Цель урока:
- изучить особенности компонентов зоны полупустынь и пустынь и взаимодействие между компонентами зон;
- сформировать образ полупустынь и пустынь;
- выявить экономические проблемы пустынь и пути решения проблем;
- формировать представления о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов.
Оборудование. Географическая карта «Природные зоны Евразии»,таблица по биологии «Пресмыкающиеся», таблица «Пустыня», гербарный экземпляр саксаула.
ХОД УРОКА
Учитель: В южной части России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей, полупустынь, пустынь. Продолжаем путешествие по природным зонам России.
Цель нашего урока: изучить
особенности компонентов зоны полупустынь и
пустынь, установить связь природы и человека.
Насколько это получится, будет зависеть от вашей
домашней подготовки, знаний, умения слушать и
находить главное.
Природа Земли разнообразна! Кого-то привлекают
влажные экваториальные леса, покоряющие
разнообразием животного и растительного мира,
кто-то спешит увидеть саванны и редколесья с
редкими на Земле копытными животными, кто-то
хочет покорить холодные арктические пустыни, но
персидский поэт Саади сказал: «Все Земли
перед тобой убоги… О пустыня!»
– Почему?
– Очевидно, Саади хотел сказать, что природные
условия жизни в пустыне закаляют человека,
делают его стойким. Человек в пустыне может
научиться многому, а в других землях не очень-то
тяжело приспособиться к условиям жизни, разве
что в суровых северных районах… Так что ни одна
земля не может так закалить человека и так
многому научить человека, как пустыня. Какая же
она – пустыня? (Демонстрация фильма о пустыне)
– Каковы же ощущения человека, очутившегося в пустыне?
Путешественник: «Представьте себе относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося над пустыней солнца. Поднимается солнце, и раскаляется все вокруг: воздух настолько сух и горяч, что обжигает губы и они трескаются, до камней едва можно дотронуться и даже небо, еще недавно бездонное и глубокое, блекнет от жары. Удивительно, но на этой гигантской раскаленной земле человек страдает… от холода. Да-да, нестерпимый зной сменяется пронизывающим ночным холодом. Суточные колебания температуры достигают 30С и более. Таких резких суточных переходов не выдерживают даже камни. В полдень, в самую жару, можно услышать отчетливый треск – это лопается и разлетается на куски перегревшийся камень! Такие камни получили название «стреляющих», а жители пустыни говорят: «Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни!».
Учитель: А сейчас давайте узнаем более
подробно о жизни природных зон полупустынь и
пустынь.
– Начнем с того, что вы дадите краткую
характеристику природным зонам. Вам было дано
предварительное задание подготовить
компьютерную презентацию с целью изучения
компонентов природной зоны и связи природы и
человека в природной зоне.
Просмотр презентаций (ученики по группам показывают свой презентации).
Учитель: А сейчас проверим что вы узнали о пустыне.
Учитель задает вопросы учащимся.
1. Где на территории нашей страны расположена
зона пустынь? (На юго-востоке Русской равнины –
на территории Прикаспийской низменности)
2. Каков климат зоны? (Умеренно-континентальный,
лето жаркое, зима относительно холодная, осадков
100-200 мм)
3. Назовите 2-3 растения в зоне пустынь и укажите в
чем состоит их приспособленность к условиям
засухи?
Учитель: Для пустынь не характерны
деревья, но в пустынях растет дерево, которое по
праву местные жители называют стражем пустыни и
«зеленым углем».
