Аннотация:
Урок по краеведению во 2 классе «Растительный мир Мурманской области. Грибы съедобные и несъедобные. Дикорастущие растения» был составлен с использованием презентации ( программа PowerPoint ).
Урок проведён, как урок-открытие новых знаний учащимися начальной школы, впервые изучающими предмет «Краеведение» во 2 классе по программе интегрированного краеведческого курса в содержании начального общего образования, в образовательной области «Окружающий мир». В рабочей программе учителя, \разработанной для 2,3, 4 классов МОУ ЛШ-И, данная тема занимает одно из важных мест в изучении окружающего мира Мурманской области, так как выполняет одно из требований к уровню подготовки обучающихся по предмету «Краеведение», оканчивающих начальную школу. Учащиеся должны уметь различать наиболее распространённых представителей флоры и фауны Мурманской области, называть основные виды животных, растений и грибов Мурманской области, самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определённой краеведческой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа. На уроке используются различные методы и приёмы: беседа, игра, разминка, исследовательская деятельность учащихся, компьютерные технологии – презентация, содержащая основные этапы урока, яркие слайды с гиперссылками, повышающими учебную мотивацию учащихся, интерес к изучаемой теме, как результат достижения целей урока, качества обучения.
Урок проводится в учебном кабинете, оборудованным интерактивной доской, компьютером, проектором.
Презентация «Растительный мир Мурманской области. Грибы съедобные и несъедобные. Дикорастущие растения» состоит из 20 слайдов. Выбор содержания каждого слайда продуман, обоснован и связан друг с другом:
Слайды 1, 2 – определение темы, активизация целей урока через отрывок стихотворения Октябрины Вороновой.
Слайд 3 – разминка, виды родной природы в окрестностях села Ловозера в разное время года, как предмет разговора о разнообразии, красоте растений, о собственном опыте учащихся общения с родной природой
Слайд 4 – открытие знания об иерархии места в природной среде растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы, грибы.
Слайд 5 – выбран для игрового задания с гиперссылками: «Узнай ягодный кустарничек». Гиперссылки: «Брусника», «Голубика», «Клюква», «Черника», «Морошка».
Слайд 6 – выбран для самостоятельного открытия знания учащимися (работа с учебным пособием) – «Узнай грибы»: «Боровик», «Берёзовик», «Подосиновик», «Мухомор».
Слайд 7 – предназначен для сопровождения слова учителя о соблюдении правил сбора грибов, о грибах съедобных и несъедобных.
Слайд 8 – содержит проблемный вопрос, подводит итог, как продолжение информации, содержащейся в слайде 7.
Слайды 9-10 – подводят итог открытия знания о грибах съедобных и несъедобных.
Слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 – это картины природы, сопровождающие слова учителя о красоте и богатстве леса. Имеют воспитательный момент.
Слайд 20 – сопровождает минуты угощения ягодами брусники учащихся.
Тип урока: урок-открытие.
Технологии: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Цели урока:
- уточнить и расширить представление учащихся о растительном мире Мурманской области;
- воспитывать интерес к родному краю;
- совершенствовать технику чтения и речь учащихся;
- учить замечать красоту окружающего мира и северной природы.
Оборудование урока: презентация по теме урока; у каждого учащегося – учебное пособие Уткова П. Ю. «Моё заполярье», Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004г. (закладки на с. 11, с. 15, с. 19); таблица с изображением растительного мира Мурманской области; корзинка с ягодами брусники (свежей), можно заготовить с осени.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока
Начнём красиво. Я прочитаю вам строки из стихотворения Октябрины Вороновой:
На все чудесные края,
Что за лесами, за полями,
Моё родное Заполярье
Не променяю в жизни я.
Так же и я вместе с вами люблю наше Заполярье, и с удовольствием помогаю вам на уроках краеведения открывать новые знания о родном крае. Сегодня наши знания пополняются новыми сведениями об окружающем мире растений и грибов Мурманской области. (Слайд 2)
2. Работа по теме урока (Слайд 3)
Беседа
Учитель: Разрешите узнать, кто был в
лесу этим летом и осенью? Что видели там?
Что растёт в нашем лесу?
(Выслушиваю ответы, помогаю выстроить грамотную речь учащихся, хвалю за полные, интересные выступления)
Учитель: А вы знаете, что главные в
лесу – это деревья? (Слайд 4)
В нашем лесу деревья растут самые разные: рябина,
осина, берёза, ель, сосна. А под деревьями –
кустарники: ива, карликовая берёза, верба; Ещё
ниже – кустарнички, травы, грибы. (Одновременно
рассматриваем на таблице эти растения)
Задание «Узнай ягодный кустарничек» (Слайд 5)
Беседа
Учитель: Выясним, о каком растении идёт речь. Выслушайте стихотворение, покажите в таблице, если растение узнали, то увидите его на экране и прочитаете комментарий.
