Интегрированный урок окружающего мира и музыки "Золотая осень"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (29 МБ)


Цели:

  • Выявить основные изменения в живой и неживой природе.
  • Установить связи между живой и неживой природой
  • Дать представление о характерных признаках осени
  • Расширять кругозор детей
  • Дать краткую информацию  о композиторах, муз. инструментах;
  • Воспитывать любовь к природе и к музыке.

Оборудование: картины осени, портреты композиторов, аудио и видеозапись музыкальных произведений, интерактивное оборудование, программное обеспечение. магнитофон., карточки с пословицами, загадками.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

(слайды 1, 2, 3 – Ванесса  Мей, Вивальди, скрипка)

2. Проверка домашнего задания

(Секреты золотой осени)

а) «Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…» (Слайд 4)

– Кто автор этого стихотворения?  (Ф.И.Тютчев.)
– Кто продолжит? 

б) Что и кто относится к живой природе?
в) Что относится к неживой природе?

3. Работа по теме урока

1) – Что же такое осень? (Слайд 5)
Осень (родственно др. – прусск. assanis – «осень», гот. аsаns – «жатва», этимологически – «время жатвы»; по толкованию Даля – от "осенять» – затенять: наступление сумрака – одно из четырех времен года, между летом и зимой. Осень – переходный сезон, когда заметно уменьшение светового дня и постепенно понижается температура окружающей среды.

2) (Слайд 6)

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.

– О каком времени года говорит автор? Итак, мы сегодня поговорим об изменениях, которые происходят осенью в живой и неживой природе, о приметах осени и о том, как разные животные готовятся к наступлению суровой зимы. Мы с вами ответим на главный вопрос какие же секреты скрывает осень.

3) Загадка: (Слайд 7)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?  (Осенью)

– Сейчас вы прослушали красивое произведение. А вы знаете, что  это «Шум дождя под пение птиц»? Его написал  замечательный австрийский композитор  Вольфганг Амадей Моцарт. (Слайд 8)
Вольфганг Амадей Моцарт.  Австрийский композитор… Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.
– Какой муз. инструмент прозвучал? (Фортепиано)

4) – Какие изменения происходят с растениями осенью? Что такое листопад? Как вы думаете почему происходит листопад?  
– С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того , оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.(Слайд 9, Шопен «Мечта», инструмент  фортепиано)

– Кто догадается, почему хвойные растения не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год?
– Иголки испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут.

5) – Какие ещё  изменения происходят осенью?
– Какие изменения происходят в жизни животных?
– Как  животные  готовятся к зиме? (Слайд  10)  (Животные готовятся к зиме  некоторые из них делают запасы на зиму, некоторые линяют, некоторые готовятся к зимней спячке.)
– Давайте расскажем о некоторых из них:

6)  (Слайд 11)

1 загадка

Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его – … (медведь)  (Слайд 12)

– Какие изменения происходят в жизни медведей? (Ответы учащихся)

7) (Слайд 13)

2  загадка

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) (Слайд 14)

– Какие изменения происходят в жизни зайцев с наступлением осени? (Ответы учащихся)
– Какой музыкальный инструмент вы сейчас услышали? (Колокольчики)

(Показать  рисунок   муз. колокольчиков)

8) (Слайд 15)

3 загадка

Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала (Лиса). (Слайд 16)

– Какие изменения происходят в жизни лисы с наступлением осени? (Ответы детей)
– А какой муз. инструмент  вы услышали здесь? (Гусли). (Показать рисунок)

9) (Слайд 17)

4 загадка

Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это…  (белка) (Слайд 18)

Какие изменения происходят в жизни белок  с наступлением холодов? (Ответы детей)
– Какой муз. инструмент здесь звучал? (Металлофон). (Показать рисунок)

9) Давайте заглянем в лукошко к белочке. (Слайд 19)

– На какие 2 группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные)
– Существует целая наука, которая изучает грибы. Она называется «Микология». Микос – гриб, логос – наука. «Микология – наука о грибах»
– Так какие же грибы съедобные, а какие нет?

