Цели:
- Выявить основные изменения в живой и неживой природе.
- Установить связи между живой и неживой природой
- Дать представление о характерных признаках осени
- Расширять кругозор детей
- Дать краткую информацию о композиторах, муз. инструментах;
- Воспитывать любовь к природе и к музыке.
Оборудование: картины осени, портреты композиторов, аудио и видеозапись музыкальных произведений, интерактивное оборудование, программное обеспечение. магнитофон., карточки с пословицами, загадками.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
(слайды 1, 2, 3 – Ванесса Мей, Вивальди, скрипка)
2. Проверка домашнего задания
(Секреты золотой осени)
а) «Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…» (Слайд 4)
– Кто автор этого стихотворения? (Ф.И.Тютчев.)
– Кто продолжит?
б) Что и кто относится к живой природе?
в) Что относится к неживой природе?
3. Работа по теме урока
1) – Что же такое осень? (Слайд 5)
Осень (родственно др. – прусск. assanis – «осень»,
гот. аsаns – «жатва», этимологически – «время
жатвы»; по толкованию Даля – от "осенять» –
затенять: наступление сумрака – одно из четырех
времен года, между летом и зимой. Осень –
переходный сезон, когда заметно уменьшение
светового дня и постепенно понижается
температура окружающей среды.
2) (Слайд 6)
Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
– О каком времени года говорит автор? Итак, мы сегодня поговорим об изменениях, которые происходят осенью в живой и неживой природе, о приметах осени и о том, как разные животные готовятся к наступлению суровой зимы. Мы с вами ответим на главный вопрос какие же секреты скрывает осень.
3) Загадка: (Слайд 7)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
– Сейчас вы прослушали красивое произведение.
А вы знаете, что это «Шум дождя под пение
птиц»? Его написал замечательный австрийский
композитор Вольфганг Амадей Моцарт. (Слайд 8)
Вольфганг Амадей Моцарт. Австрийский
композитор… Музыкальные способности Моцарта
проявились в очень раннем возрасте, когда ему
было около трёх лет. Обладал феноменальным
музыкальным слухом, памятью и способностью к
импровизации. Моцарт широко признан одним из
величайших композиторов: его уникальность
состоит в том, что он работал во всех музыкальных
формах своего времени и во всех достиг
наивысшего успеха.
– Какой муз. инструмент прозвучал? (Фортепиано)
4) – Какие изменения происходят с растениями
осенью? Что такое листопад? Как вы думаете почему
происходит листопад?
– С наступлением холодов почва охлаждается, а
вместе с ней и почвенная влага. охлаждённую воду
корни растений не всасывают. Кроме того ,
оставшиеся на зиму листья послужили бы для
растений источником бедствия: ветви ломались бы
от снега.(Слайд 9, Шопен «Мечта», инструмент
фортепиано)
– Кто догадается, почему хвойные растения не
сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый
год?
– Иголки испаряют влаги гораздо меньше, чем
широкие листья лиственных деревьев. вот почему
хвойным деревьям почти не грозит опасность
засохнуть, когда корни будут.
5) – Какие ещё изменения происходят осенью?
– Какие изменения происходят в жизни животных?
– Как животные готовятся к зиме? (Слайд
10) (Животные готовятся к зиме некоторые
из них делают запасы на зиму, некоторые линяют,
некоторые готовятся к зимней спячке.)
– Давайте расскажем о некоторых из них:
6) (Слайд 11)
1 загадка
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его – … (медведь) (Слайд 12)
– Какие изменения происходят в жизни медведей? (Ответы учащихся)
7) (Слайд 13)
2 загадка
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) (Слайд 14)
– Какие изменения происходят в жизни зайцев с
наступлением осени? (Ответы учащихся)
– Какой музыкальный инструмент вы сейчас
услышали? (Колокольчики)
(Показать рисунок муз. колокольчиков)
8) (Слайд 15)
3 загадка
Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала (Лиса). (Слайд 16)
– Какие изменения происходят в жизни лисы с
наступлением осени? (Ответы детей)
– А какой муз. инструмент вы услышали здесь? (Гусли).
(Показать рисунок)
9) (Слайд 17)
4 загадка
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это… (белка) (Слайд 18)
– Какие изменения происходят в
жизни белок с наступлением холодов? (Ответы
детей)
– Какой муз. инструмент здесь звучал? (Металлофон).
