Цели:
- Познакомить детей с историей освоения космоса в нашей стране.
- Воспитать любовь и уважение к родному краю.
- Развивать речь, память, внимание, мышление.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, мяч, звездочки (баллы), поощрительный приз.
Первый ведущий: (первый слайд) |
Здравствуйте дети! Сегодня мы говорим о космосе, о истории его освоения и полетах в космос. |
Второй ведущий: (второй слайд) |
И чтобы узнать, что вы знаете о космосе,
давайте сыграем в игру. ПРАВИЛА ИГРЫ: Наша игра называется «Ассоциации». |
ИГРА «Ассоциации» | Первый ведущий кидает мячик второму и говорит слово, Второй называет своё слово и кидает мячик ребёнку, дальше дети играют друг с другом в течении 5 минут. |
Первый ведущий: | Очень хорошо, что вы так много знаете о
космосе, ведь этот год(2011) – год Космонавтики.
Потому что в этом году исполняется 50 лет со дня
первого полёта человека в космос. А полет этот совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Но это произошло только в 1961 году. Хотя люди уже задолго до этого события интересовались космосом. |
Второй ведущий:
|
Люди еще с древних времён обращали
внимание на звёзды и небо, над их головами. Все
это помогало им ориентироваться в пространстве,
следить за временем, сменой времён года и вести
календарь. А вы знаете, как можно ориентироваться по звёздам, солнцу или луне? «ответ детей» (Верно, но) существует (ещё) несколько способов ориентироваться в пространстве по небесным телам:
|
Первый ведущий:
|
|
Второй ведущий: (седьмой слайд) |
Так как звёзд на небе очень много, и запомнить расположение каждой невозможно, люди стали объединять их в созвездия, которые значительно помогли запомнить расположение звезд. |
Первый ведущий: | А вы знаете какие-нибудь созвездия? (дети выходят и чертят на доске созвездия, которые они знают) |
Второй ведущий: (восьмой слайд) |
(Молодцы!) Но в космосе находятся не только звёзды и созвездия. Там так же есть планеты, на одной из которых мы с вами и живём. Знаете ли вы, как расположены планеты в солнечной системе? (дети выходят и рисуют схему расположения планет) |
Первый ведущий: (девятый слайд) |
(Всё верно) Солнечная система включает в себя центральную звезду – Солнце и все естественные (т.е. созданные природой) космические тела, вращающиеся вокруг него. (Солнце – Меркурий – Венера – Земля (Луна) – Марс – Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун.) На слайде так же изображён Плутон, но он уже не считается отдельной планетой. |
Второй ведущий: (десятый слайд) |
Но звёзды и планеты находятся очень
далеко от Земли, поэтому наблюдать за ними, и
изучать их людям было не просто. И в 1450 году Томас Диггес пытался увеличить звёзды с помощью выпуклой линзы и вогнутого зеркала. |
Первый ведущий: (одиннадцатый слайд) |
Но у него не хватило терпения
доработать своё устройство и, поэтому,
полу-изобретение было забыто. И только после большого промежутка во времени итальянский учёный – Галилео Галилей вспомнил о забытом устройстве, и он изобрел первый в мире полноценный телескоп, который позже получил мировую известность. Благодаря телескопу было сделано множество различных открытий. С течением времени это устройство сильно видоизменилось, но и по сей день, с его помощью, люди изучают космическое пространство. |
Второй ведущий: (двенадцатый слайд) |
С развитием науки и техники у людей
появилось всё больше и больше возможностей для
изучения космоса. Итак, 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли под названием «Спутник 1». |
Первый ведущий: (тринадцатый слайд) |
С изобретением спутника начинается
более активное изучение космического
пространства. И уже в 1957 году, 3 ноября был выведен на орбиту искусственный спутник Земли – «Спутник-2» с собакой Лайкой на борту. К сожалению, Лайка погибла, потому что искусственный спутник ещё не имел системы спуска на Землю... |
Второй ведущий: (четырнадцатый слайд) |
Поэтому, всем нам известные Белка и Стрелка были далеко не первыми собаками в космосе. До них были десятки других, не все из которых благополучно вернулись на Землю. Но эти опыты с животными были строго засекречены. |
Первый ведущий: | Но всё же, знаменитые Белка и Стрелка
тоже внесли значительный вклад в изучение
космического пространства. 19 августа 1960 года они совершили первый орбитальный космический полёт на корабле «Спутник-5» и вернулись на Землю невредимыми. Их полёт продолжался более 25 часов, за время которого корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. |
Второй ведущий: (пятнадцатый слайд) |
После полёта Белки и Стрелки, который