10) Загадка 1 (Слайды 20, 21)

Этот гриб красивый, красный,
Но поверьте, он опасный.  (Мухомор) (Слайд 22)

11) Загадка 2 (Слайд 23)

Бледная она стоит,
У неё съедобный вид.
Принесешь домой – беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб – обманка,
Ваш враг – …  (бледная поганка)

– А вы знаете, что  сейчас прозвучала  «Симфония 5». И  написал  её  композитор   Людвиг Ван Бетховен. (Слайд 24) Немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков». Бетховен – ключевая фигура западной классической музыки , один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.
– А как вы думаете какой характер был у этого произведения? (Страшный, угрожающий)

– А как вы думаете, почему? (Эта музыка как бы предупреждает нас – Стоп! Опасность! Это ядовитые грибы, их есть нельзя)
– А какие  ещё  несъедобные грибы вы знаете? (Ответы детей)

12)  Загадка (слайд 25)

На пеньке сидят братишки.
Все – в веснушках шалунишки.
Эти  дружные ребята 
Называются… (опята) 

– Какой инструмент прозвучал сейчас? (Гитара). (Показать рисунок).

13) Загадка  (Слайд 26)

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это ... (сыроежки)

14) Загадка (Слайд 27)

Ходят в рыженьких беретах –
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются… (лисички)

– А к какой группе можно отнести эти грибы? (К съедобным)
– А какие съедобные грибы вы ещё знаете? (Ответы детей)

3. Физминутка

(Слайд 28.  Музыка(на магнитофоне Фредерика Шопена.)

Фредерик Францишек Шопен (Слайд 29) родился 1 марта 1810 года в Желязовой Воле под Варшавой. Он рос в окружении музыки и уже в 5 лет уверенно исполнял несложные пьесы. Польский композитор и пианист, один из величайших музыкальных гениев. Сейчас прозвучало произведение – «Вальс цветов под шум дождя»  (инструмент фортепиано)

15) – Какие ещё изменения происходят осенью? (Птицы улетают в теплые края) (Слайд  30)
– Как называют таких птиц ? (Перелетные)
– Почему? (Ответы детей)
– Назовите их. (Ответы детей) (Слайд 31)

16) – Как называют птиц , которые остаются (Зимующие)

– Почему они , как все , не улетают от нас? (Ответы детей)
– Назовите зимующих птиц. (Ответы детей) (Слайд 32)

 17) – Ну и какой же один из частых признаков осени?
Нам поможет догадаться последняя загадка (Слайд 33)

Он идет, а мы бежим.
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук! (Дождик)

4. Обобщение  и повторение

– Назовите признаки  осени. (Ответы детей)

(Слайды 34-35 – водопад)

– Какие изменения происходят в неживой природе осень? Давайте сравним их с летом. Опишите – небо, облака, солнце, осадки, воду, ветер.

5.  Итог урока

Вывод: Летом небо  голубое,  лишь кое-где облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким. Летом – дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные и холодные. Летом – погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

– Как связана жизнь живых организмов с изменениями в неживой природе?

Выводы: С приходом осени в природе происходят большие изменения. Солнечных дней становится меньше, дни короче, начинаются заморозки, исчезают насекомые, улетают птицы, прячутся звери. Все эти изменения влияют и на здоровье и образ жизни человека. Поэтому каждый человек должен знать особенности осени, чтобы быть готовым к неожиданностям природы.

– Но все же мы верим и знаем , что осень и холодная зима не бесконечны, что следом за ними вновь придет весна, прилетят и запоют птицы, расцветут деревья и цветы, станет тепло потому что  вновь засветит веселое и яркое солнышко и природа опять оживет и заиграет веселыми красками. Именно так звучит произведение замечательного композитора  Антонио Вивальди – весело, красиво (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция – 28 июля 1741, Вена) – итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта – автор 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года»  (слайд 36)  «Осень»  (1 часть, аллегро). Ведь в каждом времени года есть своя неповторимая красота. (Слайд 37)

6. Домашнее задание: подготовить рисунки, стихи, загадки, пословицы и поговорки об осени.