечка” (на полях тетрадей). Делается отметка крестиком на определенной шкале детьми, тем самым определяя, на каком уровне выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Аналогично используется “Лесенка” и “Светофор”.
Дети учатся оперировать такими понятиями, как: знаю, умею; знаю и умею еще недостаточно; знаю умею недостаточно…
Достижения по учебным предметам очень хорошо помогает отследить “Карта индивидуальных достижений” - это своеобразная тетрадь творчества, в которой совмещены достижения в учебе во внеурочной деятельности. В результате ведения этой тетради учащиеся видят свои успехи и продвижения в учебе.
На уроках в процессе обучения дети получают жетончики в виде геометрических фигурок не только за знания и умения, но и:
- хорошие ответы,
- добросовестное отношение к учебе, труду,
- хорошее поведение,
- самостоятельность, аккуратность, взаимопомощь.
В конце каждого месяца ведётся подсчёт жетончиков. Затем дети наклеивают их в тетради творчества (“Карта индивидуальных достижений”). В этот момент перед учащимися ставится задача творчески подойти к наклеиванию жетончиков. Творчество заключается в изобразительности, можно выполнить аппликацию в виде узора, фигурок людей и животных, различных предметов. Выполнение творческих работ способствует развитию задатков проектной деятельности. Детям интересно.
Учителем ведется отдельная тетрадь, в которой фиксируются результаты каждого ребенка по количеству жетончиков. В итоге видна динамика достижений в учебе.
Для оценки внеурочной деятельности разработаны определенные критерии, которые помогают проследить активность и инициативу каждого ребенка в школьной и внешкольной жизни.
Освоение конкретных ЗУНов по предметам отслеживается с помощью листов учебных достижений, заведенных на каждого, которые помещаются в портфолио ученика.
Лист индивидуальных достижений позволяет четко проследить предметную связь от первоначальных знаний и умений до итоговых.
Фиксация оценки производится мною с помощью соответствующих символов, заменяющих слова и отметки:
+ + + - отлично (справляется с заданиями);
+ + - хорошо (справляется с заданиями, иногда нужна помощь);
+ - слабо (справляется с заданиями частично, нужна помощь);
- (не справляется с заданиями, постоянно нужна помощь).
Перечисленные приемы помогают увидеть успехи и неудачи каждого и вовремя оказать помощь ребенку.