Ледниковый период

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (456 кБ)


Цель: познакомить учащихся начальной школы с животным миром ледникового периода.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами отправимся в далёкое путешествие на машине времени. А куда же мы отправимся?  Это мир холода на севере и тёплых влажных болот на юге. Это мир вымерших гигантов и привычных нам животных. Интересно? Тогда закрывайте глаза, мы отправляемся!

(Звучит мелодия из альбома Жана-Мишель Жара «Оксиджен»)

(Слайд 1)

Учитель: Вот мы и оказались в далёком прошлом. Куда же мы попали?
Дети: В ледниковый период.

(Слайд 2)

Учитель: Чем отличается его мир от нашего?

Дети: Растут пальмы, по болоту ходят фламинго, цветёт лотос. По поляне ходит слон с коротким хоботом.

Учитель: А чем мир ледникового периода похож на наш?

Дети: Растут ели, дубы, пасутся пятнистые олени.

Учитель: Действительно, ледниковый период соединил в себе черты древнего мира динозавров и современного мира человека. Наступившее похолодание изменило климат Земли и привело к появлению новых животных и растений.  Именно в это время и появились предки современных животных. С ними  мы сегодня и познакомимся.

(Слайд 3)

Наиболее известным животным ледникового периода, конечно же, является мамонт. Мамонты были покрыты густой шерстью, которая вместе с толстым слоем жира хорошо защищала их от морозов ледникового периода. Вырастая до 3,5 м, мамонт обладал и огромными, загнутыми внутрь бивнями. На спине мамонта был большой жировой горб, за счёт которого он питался зимой, когда снег покрывал скудную растительность тундры и степей. Питался мамонт ветвями хвойных деревьев, ив, берёз, а также различными степными растениями.

(Слайд 4)

Другой представитель семейства хоботных – это мастодонт. Жили мастодонты намного южнее мамонтов во влажных болотистых областях с богатой растительностью. Отличительной особенностью этих животных было наличие 2 пар бивней – верхних и нижних.

(Слайд 5)

Постоянным спутником мамонта был крупный, поросший шерстью носорог, обитатель холодной тундры и степей. Этот носорог достигал высоты 1,5 м и длины около 3,5 м.на черепе у него имелось 2 расположенных друг за другом рога, причём передний рог вырастал до 1 м, а вот задний «всего»  до 30 см.  шерстистые носороги питались в основном той же пищей, что и мамонты.

(Слайд 6)

Пещерный медведь был крупнее своего потомка – бурого медведя. Но, в отличие от него, не был всеядным животным. Он питался только растениями и, наверно, был довольно мирным существом.

(Слайд 7)

Большерогий олень был одним из самых красивых оленей, когда-либо живших на Земле. Его голову украшала пара прекрасных рогов, выраставших до 3 м. Большерогий олень предпочитал пастись на широких открытых равнинах, покрытых травой и кустарниками (из-за своих огромных рогов он избегал леса).

(Слайд 8)

Кости этого животного первоначально приняли за кости мамонта, и только при более подробном исследовании установили, что это было совершенно другое животное. Индрикотерий – это гигантский безрогий носорог. Он вырастал до 5 м и был самым крупным из наземных млекопитающих. Жили индрикотерии небольшими стадами и питались листьями деревьев, которые легко доставали благодаря своему большому росту.

(Слайд 9)

Трёхпалый предок современной лошади – гиппарион – пасся небольшими табунами на бескрайних травянистых равнинах. Ростом он был с телёнка и уже умел бегать рысью (как и современные лошади).

(Слайд 10)
Самыми опасными хищниками ледникового периода были, несомненно, саблезубые кошки. Своё название они получили благодаря огромным передним клыкам, которые достигали 10-15 см.
Махайрод наводил ужас не только на животных, но и на человека. Благодаря своим огромным клыкам, которые торчали даже из закрытой пасти, он нападал даже на мастодонтов и носорогов.

(Слайд 11)

Все мы привыкли называть это животное саблезубым тигром. Смилодон жил на территории Северной и Южной Америки и был не менее опасным хищником, чем его собрат махайрод.

Учитель: Какое из этих животных вам больше всего понравилось?
Почему вы выбрали именно его? Чем он вам запомнился?

(Ответы детей)

Домашнее задание:

  • нарисовать наиболее понравившееся животное
  • найти о нём дополнительную информацию и познакомить с ней одноклассников

Учитель: Закончилось наше путешествие в мир ледникового периода. Он был этапом в истории развития жизни на Земле и подарил нам много интересных животных. Некоторые из них вымерли, другие изменились и стали привычными для нас животными. Но все они были необходимой вехой в истории Земли.

Использованная литература:

  1. Биология: Научно-популярная энциклопедия. – М.: ЗАО «Росменпресс», 2007.
  2. Детская энциклопедия. Том 2. – М. издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1959.
  3. По путям развития жизни.  – Чехословакия, издательство «АРТИЯ», 1959.