– Что это за дерево? (Саксаул)
Сообщения учащихся:
Ученик 1: Интересно, что название этого дерева переводится на русский язык как «конский хвост». Видимо, развиваясь под сильными ветрами пустыни, оно не раз напоминало древним кочевникам хвосты их быстрых и горячих коней. Саксаул живет 150-200 лет. У нас растет саксаул черный и белый. Деревья растут на значительном расстоянии друг от друга. Между ними можно проехать на автомобиле. От солнца под таким деревом не спрячешься. Даже в самый разгар лета они кажутся голыми без листьев. У белого саксаула вместо листьев короткие острые чешуйки на тонких побегах, а черный саксаул и таких не имеет. Их заменяют зеленые побеги, опадающие ежегодно, как листья. Саксаул не только закрепляет пески, но и дает древесину. Их молодые побеги служат хорошим кормом для животных. У саксаула быстро растут корни. В 1-й год длина – 3м , а за 20-25 лет их длина достигает 30м и более, хотя само растение имеет высоту до 7 м. Корявы и неприглядны деревца саксаула, но это настоящее сокровище пустыни. Древесина саксаула выделяет столько же тепла, сколько выделяет его каменный уголь. В Средней Азии это растение называют «зеленым углем». Дрова саксаула продаются на вес. Древесина тонет в воде, легко ломается, но топором ее разрубить нельзя. Научное название саксаула – галоксилон, так назвали его ботаники за солеустойчивость (в переводе с греч. «галос» – соль, «ксилон» – дерево). А если попробовать побеги или стебель черного саксаула, то они и вправду соленые.
Ученик 2: сообщение о полыни.
Ученик 3: сообщение о верблюжьей колючке.
Учитель: Какие животные характерны для пустынь и как они приспособились к жизни в пустыне?
Учащийся: Животный мир пустыни разнообразен. Несмотря на скудный запас влаги и высокую температуру, здесь встречаются и птицы, и представители млекопитающих, но основные хозяева – это пресмыкающиеся и особенно в большом количестве – представители отряда чешуйчатые: змеи и ящерицы. В Астраханской области примерно 18 представителей отряда чешуйчатые. Группа ящериц представлена прыткой ящерицей, ушастой круглоголовкой, пискливым геккончиком, желтопузиком.10 видов змей: обыкновенный и водяной уж; желтобрюхий, четырехполосный и узорчатый полозы, медянка, песчаный удавчик, степная гадюка, щитомордник Палласа и др.
Учитель: О некоторых из них нам сейчас расскажут учащиеся.
1 ученик. Ушастая круглоголовка (ящерица) – назвали так из-за двух расположенных в углах рта больших складок кожи с зубчатой бахромой по краям. Эти складки кожи напоминают уши. Размер – 24 см, из которых половина приходится на хвост. Песочного цвета с серовато-желтым налетом, на фоне которого расположен тонкий сетчатый узор из мелких темных пятен, линий и точек. На горле может появляться и исчезать темный мраморный рисунок. Обитает на барханных песках, где роет одну или несколько норок. Защищает свое убежище от других. В период размножения в норке можно встретить живущих вместе самца и самку. Летом норой пользуется редко, погружаясь на ночь в песок. Манера закапывания своеобразна: прижавшись к земле, боковыми движениями туловища быстро вытесняет из-под себя песок. Летом от нор не отходят более чем на 5-6 м. И лишь на участках совершенно лишенных растительности удаляются на расстояние до 10-15 м. От врага спасается бегством, но не всегда. При сильном возбуждении принимает устрашающую позу. Широко расставив ноги, поднимает переднюю часть туловища и до предела раскрывает рот, слизистая оболочка которого краснеет, также как и складки кожи у рта. Шипит, может пустить в ход зубы. Питается мелкими насекомыми (пауки, личинки), а также цветами, плодами, листьями растений.
2 ученик: сообщение о сайгаке.
Учитель: Каковы черты приспособленности животных к жизни в пустынях?
Рассмотрим их на примере хорошо известной вам прыткой ящерицы.
Черты приспособленности
1. Скудная влага сделала их кожу сухой, покрытой
роговыми чешуйками, а голову – щитками. Это
предохраняет тело от испарения излишней влаги (Кожа
сухая, роговые чешуйки).
