Цель урока:
- подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;
- совершенствовать навыки анализа текста;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; заготовки таблицы.
Ход урока
I. Постановка цели урока.
II. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять?
План сочинения-рассуждения.
1. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
3. Отражение позиции автора.
4. Собственное мнение по проблеме, обоснованной 2-3 аргументами.
5. Заключние.
- Прежде чем мы приступим к чтению текста, познакомьтесь с рекомендациями “Как правильно понять исходный текст?”
1. О чём текст? Определите тему.
2. Какие вопросы рассматривает автор? Найдите проблемы.
3. О каком вопросе автор рассуждает больше всего? Сформулируйте основную проблему текста.
4. Что хочет сказать автор своим текстом? Определите идею.
5. Как автору удалось нам помочь определить его цель? Роль языковых средств.
6. Почему были использованы именно эти языковые средства?
7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?
- Читаем текст. Во время чтения запишите ваши первоначальные наблюдения, первое впечатление. (См.Приложение 1.)
- Итак, начинаем работу над текстом. Заполняем таблицу.
План работы
Рабочие материалы
1. Вступление.
- Что мы в первую очередь определяем, начиная работать над любым текстом? (Тему.)
Определи тему
- О чем же идет речь в тексте? (Об обострившихся межнациональных отношениях.)
- Еще что определяем? (Идею.)
Определи идею
- С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Заставить читателей задуматься над тем, к чему может привести межнациональная вражда, и убедить в необходимости дружбы людей всех национальностей.)
- К чему теперь следует перейти?
Определи стиль
- Вспомните, какие вы знаете стили русской речи?
Книжные (научный,официально-деловой, публицистический, художественный) и разговорный.
- Каков стиль данного текста? (Публицистический.)
- Почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?
Цель публицистического стиля – воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важным вопросам.
Сфера применения публицистического стиля – общественно-политическая жизнь; газеты, журналы, телевидение, радио, митинги.
Жанры публицистики - статья, очерк, репортаж, интервью, фельетон, доклад, выступление по радио, телевидению, на собрании.
Основные стилистические особенности - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Основные языковые средства - сочетание книжной и разговорной лексики; экспрессивные синтаксические конструкции ( восклицательные предложения, риторические вопросы, парцелляция); изобразительно-выразительные средства языка( метафоры, сравнения, аллегории и др.)
- Каков следующий шаг в нашей работе?
Определите тип речи
- Какие типы речи вы знаете? Как их отличить друг от друга?
(Повествование, описание, рассуждение).
- К какому типу речи относится данный текст?
- Как строится текст-рассуждение? ( Исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства; вывод.)
- Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определите проблему.
- Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)
- Сформулируйте проблему данного текста. (Проблема межнациональной розни; обострившихся межнациональных отношений; национализма.)
- К какой категории можно отнести эту проблему? (Нравственной, морально-этической.)
- Какие еще проблемы можно выделить в этом тексте? (Проблема равнодушия, позволяющая процветать наглости; проблема возрождения межнациональной дружбы.)
- Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, злободневная, наболевшая.)
- Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.
1. В форме лирического размышления.
2. В форме ряда риторических вопросов, созвучных проблеме данного текста.
3. В форме рассуждения о заглавии, которое может быть дано данному тексту.
4. В форме диалога с воображаемым собеседником о проблеме данного текста. И др.
- Оформим вступление к сочинению. Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 3-4 предложения! Воспользуйтесь при необходимости клише.
Мир, в котором мы живём, трудно назвать совершенным. В нём много хорошего, но много и такого, что для неравнодушного человека является неприемлемым. Так, для ..., автора данного текста,
неприемлемым является ... .
...- один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в России. Его волнуют проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ... .
Автор текста ... не случайно обратился к теме ... . Проблема, которую он затрагивает, ... . Она интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени.
... - вот название, которое я бы дал(а) предложенному тексту. В своей статье, говоря о ..., ... поднимает ...(какую?) проблему ...
- Прочитайте, что у вас получилось.
Возможные варианты вступлений:
“Судьба человечества – в руках человека. Вот в чем ужас”. Эту фразу В.Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, а потому и запомнившуюся, я вспомнил сразу же, как прочитал текст Л.Жуховицкого, который заставляет задуматься над тем, что ждет человечество, если оно пойдет по пути межнациональной розни.
Национализм. Один из отвратительных нравственных пороков. Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека, и совсем другое, когда она овладевает душами тысяч людей. Предостеречь человечество от последствий, к которым может привести межнациональная рознь, стремится Л.Жуховицкий в своем тексте.
“Мы – россияне!” - вот название, которое я дала бы предложенному тексту. Именно к такому важному выводу приводит Л.Жуховицкий читателя, поднимая проблему межнациональных отношений. II. Комментарий.
Рассмотрите композицию
- Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей текста)
- Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.
- Итак, как же прокомментировать этот текст?
1) насколько злободневна проблема;
2) что делает ее злободневной;
3) традиционна ли эта проблема или нова;
4) если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу;
5) если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы;
6) как удалось автору привлечь внимание к данной проблеме;
7) как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; глубокий знаток человеческой души и т.д.)
