Занятия в изобразительной студии по теме "Изготовление муляжей фруктов и овощей в технике "папье-маше""

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели: познакомить ребят с одним из видов декоративно-прикладного искусства – папье-маше; изучить технологию изготовления изделий из папье-маше; изготовить муляжи фруктов и овощей в технике папье-маше.

Задачи:

  • Образовательные:
  • способствовать формированию представления о декоративно-прикладном искусстве – папье-маше;
  • познакомить с технологиями изготовления папье-маше;
  • освоить метод маширование при создании муляжей фруктов и овощей.
  • Развивающие:
  • развивать интерес к декоративно-прикладному искусству;
  • овладевать навыками создания выразительной формы изделия из папье-маше;
  • развивать умение видеть красоту форм, пропорций, цветосочетаний.
  • Воспитательные:
  • воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность и внимательность в работе с бумагой и клейстером;
  • помогать детям в их желании сделать свою работу практически значимой.

Оборудование:

  • Зрительный ряд:авторская презентация «Искусство папье-маше»; книжные иллюстрации с изображением поделок в технике папье-маше; таблица «Этапы последовательного выполнения муляжа груши из папье-маше»; авторские работы из папье-маше.
  • Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, CD-диск (слайды).
  • Материалы и инструменты: газетная и тетрадная бумага, клейстер, вазелин, жёсткая или щетинная кисть, форма-заготовка (модели фруктов или овощей из пластилина), клеенка для рабочего стола, сухая тряпочка для рук, канцелярский нож, клей ПВА, гуашь, крупная и тонкая кисти, баночка для воды, бесцветный лак.

Задания:1-го занятия – оклеивание формы кусочками бумаги несколькими слоями;
2-го занятия – обработка изделий из папье-маше.

План занятий:

  • Организационный момент.
  • Вводная беседа: сообщение о папье-маше, просмотр слайдов.
  • Практическая работа: изготовление муляжей фруктов и овощей в технике папье-маше.
  • Подведение итогов.

ХОД 1-го ЗАНЯТИЯ

I.  Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности детей к занятию.)

II. Вводная беседа

Учитель: Тема нашего занятия «Изготовление муляжей фруктов и овощей в технике папье-маше». Сегодня мы поближе познакомиться с одним из видов декоративно-прикладного искусства – папье-маше. (Слайд 1)

– Ребята кто знает, что такое папье-маше? (Ответы ребят.)

Учитель: Папье-маше (papier mache) – французское слово, которое переводится как «рваная бумага» или «жёваная бумага». (Слайд 2)
Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками рваной бумаги в несколько слоёв. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения.
Техника папье-маше относится к одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Благодаря относительной дешевизне и лёгкости в исполнении данная техника широко известна и популярна во всём мире.

– Ребята как вы думаете, откуда родом искусство папье-маше? (Ответы ребят.)

Учитель: Открытие этого интересного вида искусства, принадлежит китайцам, которые изобрели бумагу. Поэтому некоторые исследователи предполагают, что данное искусство возникло в Китае в первой половине II века. (Слайд 3) Китайцы обнаружили, что из папье-маше можно изготавливать множество вещей, в том числе горшки и даже боевые шлемы, которые они покрывали лаком, чтобы придать изделиям прочность и износостойкость. Японские мастера переняли эту технику в VIII веке. Ими были создано множество статуэток на религиозную тематику. Появление в Европе декоративных лакированных изделий из Японии и Китая дало начало развития производства изделий из папье-маше. Во Франции, где искусство папье-маше получило своё название, зародилась в начале XVI века и первоначально использовалась для создания очаровательных кукол.
Шло время, человечество стремилось к большему, и к XVII веку из папье-маше стали строить церкви! (Слайд 4) В XVIII веке человек по имени Шарль Дюкре планировал делать столы, книжные шкафы и даже дома, суда и мосты либо из чистого папье-маше, либо из дерева и стали с покрытием из папье-маше. В России папье-маше стало популярно ещё в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств в поддержку ремёсел. Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в IXX веке (Федоскино, Палех, Мстера и Холуй). К этому же времени относится расцвет производства изделий из папье-маше в самых разных странах. Например, во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий. Наиболее известные мастера этого периода имели собственные магазины в Лондоне и Нью-Йорке.

– Так что же делают из папье-маше? (Ответы ребят.)

Учитель: Правильно. Из папье-маше изготавливается очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, муляжи, маски, театральная бутафория, подносы, подсвечники, архитектурная лепнина для стен и потолков, рамы для зеркал, декоративные панели для стен и дверей, а также разнообразные изделия мебели. (Слайды 5, 6)
Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше. (Слайд 7)
По первой – изделие послойно склеивается на форме-заготовке из маленьких кусочков бумаги, этот метод ещё называют маширование.
По второму методу изделие формируется из жидкой бумажной массы.
По третьему методу изделие склеивается подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
Сегодня с помощью слайдов мы с вами изучим самый простой способ изготовления изделий из папье-маше – это метод маширования. (Слайды 8-12)

 III. Практическая работа

Предлагаю детям прежде, чем начать оклеивать форму внимательно посмотреть на доску, где вывешена таблица «Этапы последовательного выполнения макета груши из папье-маше».

(Во время практической работы делаю целевые обходы: контролирую правильность последовательного выполнения работы по оклеиванию формы; оказываю помощь детям, испытывающим затруднения.)

IV. Подведение итогов занятия

Учитель: Давайте осмотрим наши обклеенные модели фруктов и овощей, чтоб на их поверхности не было морщин. Сушить изделия мы будем на полке при комнатной температуре, а на следующем занятие, через три дня, продолжим работу по изготовлению муляжей фруктов и овощей из папье-маше.

(Уборка рабочего места.)

– Занятие окончено. Всем спасибо. До свидания.

ХОД 2-го ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности детей к занятию.)

II. Вводная беседа

Учитель: Сегодня мы продолжим тему нашего занятия «Изготовление муляжей фруктов и овощей в технике папье-маше».

III. Практическая работа

Предлагаю ребятам начать обработку изделия из папье-маше, используя помощь таблицы «Этапы последовательного выполнения макета груши из папье-маше», вывешенной на доске.

(Дети работают, я провожу индивидуальную консультацию.)

IV. Подведение итогов

Учитель: Давайте покажем, друг другу, какие фрукты и овощи у нас получились.

(Ребята демонстрируют свои изделия.)

Учитель: Вы все молодцы! Используя такой интересный вид творчества, как папье-маше у вас получились прекрасные, красочные муляжи фруктов и овощей.

– Можно ли сказать, что мы освоили с вами метод маширования? (Ответы ребят.)

(Уборка рабочего места.)

– Наше занятие окончено. Всем спасибо. До свидания.