2. Глаза защищены веками, но постоянное
увлажнение глазного яблока идет с помощью
третьего века – мигательной перепонки. (Третье
веко)
3. В пустынной местности, где мало растительности,
необходимо быть всегда на чеку, и природа
наделяет ящерицу длинной шеей. Зрение ее слабое,
но слух отличный и она свободно поворачивает
голову, улавливая шумы. (Шея)
4. Кожа, покрытая чешуйками, не может быть
особенно чувствительной и поэтому органами
осязания является длинный раздвоенный язык. (Раздвоенный
язык)
5. Ноги расположены по бокам тела, что помогает
при нападении или угрозе приткнуться к земле, а
защитная окраска делает ящерицу незаметной на ее
фоне. (Защитная окраска, лапы по боку)
6. Наличие коготков на пальцах помогает быстрому
движению. (Коготки) Есть изменения и во
внутреннем строении (по сравнению с
земноводными), которые также облегчают жизнь в
пустыне.
7. Дыхание осуществляется с помощью легких.
Длинная шея дала возможность удлинить
дыхательное горло, проходя по горлу и трахеям
воздух увлажняется и не иссушает стенки легких. А
ячейки легких увеличивают их поверхность. (Легочное
дыхание)
8. Сердце ящерицы трехкамерное, 2 круга
кровообращения, но в желудке сердца появляется
небольшая перегородка. Однако желудочек еще не
перегорожен, это говорит о том, что кровь все-таки
смешанная. И так происходит недостаток
кислорода, в теле образуется мало тепла и
жизнедеятельность зависит от внешних условий. В
жару они подвижны, в холодные ночи вялы. Отсюда
видно, что суровый климат ящерице не подходит. (Температура
тела непостоянная)
Учитель: Совершенно уникальный оазиз среди пустыни представляет собой Волго-Ахтубинская пойма и дельта реки Волга. Хотелось бы вам оказаться в этом уникальном уголке нашего края?
– Предлагаем вам проект рекламы туристической фирмы в этот великолепный, сказочный, удивительный край.
Выступление учащихся о Волго-Ахтубинской пойме и Астраханском заповеднике.
Учитель: Мы выяснили особенности
природы. А теперь давайте посмотрим, какой
отпечаток откладывает природа на быт, занятия,
характер человека.
Работа с учебником, атласом Астраханской
области.
– Чем занимается население? (Животноводство, овощеводство, бахчеводство, добыча полезных ископаемых)
Учитель: До сих пор мы говорили только о влиянии природы на человека. Каково же влияние человека на природу? Приведите примеры воздействия человека на природу зоны пустынь? (Ответы учащихся)
Учитель: Незначительное
вмешательство человека в жизнь флоры и фауны
ведет к изменениям. В результате деятельности
человека на Земле не осталось нетронутых
природных сообществ. Рука человека коснулась и
данной природной зоны.
– Перечислите растения и животных Астраханской
области занесенные в Красную книгу России.
(Работа с атласом Астраханской области стр. 27)
– Какие меры использует человек для спасения
редких животных и растений Астраханской области?
(Работа с атласом АО стр. 29) (Созданы
заповедники: Астраханский,
Богдинско-Баскунчакский, заказники:
Ильменно-Бугровой, Пески Берли, Степной, созданы
35 памятников природы)
Учитель: Нарушить равновесие в природе бывает очень легко, восстановить его, к сожалению, во многих случаях невозможно. Связь человека и природы настолько тесная, что нельзя рассматривать человека отдельно от природы. Изменения в природе происходящие по вине человека, в первую очередь влияют на него самого. И для того, чтобы сохранить будущее человека, нужно беречь природу, знать ее законы. Разумно использовать ее богатства.
Учитель: Итак, наш урок подходит к
завершению. Мы у себя дома, а пустыня все также
далеко, где-то за горизонтом. Эта желтая страна
ждет своих исследователей.
– Что хочется сказать о пустыне?
Выводы урока
1. Пустыня – это природный комплекс, где все
природные компоненты взаимосвязаны и
взаимозависимы.
2. Животные и растения имеют особые
приспособления к жарким и засушливым условиям
пустыни.
3.Для многих пустынь характерны острые
экологические проблемы, связанные с
антропогенным воздействием.
Учитель: Урок окончен. Спасибо.
Выставление оценок. Домашнее задание.