Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Цели урока:
- познакомить с приемами прибавления числа 6 с переходом через разряд,
- закреплять знания таблицы сложения и вычитания однозначных чисел и совершенствовать навыки устного счета,
- закреплять знания о составе чисел,
- формировать умение решать задачи;
- развивать мыслительные операции и наблюдательность;
- воспитывать любовь к природе, интерес к предмету, чувство взаимопомощи.
Оборудование: учебник В.Н. Рудницкой «Математика» (ч. 2)(М. : Вентана-Граф, 2011); рабочая тетрадь (ч. 3); рисунки с изображением солнца и туч, ромашек, божьих коровок, паутинок с божьими коровками, речки с мостом; конверт с письмом от жителей сказочного леса; карточки на которых записаны числовые выражения; цифры; абаки; схемы к задачам; аудиозапись голоса колдуна, физкультминуток; музыкальный центр; компьютер; мультимедийный проектор; диск «Смешарики и математика» (Ловим звезды с Ежиком), презентации: название темы урока, «Весна».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
– Какое время года наступило?
– Кто из вас любит это время года? Поднимите руку.
Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На
ваших партах лежат рисунки солнца и тучи.
Поднимите рисунок, который соответствует вашему
настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение
сохранилось у вас до конца урока.
II. Актуализация опорных знаний
– Ребята, нам пришло письмо.
Здравствуйте, ребята!
Случилось несчастье. Злой колдун не пускает в наш лес красавицу Весну. Мы давно не видели солнца. У нас постоянно идут дожди, на деревьях нет листвы. Очень мрачно, холодно и сыро. Исчезла красота, не поют птицы. И только ваш ум, смекалка и хорошее поведение смогут разрушить чары. Помогите нам вернуть в лес весеннюю красоту!
Жители сказочного леса.
– Ребята, поможем жителям сказочного леса вернуть в лес Весну и насладиться красотой!
Голос колдуна (аудиозапись).
– У вас ничего не получится. Не пущу красавицу
Весну в этот лес. Здесь вечно будут идти дожди.
Ха-ха-ха! (Шум дождя).
– Что ж, ребята, в путь! За верные ответы вы будете
получать призы.
1. Устный счет для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания однозначных чисел и совершенствования навыков устного счета. (Игра-презентация «Смешарики и математика». Ловим звезды с Ежиком <Приложение 1>)
– Наш путь лежит через волшебное ромашковое поле. Но только Ежик знает дорогу. Если мы поможем Ежику поймать все звезды, он нам укажет путь к ромашковому полю. Устно решив пример, называете ответ. При верном ответе прозвучит любимая фраза Ежика, а звездочка упадет на его ладошку. Если ответ неверный, звезда пролетит мимо и упадет на землю.
7 – 3 7 – 6 7 – 4
7 + 3 7 + 2
7 – 5 7 – 2
2. – Вот мы вышли к ромашковому полю.
– Сколько ромашек может быть на этом поле, если
их больше 4, и меньше 14?
– Выложите число ромашек с помощью цифр. (5, 6,7,8, 9,
10, 11, 12, 13).
– Сейчас посмотрим, сколько ромашек на нашем
поле? (10).
III. Работа над новой темой
– Дополните числа 5, 6, 7, 8, 9 до 10.
– На нашем ромашковом поле живут божьи коровки.
Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением божьих коровок.
– Рассмотрим состав числа 6.
– Первая цифра будет обозначать количество
нарисованных точек, а вторая цифра – сколько
точек недостает до 6.
– Выходим к доске, заполняем кармашки числами.
– Из каких чисел состоит число 6?
– Как можно к числам прибавить число 6? (5 + 1, 4 + 2, 3 +
3, 2 + 4, 1 + 5, 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1).
– Ребята, мы не случайно рассмотрели, как можно к
числам прибавить число 6.
– Кто назовет тему нашего урока? (Презентация:
Прибавление числа 6 с переходом через десяток <Приложение 2>).
IV. Физкультминутка «Бабочка» (под музыку).
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
V. Работа над новой темой (продолжение).
– Мы уже отдохнули и можем двигаться дальше, но кто – то зовет нас на помощь. Посмотрите, божьи коровки застряли в паутине. (Рисунок). Поможем им? (Этих жучков нельзя уничтожать. За день одна божья коровка съедает от 50 до 200 тлей, тем самым приносит большую пользу сельскому хозяйству. Тля – маленькое зеленое насекомое, которое сосет сок из растений, ослабляя их).
5 + 6 = … 8 + 6 = …
6 + 6 = … 9 + 6 = …
7 + 6 = …
Работа по учебнику.
№ 3. (с. 75). Объясни, как выполнено сложение.
– Приготовьте абаки.
– Число 6 нужно разбить на две части так, чтобы
при прибавлении первой части получалось 10, а
затем прибавлять оставшуюся часть.
– При правильном объяснении освобождаем божьих
коровок.
5 + 6 = 5 + 5 + 1 =
6 + 6 = 6 + 4 + 2 =
7 + 6 = 7 + 3 + 3 =
8 + 6 = 8 + 2 + 4 =
9 + 6 = 9 + 1 + 5 =
Таблица на сложение. (Прибавление числа 6 с переходом через десяток). (с. 78) Работа в парах.
– Первый вариант задает примеры, второй называет ответы. И наоборот.
№12. (с. 77)
– Приготовьте цифры. Я буду называть выражение, а вы будете показывать его значение.
6 + 3 9 + 6 6 + 4 8 + 6
5 + 6 7 + 6 6 + 9 6 + 2
6 + 8 4 + 6 7 + 6
VI. Физкультминутка «Жук» (гимнастика для глаз под музыку).
– Ребята, ваш указательный палец будет жуком. Куда жук полетит, туда ваши глаза посмотрят, а голова поворачиваться не будет.
Над полянкой Жук летел,
Он весело жужжал и пел: «ж-ж-ж».
Вот он вправо полетел –
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел –
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился: ж-ж-ж.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук наверх полетел
И на дерево присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно – хлоп-хлоп-хлоп,
Чтобы улететь он смог – «ж-ж-ж».
VII. Закрепление изученного
– Все ближе подходим к лесу, но нам преградила дорогу речка. Мы можем перейти через мостик, если выполним задание в тетради.
Учитель прикрепляет к доске рисунок.
Работа в тетради на печатной основе. (с. 53)
№ 4.
Задача.
Составь и реши задачу с вопросом: «Сколько
чашек на двух полках?»
Составление задачи по рисунку.
– Какую схему подберем к задаче?
– Что известно?
– Какой вопрос?
– Запишите решение задачи в тетради.
– Запишите ответ.
№ 1. Сумма каких чисел равна 6? (Взаимопроверка).
№ 2. Заполни «окошки» числами.. (Самопроверка).
№ 3. Примеры. (Самостоятельно).
VIII. Итог урока
– Перешли мы через мостик.
– Давайте вспомним, чем мы на уроке
занимались?
– Что узнали нового?
– Ребята, а теперь поднимите призы, которые вы
получили на уроке. Вы были дружными и
находчивыми. Чары колдуна разрушились. Мы спасли
жителей сказочного леса, и туда пришла Весна.
(Презентация «Весна» (под музыку). <Приложение 3>)
– Вот и закончилось наше путешествие.
– Какое у вас сейчас настроение? Покажите.
(Дети поднимают рисунок с изображением либо солнышка, либо тучки).
– Всем спасибо. Вы очень хорошо работали.
– Вам понравился урок?