Одного восточного мудреца спросили, как он
достиг высокой степени просветления, на что он
ответил: «Каждого человека, которого встречал
на своём пути, я считал учителем».
Вот и я решилась поделиться своими находками и
неудачами прошедшего учебного года. А расскажу я
вам об интегрированном уроке математики и
чтения, тема которого «Презентация книги Льюиса
Кэрролла «Алиса в Стране Чудес».
Сейчас не принято сообщать тему урока заранее, поэтому решая примеры устного счёта, дети самостоятельно открыли имя знаменитого оксфордского профессора математики, который во время прогулки по Темзе решил написать книгу для знакомой девочки Алисы.
Пропуском на страницы этой книги стал арифметический диктант на знание таблицы умножения. На предыдущих уроках я предполагала, что дети поменяются тетрадями и поставят оценки друг другу. Но некоторые ученики наотрез отказались разрешить «чирикать в своей тетради». Пришлось остановиться на самоконтроле. Во время проверки ребята зелёной ручкой вставляют пропущенные цифры. Подсчитывают количество зелёных цифр (ошибок), и каждый сам себе выставляет оценку. Собирая тетради на проверку, учитель красной ручкой корректирует выставленные оценки.
Следующий этап урока – знакомство со
сказочными героями. Это и Синяя Гусеница, и
Белый Кролик, и Черепаха Квази, Мартовский Заяц, и
Чеширский Кот, и конечно главная героиня Алиса.
Решая сложные примеры с названиями компонентов,
дети соотносили иллюстрации героев с их
высказываниями из книги. Дети не только
отрабатывали математические навыки, используя
научный язык, но и зачитывали высказывания из
произведения, анализировали их и делали выводы,
кому принадлежат высказывания.
Далее я пригласила учеников в математическое
кафе, в котором предложила карточки с
разноуровневыми задачами.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Красная карточка – задача на 3. На ней дана
краткая запись задачи.
Жёлтая карточка – на 4. На ней выделены ключевые
слова.
Зелёная карточка – на 5. На ней напечатан только
текст задачи.
Как я рассуждала? Тесты мы даём, не зачитывая их вслух, и я решила не зачитывать задачу. Что получилось? На предыдущих уроках дети выбирали карточку, как «кота в мешке». Первый раз все ученики взяли задачи на 4. Некоторые разочаровались, поняв, что могли бы решить задачу на 5, а другие не справились с задачей жёлтой карточки. На другом уроке уверенные в себе дети взяли карточку на 5,неуверенные – взяли красную карточку на 3.
Возникла другая проблема. Ребята взяли карточку на 3, увидели подсказку и тут же попросили карточку на 4 или 5.И в первый раз я это разрешила. А потом поняла, что эта подсказка не поможет развитию навыка решения задач и будет не справедливо по отношению к тем, кто сам, без подсказки, решал эту задачу.
Тогда были сформулированы новые правила игры:
– Нельзя менять карточку с простой на сложную,
потому что ты увидел подсказку.
– Можно менять карточку сложную на
простую, потому что ты не видел подсказку.
Через несколько уроков я пришла к выводу, что текст задачи учащиеся должны услышать перед выбором карточки.
Первый ребёнок, решивший задачу верно, автоматически становится помощником учителя и зелёной ручкой ставит только пятёрки тем, у кого задача решена правильно.
А урок идёт далее – творческое задание. По данному чертежу самостоятельно придумать задачу с участием героев сказки, а решить её с помощью уравнения (этот вид работы я подсмотрела в учебнике Э.И.Александровой). Вы же прекрасно понимаете, что это не только отработка навыков решения задач, но и аналитическая деятельность по произведению.
Какой современный урок без логической задачи? Предлагаю поработать в парах. Опираюсь на тех учеников, которые посещали дополнительные занятия «Умники и умницы». Они эти задачи «щёлкают, как семечки».
Последний этап урока – релаксация. В течение урока каждый ученик за правильно решенную задачу любого уровня получал шутку от Льюиса Кэрролла. Ведь в Англии он самый цитируемый автор после Шекспира. Чтобы выбрать удачные фразы, я пять раз прочитала книгу от корки до корки, проверяя шутки на своих родных и близких. Позволю себе назвать понравившуюся детям шутку. «Мартовский Заяц не в своём уме? Но сейчас же май. Возможно, он уже пришёл в себя».
В конце урока дети выходят к доске и выразительно зачитывают шутку так, чтобы был понятен юмор.
Таким образом, на комбинированном уроке математики и чтения дети переходят от преподнесения учителем системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от усвоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.