Цель. Расширять знания детей о явлениях природы, приметах разных времен года с помощью художественного слова, песен, игр и музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов, учить слышать в музыке звучания, характеризующие определённые природные явления.
Оборудование: 4 листа ватмана разного цвета: белый, нежно зелёный, пёстрый, желтый; репродукции картин, изображающие разное время года; листочки разных цветов (красные, жёлтые, зелёные, оранжевые), целлофановый дождик; снежинки по количеству детей.
Ход занятия
Музыкальный руководитель (далее М.р.). Дети, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.) Дети, вы обращали внимание, как меняется природа в течение года? То она белая, то нежно зелёная, то пестрая и разноцветная, то золотая, желтая, красная. Красоту природы поэты передают в стихах, художники на картинах, а композиторы … в музыке. Сегодня мы с вами увидим, как поэты, художники, композиторы воспевают каждое время года.
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе в январе
Много снега на дворе,
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом. (С. Маршак)
Звучит фрагмент пьесы “Январь” из цикла “Времена года” П.И. Чайковского.
Появляется девочка в костюме Зимы и раздаёт всем снежинки, дети вместе с Зимой исполняют танец-импровизацию, изображая метель и снегопад.
Зима.
Я – зима, принцесса стужи,
Явилась в серебристой тишине,
В наряде из серебряных жемчужин,
В прекрасной белоснежной бахроме. (Е. Клиндухова)
М. р. Какие приметы зимы вы знаете? (Мороз, замерзает река, появляется лёд, дуют сильные ветра, метели, снег идёт, дни короткие, ночи длинные и т.д.) В какие игры играете зимой?
Звучит “Февраль” из цикла “Времена года” П. И. Чайковского. Все дети изображают катание на санках. Затем играют в воображаемые снежки.
Предлагаю детям рассмотреть картины разных времён года и выбрать картины зимы, расположить их на листе белой бумаги.
М. р. Сколько бы зима не длилась, но приходит пора и ей уступить своё место следующей нашей гостье.
Опять природа пробудилась –
Проснулись поле, лес, река.
И сообщили новость птицы:
“Ликуйте все! Пришла весна!”.
Звучит фрагмент пьесы “Весна и осень” Г. Свиридова. Выходит девочка в костюме Весны и исполняет танец-импровизацию.
Весна.
Здравствуйте, дети! Я – Фея Весны,
С собой приношу я весёлые дни,
Солнышко, песни и радость несу.
Тепло и веселье я вам подарю.
Исполняется песня “Тает снег”, муз. А Филиппенко
М. р. Весной природа пробуждается от долгого зимнего сна. Это хорошо слышно в музыке Г. Свиридова “Весна…”.
Звучит фрагмент пьесы, по ходу которого звучат комментарии музыкального руководителя, о пробуждении природы от зимнего сна, пении птиц…
Что происходит в природе весной? Какие приметы весны вы знаете?
(Распускаются почки, висят сосульки, появляются проталины, первые цветы, трава, ручьи, тает снег, становится теплее, выползают жуки, пробуждаются от спячки звери, выползают из щелей и греются на солнышке мухи, жуки, бабочки, возвращаются птицы из тёплых стран и т.д.)
М. р. Пока будет звучать пьеса П.Чайковского “Подснежник”, предлагаю выбрать картины весны и расположить их на зелёном листе бумаги.
Под музыку дети выполняют задание.
М. р.
И вот наступает лето,
Вся природа зеленью одета.
Цветут повсюду цветы
Небывалой красоты.
Звучит фрагмент пьесы “Лето” из цикла “Времена года” А. Вивальди. Выходит девочка в костюме Лета с венком из цветов на голове и исполняет танец-импровизацию.
Лето.
Я – цветущее, теплое Лето.
Меня вы ждёте целый год.
Приношу вам много света,
И всё вокруг цветёт, поёт.
Согреваю всё вокруг:
Речку, поле, лес и луг.
М. р. Лето долгожданное приходит, тепло нам приносит. В лесу полно ягод и грибов, в садах – фруктов, на огородах – овощей. Расскажите, ребята, что вы знаете про лето. (Ответы детей.) Что вы слышите в пьесе “Лето” А. Вивальди? Дети слушают и рассказывают. Каких насекомых вы знаете? (Ответы детей.)
Проводится пальчиковая гимнастика “Паук”.
У тебя скажи паук,
Сколько ног и сколько рук?
Отвечай-ка паучок,
Сколько рук и сколько ног?
- Когда лапы по дорожке
Ходят – это мои ножки.
Лапы вяжут паутинку,
Будто руки ткут холстинку.
