Цели урока:
- проверить знания, умения, навыки в постановке знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, запятая при однородных членах, двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами;
- запятая в предложениях с однородными и неоднородными определениями, запятая при обращении и вводных словах);
- воспитывать интерес учащихся к предмету, расширять их кругозор.
Форма урока: игра “За семью печатями”
Ход урока
Сообщение темы и целей урока
Учитель: Время нашей игры “За семью печатями” пошло. В конце игры вы, ребята, должны назвать тот раздел языкознания, которому она посвящена. Право назвать раздел будет предоставлено тому, кто наберет в игре большее количество печатей. Наша игра – это ещё и зачет за третью четверть восьмого класса.
Представление игроков.
Учитель: Ребята, вам нужно рассказать о себе самое главное, ответив на вопрос: “Кто он (она)?” (Класс делится на три группы: игроки, ассистенты, болельщики. У каждого – послужной формуляр, в него ребята пишут ответы у номера печати. Исправлять ответы во время игры нельзя).
Основная часть.
Учитель: Время первой печати.
Знаки препинания (скобки, кавычки, тире, многоточия и др.) появились намного позже, чем была изобретена письменность. Без них люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. И правила их постановки были просты. “Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению к союзами” , - писал М.В. Ломоносов в 1755 году в “Российской грамматике”. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью. И не напрасно. Ведь от расстановки знаков препинания, бывает, зависит человеческая жизнь. Всем известна знаменитая фраза “Казнить нельзя помиловать” (записана на доске). Но не все знают, что в истории произошел подобный случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга, императора Александра III: “Простить нельзя, отправить в Сибирь” на “Простить, нельзя отправить в Сибирь” Узник был спасен постановкой одной запятой.
- Внимание! Вопрос первой печати: М.В. Ломоносов в своей “Российской грамматике” назвал этот знак “единительный знак”. Название этого знака восходит к французскому слову “чёрточка”. Как только не называли этот знак! Чёрная полоса чернил, молчанка, длинная черта, горизонтальная черта, знак пересечения. Этот знак введён в употребление русским писателем и историком Н.М. Карамзиным. Графически прокомментировать постановку знаков препинания в задании Приложения №1.
- В каком по счету предложении есть данный знак? (Ответ: тире, предложение №2)
Учитель: Время второй печати.
Самая лаконичная в истории переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были напечатаны “Отверженные”, Гюго послал своему издателю письмо, где стоял один знак, и получил ответ от издателя тоже с одним знаком. Так Гюго узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
- Внимание! Вопрос второй печати:
Какие это были знаки?
- В каком из предложений их нет Приложения №2? (Ответ: “?”, “!” (вопросительный и восклицательный знаки, предложение №3)
Учитель: Время третьей печати.
Собственные значения знаков препинания складывались в течение многих десятилетий в результате обобщения миллионов примеров употребления того или иного знака. Всё случайное, неудачное отсеивалось, всё лучшее закреплялось.
- Внимание! Вопрос третьей печати:
Этот знак ставят, когда хотят сказать: “Я ещё не закончил своё сообщение, читайте дальше”. С одной стороны этот знак противопоставлен точке (сообщение не закончено), с другой – многоточию (Пишущий не намерен прерывать своё сообщение)
- Что это за знак? В каком предложении его нет Приложения №3? (Доказать графически) Ответ: “,” (запятая), предложение № 2
Учитель: Время четвертой печати.
Учёные полагают, что раньше всех появилась точка(.). Затем по времени идет этот знак, который встречается в рукописях 80-х годов XV столетия; его ставят, если хотят сказать: “Я собираюсь пояснить сделанное сообщение”. Этим объясняется и употребление его перед рядом однородных членов, после обобщающего слова; в бессоюзных сложных предложениях перед второй частью, которая поясняет, дополняет первую либо указывает причину; и перед прямой речью.
Внимание! Вопрос четвертой печати:
- Что это за знак? В каком предложении три разных знака препинания Приложения №4? (Ответ: : (двоеточие), предложение №1)
Учитель: Время пятой печати.
Вопрос пятой печати связан с морфологией, так как все разделы языкознания тесно связаны. Итак, современный человек использует в своей речи 6 падежей. (И. Р. Д. В. Т. П.) . Но в русском языке долго существовал седьмой падеж, по форме он совпадал с именительным. “Следы” этого седьмого падежа мы наблюдаем сейчас в предложениях с ними.
- Внимание! Вопрос пятой печати:
Как назывался этот 7 падеж?
- Где он употребляется?
- В каком предложении его нет Приложения №5.
Ответ: Это звательный падеж он употребляется в предложениях с обращением, его нет в предложении №4.
Учитель: Время шестой печати:
Этот знак впервые ввел Мелентий Смотрицкий в книге “Грамматики словенския правильная синтагма” (пособие по церковнославянскому языку), вышедшей в печати в 1619 году и названной М.В. Ломоносовым “вратами учености”. Так вот, этот знак ставят там, где высказывание несет не основную, а дополнительную информацию. (Их можно заменить двумя тире или двумя запятыми)
- Внимание! Вопрос шестой печати:
- О каком знаке идет речь? В каком предложении нет осложнения Приложения №6?
(Ответ: скобки, нет осложнения в предложении №2)
Внимание! Вопрос седьмой печати:
Интересно, что со времен Кирилла и Мефодия, основателей русской письменности, новых букв практически не изобрели. Некоторые (11 букв) даже отменили. А вот знаки препинания изобретались. В “Российской грамматике” 1755 года Ломоносова есть знаки, (считайте сколько их): “Строчные знаки суть:
- запятая (,)
- точка (.)
- две точки (:)
- точка с запятой (;)
- вопросительный знак (?)
- удивительный знак (!)
- единительный знак (-)
- вместительный знак ( )”
- Внимание! Вопрос седьмой печати:
До XX века эти знаки пополнялись. Какими? Сколько в современном русском языке знаков препинания. В каких предложениях нет знаков препинания Приложения №7? Ответ: (… “”) Знаков препинания 10. Нет в предложениях 2 и 4.
Подведем итоги.
- Назовите количество печатей, полученных вами на уроке. Определяем победителя. Какие разделы языкознания повторили? (Синтаксис и пунктуация.)
- Время нашего урока подошло к концу, но время вашей жизни продолжается. Так распорядитесь им с пользой. Победителям игры - “особое задание” (тренировочные творческие работы повышенной трудности) Участникам - задание “Сам себе учитель” (Придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания по теме урока.)