Экологический проект по теме "Разнообразие животных". Подготовительная группа

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность темы

Задача любого педагога  дать детям действительно научные представления в области биологии, экологии, географии, но при этом облечь информацию в привлекательную и интересную форму.

Детей дошкольного возраста в игровой форме можно знакомить с довольно серьезными природными закономерностями. Так, сочиняя адреса зверей и птиц, изготавливая конверты, рисуя на марках любимых животных, ребята могут усвоить массу разнообразной информации: где обитают (можно по карте оценить расстояние от своего места жительства до места жительства адресата), с какими растениями и как связаны, определяют их роль в природе,  чем питаются, и  осознают, что зверей, птиц нельзя кормить «человеческой» пищей. Во время сочинения писем можно предложить, оценив свои возможности, пригласить животное в гости (если могут создать подходящие, как в природе, условия). Это очень важный момент, так как у большинства детей благодаря взрослым развито потребительское отношение к природе. (Увидел в лесу птицу, ежа, бельчонка – поймал: «Хочу, чтоб он жил у меня дома». А хорошо ли при этом самому животному, в расчет не берется).
Через  письма от животных, в которых звери и птицы «рассказывают» о себе, «исправляя» ошибки, неточности в знаниях у детей, можно более эффективно корректировать знания ребят, чем, если бы это сделал взрослый. Особенно детям нравится то, что общение получается на равных. Звери, например, могут задать детям вопросы, которые те совсем не ожидали. Такие письма вызывают у ребят огромный эмоциональный отклик.
Работа по проекту помогает осознать роль в природе и право на существование любого живого организма (в природе нет вредных и полезных, нужных и ненужных). Ребенок начинает осознавать, что все живое связано невидимыми ниточками природы, которые человек должен стараться сохранить.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, воспитатель-эколог, родители детей.

Длительность проекта: 9 месяцев. (Приложение 1)

Проблема: как животные приспособлены к различной среде обитания?

Цели:

  • Изучение животных разных систематических групп (звери, птицы, насекомые, пауки, раки, черви, пресмыкающиеся, земноводные).
  • Формирование основ экологического мировоззрения, развитие ребенка как личности.

Задачи:

  • Дать ребенку большой объем разнообразной информации по экологии, биологии, географии (сами термины не употребляются, дети должны лишь понять их сущность).
  • Избавить от стереотипного взгляда на человека, как царя природы.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Развитие осмысленного отношение к природе и ее связям.
  • Формировать экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведение.
  • Развивать фантазию ребенка, творчество.
  • Формировать понимание необходимости существования на Земле всех живых организмов независимо от наших симпатий и антипатий, их взаимосвязи между собой и средой обитания.

Этапы проекта

Проект включает три основных этапа:

Подготовительный: постановка целей и задач, определение методики работы, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

Основной (исследовательский): выполнение намеченных задач, поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Обобщающий (заключительный): подведение итогов работы, обобщение результатов в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Форма реализации проекта: детские рисунки, оформление придуманных ими сказок, рассказывание о животных в группах младшего возраста, оформление глобуса.

Материалы:

  • иллюстрации животных;
  • детские энциклопедии;
  • детская художественная литература;
  • коллекция научных фильмов о животных;
  • подобраны экологические игры;
  • фотоальбомы.

Оборудование:

  • альбомы;
  • карандаши, мелки, гуашь, фломастеры, глина;
  • микроскоп;
  • коллекция насекомых;
  • макеты пустыни, горного ландшафта, глобуса;
  • организована лаборатория;

Разработка содержания всего проекта на основе его тематики

  1. Дети получают письмо от жителей Цветочного городка с просьбой помочь Незнайке принять участие в конкурсе  «Знатоки природы».
  2. Для того, что бы помочь Незнайке нам самим нужно многое узнать о жителях нашей планеты, а кто может лучше нам рассказать о животном мире? Ну, конечно же, сами животные! Давайте им напишем письма. А как правильно оформить конверт и составить письмо я вас научу.
  3. Дети выбирают животное, которое им больше всего нравится.
  4. Изготовление конверта.
  5. Изготовление марки.
  6. Написание письма по определенной схеме (пишут вместе с родителями по моей схеме). (Приложение 2)
  7. Рисуют портрет животного-адресата.
  8. Оформляют конверт с адресом.
  9. Получают ответы от животных с подарками (составленные воспитателем).

Смотрим видеофильмы о животных, читаем стихотворения, рассматривание энциклопедий, фотографий и рисунков (письма с ответами читают не все сразу, а постепенно). (Приложение 3)

Результаты работы: В процессе работы по экологическому проекту «Разнообразие животных»,    дети обучаются увлекательно,  а знания усваивают незаметно, в процессе игры. Очень часто мы учим любить природу с помощью лозунгов-призывов: «Дети, вы должны беречь то-то и то-то», «Природа - наше богатство» и т. п. Все эти красивые и правильные слова не вызывают отклика, сопереживания в детской душе. А если ребенок прочитает или напишет слова «Дорогой волк!» или «Дорогой ежик!», научится относиться к животным если не с любовью, то хотя бы с пониманием.
Любить всех животных невозможно, а вот уважать право на существование каждого – нужно обязательно!