Введение в авторскую дополнительную образовательную программу "Волшебный мир дерева"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: познакомить детей с декоративно-прикладным творчеством через технологию изготовления мозаики из срезов тонких ветвей.

Задачи:

  • Побудить у детей желание работать с древесиной (фанерой).
  • Показать перспективы деятельности детей при работе с древесиной (фанерой).
  • Обобщить знания детей о разнообразном использовании древесины.
  • Познакомить детей с технологией мозаики из срезов тонких ветвей.
  • Прививать любовь к природе, желание быть хозяином на земле, чувство ответственности за красоту и чистоту природы.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  • Мультимедийная установка.
  • Картон (а-4) с рисунком.
  • Карандаши простые.
  • Клей ПВА.
  • Клеенки.
  • Доска ученическая (магниты).
  • Готовые модели.
  • Сундук.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Слайд №1 «Художественное выпиливание».

1.1. Приветствие.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на своем занятии. Спасибо большое, что вы пришли. Надеюсь всем удобно, все готовы.

2.1. Сообщение темы и цели занятия.

Педагог: Я хочу познакомить вас сегодня с таким направлением декоративно-прикладного творчества как художественное выпиливание. Вы увидите, какие необычные, красивые вещи можно выпилить самим. Какие на них получаются узоры. А еще каждый из вас создаст свой неповторимый узор из срезов тонких ветвей ивы.

2. Изложение нового материала

Слайд №2 «Картинки из сказок».

Педагог: Во многих сказках люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо-чудное, диво-дивное. А, ведь чудес и вокруг нас великое множество! И одно их них рядом с вашим домом или у дороги, в рощице или в бору. Такое, знакомое на первый взгляд, оно таит в себе столько необычного…
Отгадайте загадку, и скажите, что за чудо находится у вашего дома.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

Дети: Дерево.

Слайд №3 «Дерево».

Педагог: Правильно – дерево. Дерево одно из прекраснейших чудес природы. Жизнь человека с древнейших времен тесно связана с ним. А скажите мне, пожалуйста, как использовал человек дерево, что же связывало его с ним?

Дети: Оно давало ему пищу, одежду, обувь.

Педагог: Правильно. Из одного кубического метра древесины можно получить 240 кг бумаги или 1,5 тыс. м. шелковой ткани на 500 платьев. Из него человек строил себе жилище. На бересте посылал весточки своим родным и друзьям. Дерево согревало и лечило человека. Люди не зря называют дерево «зеленым другом». Оно всегда щедро делилось с человеком своими богатствами. И сейчас мы с вами отправимся в лес.

(Педагог открывает первый плакат, где изображены деревья).

Слайд №4. Названия деревьев с ошибками в словах.

Вот и лес. Ой, ребята, названия деревьев какие-то странные! Зуб, лупа. Какой-то лес неправильный. Что-то здесь не так.

(Если дети догадались, сами дают ответ, почему такие названия и что нужно сделать, чтобы все исправить).

Дети: В названиях перепутались буквы, и их нужно исправить, тогда получатся правильные названия.

(Если дети не дадут ответа, педагог продолжает сам.)

Педагог: Так это кто-то перепутал буквы. И нам с вами нужно все исправить. А кто уже догадался, в каком слове нужна другая буква?

(Тот, кто догадался, выходит и маркером исправляет букву.)

ЗАДАНИЕ «ПРЕВРАЩЕНИЯ»

На плакате нарисованы деревья, под ними написаны слова, нужно изменить одну букву так, чтобы получилось название дерева.

ЗУБ – ДУБ, ЛУПА – ЛИПА, КЛИН – КЛЕН, ОСЕНЬ – ЯСЕНЬ, ОЛЬГА – ОЛЬХА, КАФТАН – КАШТАН, КАДР – КЕДР

Слайд №5. Названия деревьев без ошибок.

Педагог: Молодцы! Навели порядок в нашем смешанном лесу. Ребята, а почему я назвала лес смешанным?

Слайд №6. Смешанный лес.

Дети: Лес, где растет много разных деревьев с разными названиями, называется смешанным.

Динамическая пауза. Стоя. Попробуйте изобразить дерево, которое вам больше всего понравилось.

Слайд №7. Сравнение.

Педагог: А вы знаете, ребята, что деревья способны вбирать в себя пыль, бактерии, грибные споры и другие вредные частицы. Одно взрослое дерево за год впитывает в свою древесину 5 тонн углерода из атмосферы. Одновременно дерево усваивает около тонны других вредных веществ. И при этом оно выделяет около 4 тонн кислорода – это то количество, которое необходимо, чтобы 8 человек в течении года дышали чистым воздухом.
Нашу землю называют зеленой планетой. Как вы думаете, кто подарил ей зеленый наряд?

Дети: Деревья, травы, цветы, кустарники.

Слайд №8. Загадки.

Педагог: Конечно же. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. Пришло время поговорить нам с вами о деревьях,  которые растут у нас на севере. Хорошо ли вы их знаете, мы сейчас и посмотрим. Я буду загадывать вам загадки. Ну, а вы их отгадывать. Хорошо?

(Педагог открывает следующий плакат, на котором нарисованы деревья севера. Дети разгадывают загадки. Написаны загадки на листиках определенного дерева. После ответа детей листик прикрепляется к тому дереву, которому этот листик принадлежит.)