- Насколько актуальна проблема текста? (В последнее время она является одной из центральных проблем нашей жизни, все чаще дает о себе знать не только такими случаями, один из которых описан Жуховицким, но и кровавыми хулиганскими столкновениями, убийствами.)
- Что приводит к подобным страшным событиям? (Национализм – отвратительнейшее проявление мнимого превосходства одной нации над другой.)
- Чем опасны националисты? (Спекулируя на чувствах неприязни к другим национальностям, на религиозных чувствах, они уверяют, что многие проблемы и неудобства в их собственной жизни возникают из-за мигрантов, что приводит к разжиганию национальной розни.)
- Почему для России эта проблема особенно актуальна? (В ней проживает около двухсот народов и народностей, и обострение межнациональных отношений может привести к трагическим последствиям.)
- Отчего автору особенно горько от возникшей проблемы? (Россия веками традиционно складывалась как многонациональное государство, славившееся своей единой многонациональной литературой, культурой, наукой, интернациональными отношениями (даже победа в Великой Отечественной войне – это заслуга всего многонационального советского народа), и попытки уничтожить все это не могут не вызывать авторской боли: он интернационалист.)
- Традиционна эта проблема? (Да, к сожалению, хотя и возникла в последние десятилетия, когда распался СССР и Россия оказалась страной со множеством накопившихся экономических, политических, социальных проблем, причины которых многие националисты видят именно в том, что слишком много “понаехало” людей из бывших союзных республик.)
- Кто из писателей, публицистов обращался к ней? (Д.Лихачев, А.Приставкин, А.Солженицын и др. Их, как и Л.Жуховицкого, возмущали проявления национализма, вызывая горечь, боль, тревогу за судьбу страны и желание объяснить читателям последствия, к которым может привести национализм.)
- Как Жуховицкий заостряет внимание читателя на этой проблеме? (Он рассказывает историю о наглом нарушении прав человека так называемой “кавказской национальности”. Эта история не может не вызвать чувств стыда и возмущения за подобные безобразные поступки, унизительные для любого человека.)
2. Составьте комментарий (устно).
- эмоционально воздействовать на читателя;
- заставить читателя задуматься над проблемами;
- пытаться найти причины изображаемых негативных явлений;
- убеждать читателя в правоте своей позиции;
- использовать ряд убедительных аргументов;
- открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к ...;
- призывать читателя к ...
3. Позиция автора. Определите позицию автора
- Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)
- В какой строке звучит основная мысль автора?
- Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?
- Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо?
- Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?
- oбилие восклицательных предложений делает текст эмоциональным;
- вопросно-ответная форма изложения сближает автора с читателем (12-14, 39-41);
- парцелляция придает статье интонации разговорной речи, облегчает читательское восприятие (2-3, 7-8, 26-27);
- риторические вопросы заставляют лишний раз задуматься над проблемой поднятой автором (31-35);
- лексические повторы придают тексту особую значимость и публицистический пафос(40-41, 47-48);
- ирония выражает негодование, возмущение автора по поводу подобных безобразных поступков.
- Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.
По мнению автора, ...
Публицист убеждён в том, что...
Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: ...
Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобразительно-выразительные средства русского языка...
Слова автора “...” отражают основную идею. Автор призывает нас к ...
В своих рассуждениях о ... автор убедителен и доказателен. По его мнению, “...”
Автор убеждает читателя в том, что...
Авторскую позицию нельзя не увидеть в...
4. Отражение собственной позиции Определите собственную позицию, подберите 2-3 аргумента
- Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли)
- Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.
Я полностью согласен с автором...
Проблемы, поднятые автором, злободневны и актуальны. Мне, как и автору, представляется правомерным убеждение в том, что...
Как и автор, я убеждён в том, что...
Безусловно, нельзя не признать правоту автора...
Нельзя не согласиться с автором...
Позиция автора представляется мне убедительной, потому что...
5. Заключение.
- Вспомните, в какой форме может быть написано заключение?
- Вывод-впечатление.
- Ответ на вопрос.
- Призыв к действию.
- Концовка с использованием цитаты.
Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к действию.)
- Напишите заключение.
Возможные варианты:
Стоит ли говорить, что все попытки поджечь “чужой” дом неминуемо приведут к пожару родного дома? Думаю, нет. А поэтому нужно сделать все для того, чтобы наша страна стала, действительно, родным домом, надежным, благополучным, комфортным, безопасным для людей разных национальностей и вероисповеданий, чтобы все мы могли с гордостью сказать: “Мы — россияне!”.
Древняя мудрость гласит: “Род человеческий – одна семья”. Почему же сегодня льется кровь? Придем ли к пониманию и согласию, к миру? На мой взгляд, ситуация изменится только в том случае, если каждый поймет, что это нормально, когда у соседа другая форма глаз, носа и другой цвет волос.
III. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами Д.С.Лихачева:
“Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.”
В качестве образца можно предложить учащимся следующее сочинение (см. Приложение 2.)