Цели урока: конкретизировать понятия «знак» и «символ», рассмотреть примеры использования символов в искусстве, закрепить полученные знания на уроке средствами интерактивной презентации.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Объяснение нового материала
– Ребята, тема урока у нас на экране.
Откройте тетради, запишите тему урока.
– Какое слово знакомо? Что такое знаки? Какие
знаки вам известны? (Ответы детей)
(Слайд 2). Давайте запишем в тетради определение
«знака».
– А что такое «символ»?
(Слайд 4). Запишем определение «символа».
– Давайте откроем учебники («Искусство 8-9
классы» – Г.П. Сергеева, М. Просвещение, 2011) на
странице 60, читаем 2-й абзац. (Читаем)
– Что самое главное мы должны записать в тетрадь?
(Обсуждаем и записываем в тетрадь)
– Давайте посмотрим. (Слайд 5). Сюжет знаком?
Посмотрите, какие символы использовал
иконописец? (Дерево как символ земного пути,
жертвенная чаша, хлеб как символ причастия).
– А цвет может нести в себе символ? (Слайды 6-7).
Объединяет две эти картины два цвета: красный,
как символ жертвы, и синий, как символ духовной
чистоты.
– Давайте посмотрим две гравюры немецкого
художника А. Дюрера. (Слайд 8)
– Холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник –
это кто, это что?
Гравюра называется «Меланхолия», для этого
типа темперамента характерно размышления и
одиночество. – О чем скорбит наша героиня? Она
скорбит о несовершенстве мира, погруженного в
хаос. Хаос можно превратить в порядок. Измеряя,
рассчитывая, обрабатывая ( инструменты), можно
добиться благосостояния и гармонии. Природу
можно укротить, камни обработать, предметы
сконструировать, но что делать с людьми, с их
упрямыми грешными душами? Что делать с самим
собой?
– Какую символическую нагрузку несет лестница?
(Это путь духовного восхождения).
– О суетности мира рассказывают натюрморты –
ванитас. (Слайды 9-10) Давайте посмотрим два
натюрморта. Я думаю, вы сразу сообразите, в чем
идея этих картин, и какую роль в них играет череп.
– Это универсальные символы, а в русском
искусстве появился еще один символ – это…
(слайды 11-12) дорога. Дорога как символ жизненного
пути. Почему такой символ появился? (Бескрайние
российские земли, огромные территории).
– Давайте, посмотрим фрагмент из фильма. Какую
роль играет этот фрагмент в фильме? Как музыка
усиливает воздействие на зрителя? Вы обратили
внимание на 3-частность этого фрагмента? Фильм
узнали? Какую роль в жизни героев сыграла метель?
3. Закрепление новых знаний
– Давайте (слайд14 ) выберем на экране
символы и удалим знаки.
(Слайд 15) В жизни каждого человека
присутствуют символы, выложите по дороге –
символу человеческого пути – те, которые
присутствуют в жизни каждого человека.
Домашнее задание. Найдите стихотворения русских поэтов, в которых есть образ дороги.