ЗАГАДКИ

Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одеждой зелена. (Береза)
Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)
Не береза, не сосна –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)
Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина)
Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет.
Снег же тот не тает,
В воздухе летает. (Тополь)
Как это скучно
Сто лет без движенья.
В, воду глядеть
На свое отраженье.
Свесила гибкие ветви с обрыва
Нежная, тихая, грустная... (ива)
К солнцу, к небу растет,
В кораблях она плывет
На утесе и одна
Стоит стройная … (сосна)
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Слайд №9. Возраст деревьев.

Педагог: Вырастить дерево – дело непростое. Дуб созревает для рубки 100 лет, береза – 70, липа, например, – 60 лет. А ель взрослеет к 150 годам. И выращивают деревья – лесоводы. Когда дерево достигает зрелого возраст, его необходимо спилить и посадить на это место новое, молодое. А из спиленного дерева получают самый доступный, ценный и естественный материал – древесину. Скажите мне, пожалуйста, а, где используют древесину в наши дни.

Дети: Делают бумагу, мебель, строят дома.

Слайд №10. Изделия из древесины.

Педагог: Замечательно! Молодцы! Древесину используют и в промышленности и в строительстве, в сельском хозяйстве и кораблестроении  и можно говорить еще долго и долго.
Много полезных и красивых вещей можно сделать из древесины. Раньше эта работа выполнялась только в ручную, требовала очень много времени и высокого мастерства. Чтобы добиться высокого качества, умельцы придумывали все новые и новые инструменты.

Слайд №11. Инструменты.

Плотники применяли 60 разных инструментов и приспособлений. А столяры- мебельщики свыше двухсот.
Я уверена, что и вы знаете инструменты, а, может быть, видели или даже работали ими с папой. Назовите, пожалуйста, их.

Дети: Пила, топор, молоток.

Педагог: Какие инструменты используют, занимаясь художественным выпиливанием, мы с вами узнаем, когда выполним задание.

Слайд №12. Задание «НАЙДИТЕ СЛОВА»

Перед вами – слоги, из них нужно составить целые  слова, и у вас должны получиться названия инструментов. Слоги можно использовать только один раз.

(Ребенок, который составил слово, выходит, выбирает слоги, выкладывает слово на столе педагога, и находит инструмент демонстрирует его всем. Инструменты лежат на столе: ши-ло, лоб-зик, пи-лоч-ка, свер-ло, над-филь, пас-са-ти-жи, дрель)

Ну, а сейчас я покажу вам какие поделки можно выпилить, используя эти инструменты.

(На столе, закрытые платком, находятся поделки. Педагог открывает и демонстрирует их в порядке сложности и по годам обучения.)

Какие необычные древесные узоры мы видим на каждой модели. И все они разные и красивые. Придают неповторимый вид каждой поделке.

Динамическая пауза. Сидя. Изобразить растущее молодое деревцо.

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.

Слайд № 13.Делаем сами.

3. Творческая часть

Педагог: Вы обратили внимание, что перед вами на столах лежит необычный материал, с которым мы сегодня будем работать. Это срезы из веточек. И мы, с вами сейчас, используя их, будем выкладывать каждый свой древесный узор. У вас на столах лежит картон, на котором уже нарисован узор. Вы берете клей, наносите его на небольшой участок узора и выкладываете срезами. И постепенно шаг за шагом выкладываете его весь до конца.

(Идет самостоятельная практическая работа над узором. Педагог корректирует работу детей. Детям, которые быстро справились с заданием, предлагается пофантазировать и дорисовать свои линии. Пока идет самостоятельная работа, педагог убирает плакаты и вывешивает название выставки, которую дети оформляют.)

Слайд № 14. Название выставки «Древесные узоры».

Педагог: Какие замечательные узоры у нас получились! Мы сейчас оформим выставку и посмотрим, насколько разные, не похожие друг на друга, получились узоры, рисунок был у всех был одинаковый.

(Каждый ребенок выходит и вывешивает свою работу. Рассматриваем, пытаемся увидеть, что-то необычное, что получилось.)

Педагог: Ребята, посмотрите, какие необычные, разные, неповторимые узоры у вас получились.

4. Подведение итогов

Слайд №15.Вопросы.

Педагог: Дерево – символ России?
– Сколько лет созревает ель?
– Как называется профессия людей, которые выращивают деревья?
– Для какого количества людей одно дерево работает целый год?
– Основной инструмент для занятий художественным выпиливанием?

Дети: Ответы детей.

Педагог: Давайте представим, что нет деревьев, смогли бы люди жить?

Дети: Нет.

Педагог: Леса нашей планеты до сих пор являются живым наследием богатства природы. Человечество на протяжении всего своего существования на земле пользовалось защитой этих девственных лесов. Да и по сей день, мы живем, благодаря их бесценному дару – кислороду, которым мы дышим, и который нас защищает. Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

Слайд №16.

– Наше занятие подошло к концу. У вас на столах лежат конверты в них по четыре кленовых листочка. Обратите внимание на слайд. Каждый цвет листочка, что-то обозначает. И выберите то, что вам близко. У вас может быть и один ответ и два, а может все четыре. И соответствующий цвету, листочек при помощи клеящего карандаша приклейте на наше дерево.

(Дети приклеивают листики на нарисованное дерево).

Слайд №17. Спасибо. Молодцы.

– Большое спасибо всем. До свидания.