Цель: познакомить учащихся начальной школы с животным миром ледникового периода.
ХОД УРОКА
Учитель: Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами отправимся в далёкое
путешествие на машине времени. А куда же мы
отправимся? Это мир холода на севере и тёплых
влажных болот на юге. Это мир вымерших гигантов и
привычных нам животных. Интересно? Тогда
закрывайте глаза, мы отправляемся!
(Звучит мелодия из альбома Жана-Мишель Жара «Оксиджен»)
(Слайд 1)
Учитель: Вот мы и оказались в далёком
прошлом. Куда же мы попали?
Дети: В ледниковый период.
(Слайд 2)
Учитель: Чем отличается его мир от нашего?
Дети: Растут пальмы, по болоту ходят фламинго, цветёт лотос. По поляне ходит слон с коротким хоботом.
Учитель: А чем мир ледникового периода похож на наш?
Дети: Растут ели, дубы, пасутся пятнистые олени.
Учитель: Действительно, ледниковый период соединил в себе черты древнего мира динозавров и современного мира человека. Наступившее похолодание изменило климат Земли и привело к появлению новых животных и растений. Именно в это время и появились предки современных животных. С ними мы сегодня и познакомимся.
(Слайд 3)
Наиболее известным животным ледникового периода, конечно же, является мамонт. Мамонты были покрыты густой шерстью, которая вместе с толстым слоем жира хорошо защищала их от морозов ледникового периода. Вырастая до 3,5 м, мамонт обладал и огромными, загнутыми внутрь бивнями. На спине мамонта был большой жировой горб, за счёт которого он питался зимой, когда снег покрывал скудную растительность тундры и степей. Питался мамонт ветвями хвойных деревьев, ив, берёз, а также различными степными растениями.
(Слайд 4)
Другой представитель семейства хоботных – это мастодонт. Жили мастодонты намного южнее мамонтов во влажных болотистых областях с богатой растительностью. Отличительной особенностью этих животных было наличие 2 пар бивней – верхних и нижних.
(Слайд 5)
Постоянным спутником мамонта был крупный, поросший шерстью носорог, обитатель холодной тундры и степей. Этот носорог достигал высоты 1,5 м и длины около 3,5 м.на черепе у него имелось 2 расположенных друг за другом рога, причём передний рог вырастал до 1 м, а вот задний «всего» до 30 см. шерстистые носороги питались в основном той же пищей, что и мамонты.
(Слайд 6)
Пещерный медведь был крупнее своего потомка – бурого медведя. Но, в отличие от него, не был всеядным животным. Он питался только растениями и, наверно, был довольно мирным существом.
(Слайд 7)
Большерогий олень был одним из самых красивых оленей, когда-либо живших на Земле. Его голову украшала пара прекрасных рогов, выраставших до 3 м. Большерогий олень предпочитал пастись на широких открытых равнинах, покрытых травой и кустарниками (из-за своих огромных рогов он избегал леса).
(Слайд 8)
Кости этого животного первоначально приняли за кости мамонта, и только при более подробном исследовании установили, что это было совершенно другое животное. Индрикотерий – это гигантский безрогий носорог. Он вырастал до 5 м и был самым крупным из наземных млекопитающих. Жили индрикотерии небольшими стадами и питались листьями деревьев, которые легко доставали благодаря своему большому росту.
(Слайд 9)
Трёхпалый предок современной лошади – гиппарион – пасся небольшими табунами на бескрайних травянистых равнинах. Ростом он был с телёнка и уже умел бегать рысью (как и современные лошади).
(Слайд 10)
Самыми опасными хищниками ледникового периода
были, несомненно, саблезубые кошки. Своё название
они получили благодаря огромным передним клыкам,
которые достигали 10-15 см.
Махайрод наводил ужас не только на
животных, но и на человека. Благодаря своим
огромным клыкам, которые торчали даже из
закрытой пасти, он нападал даже на мастодонтов и
носорогов.
(Слайд 11)
Все мы привыкли называть это животное саблезубым тигром. Смилодон жил на территории Северной и Южной Америки и был не менее опасным хищником, чем его собрат махайрод.
Учитель: Какое из этих животных вам
больше всего понравилось?
Почему вы выбрали именно его? Чем он вам
запомнился?
(Ответы детей)
Домашнее задание:
- нарисовать наиболее понравившееся животное
- найти о нём дополнительную информацию и познакомить с ней одноклассников
Учитель: Закончилось наше путешествие в мир ледникового периода. Он был этапом в истории развития жизни на Земле и подарил нам много интересных животных. Некоторые из них вымерли, другие изменились и стали привычными для нас животными. Но все они были необходимой вехой в истории Земли.
Использованная литература:
- Биология: Научно-популярная энциклопедия. – М.: ЗАО «Росменпресс», 2007.
- Детская энциклопедия. Том 2. – М. издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1959.
- По путям развития жизни. – Чехословакия, издательство «АРТИЯ», 1959.