показал, что выжить в условиях космического
пространства возможно, в 1961 году совершил свой
первый полёт в космос человек. Этим человеком стал Юрий Алексеевич Гагарин(1934-1968). |
Первый ведущий: (шестнадцатый слайд) |
Итак, первый в истории космический
полёт человека был выполнен советским
лётчиком-космонавтом, майором (позже
полковником) Юрием Алексеевичем Гагариным на
корабле «Восток-1». 12 апреля 1961 года в 6 часов 7 минут (по Гринвичу) ракета стартовала с космодрома Байконур и через 108 минут приземлилась около города Энгельса Саратовской области. Максимальная высота полёта составила 327 километров, протяжённость – 28 260 километров в час. Корабль «Восток-1 » успешно прошёл 1 полный виток вокруг Земли. |
Второй ведущий: (семнадцатый слайд) |
Вся страна праздновала успешный полёт
Гагарина. Этот полёт вошёл в мировую историю, а
сам Гагарин стал героем. По всему Советскому Союзу во всех городах стали появляться различные памятники, а на домах возникали мозаики, связанные с этим величайшим событием. Наш город не исключение. У нас тоже есть памятники и мозаики, посвященные космосу и всему, что с ним связанно. |
Первый ведущий: (восемнадцатый слайд) |
В нашем городе так же есть целый парк,
посвящённый Юрию Алексеевичу Гагарину. Не прошло и двух месяцев со времени легендарного полета, а в областном центре нашего города учредили спортивный приз имени Юрия Гагарина. Серебряный кубок вручили команде победившей в лёгкоатлетическом пробеге. Его участники стартовали в стадионе в парке и здесь же финишировали. Дистанция проходила по улицам города. “Космический” пробег стал праздником для сахалинских спортсменов. |
Второй ведущий: (девятнадцатый слайд) |
В Москве от корреспондента газеты
“Советский Сахалин” Юрий Алексеевич узнал об
этих соревнованиях и для будущего победителя он
подарил свою фотографию с автографом. Вы можете
видеть его на слайде. Он написал пожелания спортсменам. А всем сахалинцам просил передать привет через газету. |
Первый ведущий: | «Горячий привет участникам
марафонского пробега. Желаю вам наивысших спортивных достижений. Гагарин» Вот что написал в своем автографе великий космонавт. |
Второй ведущий: (двадцатый слайд) |
Шли годы, а парк всё еще оставался
безымянным. Имя он получил только в 1968 году.
Поводом, к сожалению, послужило не радостное
событие и не юбилей. В тот год произошла трагедия.
При выполнении тренировочного полёта погиб Юрий
Алексеевич Гагарин. Итак, 22 апреля 1968 года нашему парку было присвоено имя первого в мире лётчика-космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина. |
Первый ведущий: (двадцать первый слайд) |
В Южно-Сахалинске есть так же целая улица, названная в честь космонавта – Поповича Павла Романовича(05.10.1930 – 30.09.2009). |
Второй ведущий: (двадцать второй слайд) |
Павел Романович Попович – личность легендарная, историческая. Увековечен в бронзе, в названиях улиц. Не обделен славой. |
Первый ведущий: | Павел Романович летал в космос дважды: первый раз в 1962 году на корабле «Восток-4», полет продолжался трое суток, а второй раз в 1974 году на корабле «Союз-14», длительность полёта составила 16 суток. Так же Попович принимал участие в первом групповом полёте в космос. |
Второй ведущий: (двадцать третий слайд) |
Павел Романович Попович является почетным гражданином нашего города и, как уже было сказано, в его честь названа улица нашего города, а так же на доме номер по улице Поповича есть мозаика, посвященная ему и его первому полёту в космос на корабле «Восток-4». |
Первый ведущий: | Но многие люди, живущие в нашем городе, просто-напросто не замечают его исторических памятников, а если и замечают, то не знают, что они означают. И все мы просто проходим мимо, не обращая на них внимания. |
Второй ведущий: | А ведь эти самые памятники и мозаики
являются частью нашей истории, которой мы,
несомненно, можем гордиться. Они так же являются и культурным достоянием нашего города, они украшают его. |
Первый ведущий: | Не обращая внимания на эти исторические памятники в нашем городе, мы предаём нашу историю, а значит и нашу страну. |
Второй ведущий: (двадцать четвёртый слайд) |
Так давайте приглядимся получше к нашему городу, и мы заметим, что в нём повсюду разбросаны небольшие кусочки истории, которую мы должны знать, уважать и гордиться ею! |
В процессе классного часа с детьми ведётся диалог.
Отвечая на вопросы, и правильно выполняя задания, дети зарабатывают баллы (звёздочки) и самый активный ребёнок в конце классного часа получит поощрительный приз.
(Итоги и награждение проходят за две минуты до звонка)