Цели: ознакомить с дорожными знаками; вспомнить правила безопасности и поведения на дорогах; воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.
Ход урока
Слайд № 1 (заставка)
Слайд № 2 (зима)
1. Вступительная беседа.
- Какое сейчас время года?
- Что вы можете рассказать о сегодняшней погоде?
- Какое настроение у вас вызывает?
2. Орг. момент.
А) Вот иду я сегодня на работу и вижу, что многие люди остерегаются идти близь домов, сторонятся
Б) А впереди меня идет женщина очень мелкими шажками, хотя заметно, что она торопится на работу
В) А на остановках люди стоят и ждут транспорт очень далеко от проезжей части, хотя летом ближе.
- И я подумала. А ведь как много вокруг нас и в зимнее время опасностей.
- Какие опасности я имела ввиду?
- А как здорово было бы, если бы об этих опасностях предупреждали дорожные знаки для пешеходов!
- В данных ситуациях какие знаки в зимнее время для пешеходов вы бы предложили? (Вызвать1-2 уч-ся нарисовать свои знаки)
3. Сообщение тему урока.
Слайд № 3 (стихотворение:
Чтоб по улицам шагать
Надо очень много знать.
Как таблицу умноженья
Помнить правила движенья.)
- Сформулируйте тему урока
Слайд № 4 (Тема урока: Дорожные знаки)
4. Проверка д/з.
- Но, чтобы путь был счастливым, на прошлом занятии мы рассмотрели 3 главных правила пешехода. Какие?
- Но для полной безопасности на улице, в метро, в транспорте надо соблюдать еще несколько правил:
А) Как надо ходить по тротуару?
Б) Как можно пересекать проезжую часть с велосипедом?
В) Что нужно сделать, если увидишь в транспорте оставленные вещи без присмотра?
Г) Что нужно сделать, если уронишь что-нибудь на рельсы в метро
Д) Какие еще правила надо знать пассажирам, пешеходам, я узнаю, проверив ваши тесты.
- Тест со сложными заданиями я дала отдельным ученикам. Отвечая на вопросы, выбирайте 1 из двух букв.
- Остальные ребята открывают тесты из сб. “Проверь себя. Плешаков 3 класс” с 5.
(Сбор тестов и проверка у сильных учеников ответы)
5. Введение в тему.
- Ребята, а для чего нужно знать “Дорожные знаки”
(Обеспечить безопасность людей)
- Жил-был автомобиль “Москвичок”. Вот он. Малыш умел ездить. Умел тормозить и поворачивать. Но совсем не знал ПДД. Однажды он выехал в город.
Рассказывается сказка одновременно с инсценированием.
6. ДУД (Рассказ о дорожных знаках).
7. История появления дорожных знаков.
Слайд № 5 (автомобиль)
Слайд № 6 (авария)
Слайд № 7 (в каком году)
Первые дорожные знаки в России стали появляться в 1911 году. Журнал Автомобилист № 1, 1911 года сообщал: “Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве с осени настоящего года приступает к расстановке предупредительных автомобильных знаков по шоссейным дорогам Московской губернии. Первоначально знаки будут расставлены по Петербургскому шоссе до деревни Безбородково. Рисунки предупредительных знаков международные, принятые всюду в Западной Европе.
- Что помогает пешеходам и водителям не попасть в дорожно-транспортное происшествие? (Светофор, дорожные знаки, знание ПДД, лежачие полицейские, пешеходный переход…)
- Информация о дорожных знаках.
8. Знакомство с новой темой.
- А теперь давайте посмотрим на плакат и мы увидим очень дружную семью Дорожных знаков. Их много, 152 знака, здесь только часть, но все их можно разбить на группы.
Слайд № 8 (Как разговаривает улица)
Слайд № 9 (Предупреждающие знаки)
- Что объединяет знаки 1 группы? (Форма, цвет) (Периметр треугольника красного цвета)
- Каково назначение этой группы знаков?
(Ответы учеников)
Слайд № 10 (Проверка)
1. Карточка (информация подготовленного ученика)
Слайд № 11 (Запрещающие знаки)
- Что объединяет знаки 2 группы? (Форма, цвет) (Изобр. внутри кр. круга)
- Каково назначение этой группы. Назовите знаки.
(Ответы учеников)
Слайд № 12 (Проверка)
2. Карточка (информация подготовленного ученика)
Слайд № 13 (Предписывающие знаки)
- Назовите характерные признаки этой группы. (Синий круг)
- Их назначение.
Слайд № 14 (Проверка)
3. Карточка (информация подготовленного ученика)
Слайд № 15 (Указательные знаки)
- Назовите характерные признаки этой группы. (Квадр и прямоуг синего цвета)
- Их назначение.
Слайд № 16 (Проверка)
4. Карточка (информация подготовленного ученика)
Слайд № 17 (Знаки сервиса)
- Назовите, что их объединяет? (Синий прямоуг)
- Для чего они нужны в пути людям?
Слайд № 18 (Проверка)
5. Карточка (информация подготовленного ученика)
8. Работа по учебнику.
- Откройте учебники стр. 14-16.
- Рассмотрите знаки, постарайтесь их запомнить. Сейчас я проверю вашу зрительную память. Каких знаков не было в презентации 1 группы? 2 группы? 3 группы? 4 группы? 5 группы?
9. Физкультминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась.
2 – изящно поклонилась
3 - нагнулась и присела.
На 4 - полетела.
У реки остановилась.
Над водою закружилась.
5 – за парту быстро села.
Жизнь опять повеселела.
10. Закрепление пройденного.
- Какое самое главное качество необходимо всем нам при движении по улицам? и
11. Работа в парах. Тест. Игра “Соедини и определи группу”.
- Разложите листики. Соедините линией дорожные знаки с названием группы.
Слайд № 19 (Проверка)
12. Будем учиться читать знаки. Игра “Найди пару”.
- Выйдите те, у кого на партах лежат предупреждающие знаки.
- Внимательно их рассмотрите и с соответствующим названием выходит пара.
- У кого запрещающие знаки выходят.
- Их пара.
- Предписывающие знаки выходят.
- Их пара.
- Информационно-указательные.
- Их пара.
- Знаки сервиса.
- Их пара.
13. Иностранные знаки.
- Дорожные знаки есть и в других странах. Кто из вас отгадает дорожный знак России?
Слайд № 20
13. Загадки о дорожных знаках. К какой группе относится.
- Загадывает подготовленный ученик (Отгадка: Дорожные работы. Предупреждающий)
- Загадывает подготовленный ученик (Отгадка: Круговое движение. Предписывающий)
- Загадывает подготовленный ученик (Отгадка: Прочие опасности. Предупреждающий)
- Загадывает подготовленный ученик (Отгадка: Железнодорожный переезд со шлагбаумом. Предупреждающий)
14. Творческое Д\з.
1. Придумать и нарисовать (вспомнив о группе) дорожные знаки в зимнее время для пешеходов.
2. Учеб. Стр. 14-17. Р.Т. стр 8-11.
3. Найти сведения о назначении и отличительных особенностях знаков приоритета, знаках дополнительной информации. (Для группы сильных учеников)
15. Просмотр ДУД (фильм-наказ).
16. Тест “Хлопни, если не согласен, хлопни, если возмущен).
Слайд № 21
17. Итог урока.
- С какими группами Дорожных знаков вы сегодня познакомились?
Слайд № 22 (Написанные группы)
Слайд № 23 (Главная задача знаков)
Слайд № 24 (Стихотворение)
Слайд № 25
18. Подарок на память.
Раздаются листки с изображением всех дорожных знаков (подарок).