Если я крадусь за мошкой,
Мои лапы – это ножки.
Если попадутся мухи,
Лапы цапнут их, как руки!
Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивать кисти рук, соединяя большой правой руки левой и т.д.
Поочерёдно соединять одноименные пальцы рук.
Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими.
Соединить 4 пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Движение – “вязание”.
Запястье одной руки положить на запястье другой, широко раздвинуть пальцы и плавно пошевелить ими.
Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить. Не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить кончики пальцев обеих рук – “коробочка”.
Проводится игра “Пауки и мухи”.
Трое детей встают в кружок, образуя паутину, и поднимают руки. Остальные дети – мухи. Пока звучит фрагмент пьесы “Полёт шмеля” Н. Римского-Корсакого, мухи “летают” по всему залу, “залетают” и “вылетают” в паутину. С окончанием музыки дети, стоящие в кружках, опускают руки, стараясь поймать в паутину мух.
Предлагаю детям выбрать картины лета и расположить их на листе яркой бумаги под звуки пьесы “Лето” из цикла “Времена года” А. Вивальди.
М. р.
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами ходит где-то
И без нас скучает там!
Вслед за ними умчались птицы
В край, где жарко круглый год.
Осень в двери к нам стучится,
Осень в гости к нам идёт.
Звучит фрагмент пьесы “Октябрь” из цикла “Времена года” П. И. Чайковского. Выходит девочка в костюме Осень с кокошником на голове и исполняет танец-импровизацию и разбрасывает листочки с разных деревьев, и разного цвета: зелёные, жёлтые, оранжевые и красные.
Осень.
Несу я урожаи,
Поля вновь засевая,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я – золотая Осень!
Проводится игра “Осень спросим” на стихи Е. Благининой, муз. Т. Ломовой.
М. р.
Здравствуй, осень, здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
“Что в подарок принесла?”.
Осень. Принесла я вам муки!
Дети. Значит, будут пирожки!
Осень. Принесла вам гречки!
Дети. Каша будет в печке!
Осень. Принесла я овощей!
Дети. И для каши, и для щей!
Осень. А уж яблоки, что мёд!
Дети. На варенье и компот!
Осень. Принесла я мёду полную колоду!
Дети.
Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла?
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Осень. Дождику вы рады?
Дети. Не хотим, не надо.
Звучит пьеса Т. Ломовой “Дождик”, дети убегают, Осень догоняет их с целлофановым дождиком.
М. р. Осенний дождь отличается от летнего. Летний – сильный, теплый, быстрый; осенний – моросящий, затяжной, холодный, грустный. Но осенью бывает ещё и другой дождик. Про него загадает загадку... (имя ребёнка).
Загадка.
Этот дождик не простой,
Этот дождик золотой.
Он совсем не водяной,
Нету лужи ни одной. (Листопад)
М. р. Листопад – красивое осеннее явление! Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром. Шуршат под ногами. Посмотрите, ребята, у нас тоже осень листья разбросала. Давайте, поднимем по одному листочку и поиграем с ними.
Проводится игра “Найди пару”.
Дети с листочками под пьесу “Вальс” П. И. Чайковского вальсируют, с окончанием музыки ищут свою пару (ребёнка с таким же листиком).
М. р. Как красива природа осенью в желтом, красном, оранжевом наряде. Какие приметы осени вы знаете?
(Становится всё холоднее, дни становятся короче – холоднее ночи, иней выпадает, стоят туманы, листопад, птицы улетают на юг и т.д.).
Предлагаю детям охарактеризовать пьесу “Октябрь” из цикла “Времена года” П.И. Чайковского, затем дети выбирают картины осени и расположить их на листе яркой бумаги под музыку.
М. р.
Вот зима опять приходит,
И снежинки хороводит.
К нам мороз опять вернулся,
Год закончен, круг замкнулся.
Звучит фрагмент пьесы “Декабрь” из цикла “Времена года” П.И. Чайковского. Выходят четыре девочки, изображающие времена года.
М. р.
Придумала мать дочерям имена:
Вот – Лето и Осень, Зима и Весна!
Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду слышны голоса.
Лето.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот!
Осень.
Нам щедрая Осень приносит плоды –
Дают урожаи поля и сады.
Зима.
Зима засыпает снегами поля –
Зимой отдыхает и дремлет земля. (А. Кузнецова)
М. р. Вот мы познакомились со всеми четырьмя временами года, узнали, как они дружно живут, сменяя друг друга. Послушали, как в музыке композиторы изображают разные времена года. Любите их всех, ведь каждое по-своему красиво и дарит вам свои особые подарки.
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом…
И природы красотой! (М. Садовский)