Брусника-ягода, брусника!
Кому напев этот знаком?
А вот поди, да расспроси-ка,
Знаком ли кто с её цветком?
А между тем, цветок брусничный
Красивей ягодки самой, – такой
Изящный, симпатичный.
И весь как будто восковой
(Узнать в таблице это растение, показать, прочитать комментарий).
Комментарий. Брусника – лесной стелющийся кустарничек с кожистыми вечно-зелёными листьями и съедобными красными ягодами.
Приспустившись к земле немножко,
Солнце светит ночь напролёт,
И на кочках цветёт морошка,
Запоздалым снежком цветёт.
(Узнать в таблице это растение, показать, прочитать комментарий).
Комментарий. Морошка – болотное растение со съедобными рыжевато-жёлтыми душистыми ягодами.
Вот встречаешь ягод тучу
И не знаешь – Кто они?
Ты на пробу пару штучек съешь –
И в зеркальце взгляни.
Если там увидишь злюку:
Узкий глаз,
Кривой оскал –
Значит ты увидел клюкву и в лицо её узнал.
Комментарий. Клюква – мелкий стелющийся кустарничек с вечнозелёными листьями и тёмно-кислыми красными ягодами.
И я запомню, как растёт с утра
Тумана мгла в молчании великом,
Как цвета голубиного пера
На голых сопках зреет голубика.
Комментарий. Голубика – северный кустарничек со съедобными сизо-голубыми ягодами.
Смотришь, люди там и тут
Тоже по лесу идут.
И у всех, мы видим, лики тоже синие,
В чернике.
Комментарий. Черника – мелкий дикорастущий кустарничек с ягодами черно-синего цвета.
Физминутка
«Прыгают белочки, прыгают зайчики, танцуют девочки, танцуют мальчики». Дети, активно двигаясь, изображают движения белочек, зайчиков, себя. (Автор: Красавина В.Г.)
2.3. Задание «Узнай грибы» (Слайд 6)
Учитель: в Мурманской области растут грибы, которые широко известны в средней полосе России: сыроежки, горькушки, грузди, волнушки. Встречаются и зеленушки, берёзовики, осиновики, белые грибы, моховики, красные мухоморы, и др.
Выясним, как выглядит гриб по его описанию. Выслушайте стихотворение-загадку, найдите гриб на экране. Если гриб узнали, с места другой ученик получит право громко и выразительно прочитать комментарий на с. 11 (закладка). Приготовьтесь к чтению, откройте с. 11 учебника «Моё Заполярье».
Белый гриб – боровик
Всех грибов отличнее:
Богатырь – боровик
С головой коричневой.
Ответ: Боровик.
Чтение отрывка о боровике.
Не скрою – не белый.
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще.
Ответ: Берёзовик.
Чтение отрывка о берёзовике.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я …. подосиновик .
Ответ: подосиновик.
Чтение отрывка о подосиновике.
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Я довитый мухомор.
(Чтение текста о мухоморе читает учитель)
2.4. Слово учителя и открытие учеников о съедобных и несъедобных грибах слайд 7
Учитель: Распознать съедобные и несъедобные грибы бывает сложно. Нужно собирать только те из них, в которых человек абсолютно уверен. Надо помнить, что грибы имеют одно свойство – они накапливают вредные вещества и поэтому нельзя собирать грибы в черте города, рядом с дорогами или предприятиями, которые загрязняют окружающую среду.
– А теперь давайте вспомним всё, что прочитали о грибах и разделим их на съедобные и несъедобные. (Слайды 8, 9, 10)
Съедобные: белый гриб, берёзовик, осиновик.
Несъедобные: мухомор.
3. Подведение итогов урока. (Слайды 11-19)
Слово учителя: Ребята, я вижу, вы с интересом потрудились, я довольна вашей работой и открытием знаний в мире растений Мурманской области, о грибах и дикорастущих растениях. Лес наш – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо беречь и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. (во время слова учителя учащиеся рассматривают иллюстрации на с. 15, 19 учебника «Моё Заполярье»).
– Спасибо, наш урок Краеведения закончен. (Слайд 20) Угоститесь ягодкой-брусникой.
(Учитель обходит учащихся с корзинкой ягод, угощает).