Оборудование: читальный зал библиотеки.
Цели:
- Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности – "библиотека", "читальный зал", "абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр».
- Вызвать у школьников интерес к книге.
- Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.
- Обучить правилам пользования библиотекой.
- Формировать бережное отношение к книгам.
- Знакомство с "Правилами поведения в библиотеке".
Форма проведения: рассказ о библиотеке, просмотр красочных изданий книг и журналов, викторина «Мои любимые книжки».
Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ученики первого класса и на многие вопросы знаете ответы – как называется дерево, которое растет под вашим окном, кто живет в море, какое животное постоянно умывается, как растет хлеб. Я вместе со своей помощницей Василисой Премудрой пригласила вас в удивительный дом, называется он «библиотекой», в нем собраны путеводители по жизни. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину простой люд писал на бересте, а государственные бумаги – указы и грамоты – на специально обработанной тонкой коже – пергаменте, который скатывался в трубочки – свитки. Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой ваши верные друзья.
Василиса Премудрая.
О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
С. Михалков
Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.
Василиса Премудрая.
Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.Л. Охотницкая
Библиотекарь. Библиотека – это
удивительный город, где вместо проспектов и улиц
ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные
полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё
название. И живут в этом чудесном городе ваши
друзья – литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А
хорошо ориентироваться в этом удивительном
городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент,
где выдают книги на дом. Несколько дней книга
твоя. Ты можешь читать, перечитывать,
рассматривать картинки. И в назначенный срок
книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна
другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не
беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить
срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их
можно прочесть в нашем читальном зале. Это
справочная литература – энциклопедии, словари,
книги, которые могут понадобиться читателям в
любой день. (Библиотекарь показывает справочную
литературу).
В читальном зале очень интересные книжные
выставки, посвященные важным и интересным
событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и
журналы. (Библиотекарь показывает журналы и
газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята, читательский
формуляр (показать), куда записываются все
книги, которые вы прочтете.
Василиса Премудрая.
Книги любят бережное отношение и чистоту.
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.Т. Блажнова
Библиотекарь. Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится. В нашей библиотеке есть «Книжкина больница», в которой ребята помогают книгам, которые нуждаются в лечении. Но все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники беречь!
Василиса Премудрая. Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:
Правила обращения с книгой
- Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
- При чтении книг пользуйся закладкой.
- Не загибай книжные страницы.
- Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
- Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
- Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
- Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику выдаются «Правила пользования библиотекой»).
«Правила пользования библиотекой»
- В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
- Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
- С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
- Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
- Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.
Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки?Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ – показывать книгу, из которой был взят вопрос).
1. Назовите писателя, придумавшего сказочных
персонажей Винтик и Шпунтик? (Н.Носов)
2. Скольких разбойников перехитрил Али Баба? (40).
3. Кто из трёх поросят построил самый прочный
домик? (Наф-Наф).
4. Они перевоспитали почтальона Печкина. (Дядя
Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик. Э.Успенский «Дядя
Фёдор, пёс и кот»).
5. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки
Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди? (11 братьев).
6. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара).
Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?
1. «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).
2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).
3. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие». (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).
4. «Давным давно, в городке на берегу Средиземного моря, жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Синий Нос». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).
5. «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело не лёгкое …». (Л.Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»).
Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:
1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля.
Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
2. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу,
скорики, морики. (Бастинда. А.Волков «Волшебник
изумрудного города».).
3. Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя.
В.Катаев «Цветик-семицветик).
4. Крекс, фекс, пекс! (Буратино. А.Толстой
«Золотой ключик, или приключение Буратино»).
Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.
С помощью одного из учеников библиотекарь
показывает, как правильно выбрать и записать
книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько
человек к полкам с книгами, выбирают себе для
чтения и подходят к столу библиотекаря для
записи.