(Показать рисунок)
9) Давайте заглянем в лукошко к белочке. (Слайд 19)
– На какие 2 группы можно разделить грибы? (Съедобные
и несъедобные)
– Существует целая наука, которая изучает
грибы. Она называется «Микология». Микос – гриб,
логос – наука. «Микология – наука о грибах»
– Так какие же грибы съедобные, а какие нет?
10) Загадка 1 (Слайды 20, 21)
Этот гриб красивый, красный,
Но поверьте, он опасный. (Мухомор) (Слайд 22)
11) Загадка 2 (Слайд 23)
Бледная она стоит,
У неё съедобный вид.
Принесешь домой – беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб – обманка,
Ваш враг – … (бледная поганка)
– А вы знаете, что сейчас прозвучала
«Симфония 5». И написал её
композитор Людвиг Ван Бетховен. (Слайд
24) Немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из
трёх «венских классиков». Бетховен – ключевая
фигура западной классической музыки , один из
наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в
мире. Он писал во всех существовавших в его время
жанрах, включая оперу, музыку к драматическим
спектаклям, хоровые сочинения.
– А как вы думаете какой характер был у этого
произведения? (Страшный, угрожающий)
– А как вы думаете, почему? (Эта музыка как бы
предупреждает нас – Стоп! Опасность! Это
ядовитые грибы, их есть нельзя)
– А какие ещё несъедобные грибы вы знаете? (Ответы
детей)
12) Загадка (слайд 25)
На пеньке сидят братишки.
Все – в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются… (опята)
– Какой инструмент прозвучал сейчас? (Гитара). (Показать рисунок).
13) Загадка (Слайд 26)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это ... (сыроежки)
14) Загадка (Слайд 27)
Ходят в рыженьких беретах –
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Называются… (лисички)
– А к какой группе можно отнести эти грибы? (К
съедобным)
– А какие съедобные грибы вы ещё знаете? (Ответы
детей)
3. Физминутка
(Слайд 28. Музыка(на магнитофоне Фредерика Шопена.)
Фредерик Францишек Шопен (Слайд 29) родился 1 марта 1810 года в Желязовой Воле под Варшавой. Он рос в окружении музыки и уже в 5 лет уверенно исполнял несложные пьесы. Польский композитор и пианист, один из величайших музыкальных гениев. Сейчас прозвучало произведение – «Вальс цветов под шум дождя» (инструмент фортепиано)
15) – Какие ещё изменения происходят осенью? (Птицы
улетают в теплые края) (Слайд 30)
– Как называют таких птиц ? (Перелетные)
– Почему? (Ответы детей)
– Назовите их. (Ответы детей) (Слайд 31)
16) – Как называют птиц , которые остаются (Зимующие)
– Почему они , как все , не улетают от нас? (Ответы
детей)
– Назовите зимующих птиц. (Ответы детей)
(Слайд 32)
17) – Ну и какой же один из частых признаков
осени?
Нам поможет догадаться последняя загадка (Слайд
33)
Он идет, а мы бежим.
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук! (Дождик)
4. Обобщение и повторение
– Назовите признаки осени. (Ответы детей)
(Слайды 34-35 – водопад)
– Какие изменения происходят в неживой природе осень? Давайте сравним их с летом. Опишите – небо, облака, солнце, осадки, воду, ветер.
5. Итог урока
Вывод: Летом небо голубое, лишь кое-где облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким. Летом – дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные и холодные. Летом – погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
– Как связана жизнь живых организмов с изменениями в неживой природе?
Выводы: С приходом осени в природе происходят большие изменения. Солнечных дней становится меньше, дни короче, начинаются заморозки, исчезают насекомые, улетают птицы, прячутся звери. Все эти изменения влияют и на здоровье и образ жизни человека. Поэтому каждый человек должен знать особенности осени, чтобы быть готовым к неожиданностям природы.
– Но все же мы верим и знаем , что осень и холодная зима не бесконечны, что следом за ними вновь придет весна, прилетят и запоют птицы, расцветут деревья и цветы, станет тепло потому что вновь засветит веселое и яркое солнышко и природа опять оживет и заиграет веселыми красками. Именно так звучит произведение замечательного композитора Антонио Вивальди – весело, красиво (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция – 28 июля 1741, Вена) – итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта – автор 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года» (слайд 36) «Осень» (1 часть, аллегро). Ведь в каждом времени года есть своя неповторимая красота. (Слайд 37)
6. Домашнее задание: подготовить рисунки, стихи, загадки, пословицы и поговорки об осени.