"Знаки и символы в искусстве". 8-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (60 МБ)


Цели урока: конкретизировать понятия «знак» и «символ», рассмотреть примеры  использования символов в искусстве, закрепить полученные знания на уроке  средствами интерактивной презентации.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Объяснение нового материала

– Ребята, тема урока у нас на  экране.  Откройте тетради, запишите тему урока.
– Какое слово знакомо? Что такое знаки?  Какие знаки вам известны?  (Ответы детей)
(Слайд 2). Давайте запишем в тетради определение «знака».
– А что такое «символ»?
(Слайд 4). Запишем определение «символа».
– Давайте откроем учебники («Искусство 8-9 классы» – Г.П. Сергеева, М. Просвещение, 2011) на странице 60,  читаем 2-й абзац. (Читаем)
– Что самое главное мы должны записать в тетрадь? (Обсуждаем и записываем в тетрадь)
– Давайте посмотрим. (Слайд 5). Сюжет знаком? Посмотрите, какие символы использовал иконописец? (Дерево как символ земного пути, жертвенная чаша, хлеб как символ причастия).
– А цвет может нести в себе символ? (Слайды 6-7). Объединяет две эти картины два цвета: красный, как символ жертвы, и синий, как символ духовной чистоты.
– Давайте посмотрим две гравюры немецкого художника А. Дюрера. (Слайд 8)
– Холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник – это кто, это что?
Гравюра называется «Меланхолия», для этого типа  темперамента характерно размышления и одиночество. – О чем скорбит наша героиня? Она скорбит о несовершенстве мира, погруженного в хаос. Хаос можно превратить в порядок. Измеряя, рассчитывая, обрабатывая  ( инструменты), можно добиться благосостояния и гармонии. Природу можно укротить, камни обработать, предметы сконструировать, но что делать с людьми, с их упрямыми грешными душами? Что делать с самим собой?
– Какую символическую нагрузку несет лестница?  (Это путь духовного восхождения).
– О суетности мира рассказывают натюрморты – ванитас. (Слайды 9-10) Давайте посмотрим два натюрморта. Я думаю, вы сразу сообразите,  в чем идея этих картин, и какую роль в них играет череп.
– Это универсальные символы, а в русском искусстве появился еще один  символ –  это… (слайды 11-12) дорога. Дорога как символ жизненного пути. Почему такой символ появился? (Бескрайние российские земли, огромные территории).
– Давайте, посмотрим фрагмент из фильма. Какую роль играет этот фрагмент в фильме? Как музыка усиливает воздействие на зрителя?  Вы обратили внимание на 3-частность этого фрагмента? Фильм узнали? Какую роль в жизни героев сыграла метель?

3. Закрепление новых знаний

–  Давайте (слайд14 ) выберем на экране символы и удалим знаки.
(Слайд  15) В жизни каждого  человека присутствуют символы, выложите по дороге – символу человеческого пути –  те, которые присутствуют в жизни каждого человека.

Домашнее задание. Найдите стихотворения русских поэтов, в которых есть образ дороги.