Сценарий концерта, посвященного творчеству композитора Андрея Петрова

Разделы: Музыка


Ведущий 1: ... Легкая музыка существует для того, чтобы легче было жить, или, по крайней мере, для того, чтобы жизнь нам казалась легче. Чересчур серьезные люди посматривают на такую музыку свысока. А то и гонят прочь из искусства.

Ведущий 2: Так немецкий философ Теодор Адорно с недоумением признавался, что не может объяснить феномена тех мелодий, которые американцы прозвали “вечнозелеными”. Эти мелодии вроде ничем не отличаются от миллионов им подобных, а смотришь – меняются времена, музыкальные и прочие моды, поколения, а эти мелодии все поются и поются.

Ведущий 1: Никто так и не объяснил, чем они, собственно, лучше других, а они, может даже и не лучше – они счастливее. И есть такие счастливцы-композиторы, которым удается создать не одну – две, а десяток-другой этих самых “вечнозеленых” мелодий.

Об одном таком композиторе, создавшем целую плеяду замечательной музыки, мы сегодня и поговорим....

Ведущий 2: Андрей Павлович Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде (ныне С-Петербург). Отец – Павел Платонович Петров был военным хирургом. Мать – Ольга Петровна Ваулина была художницей.

До 14 лет серьезно музыкой Андрей Павлович не занимался. Больше увлекался литературой, сочинял рассказы, повести.

Во время Великой Отечественной войны вместе с семьей был эвакуирован в Сибирь, лишь после возвращения в родной город, он начал заниматься музыкой.

В 1945 году Петров увидел фильм “Большой вальс”. Образ Иоганна Штрауса его вдохновил настолько, что он решил стать композитором.

В 1949 г. Петров окончил музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова, а в 1954 г. – Ленинградскую государственную консерваторию.

Еще во время учебы в консерватории он писал как “серьезную” музыку, так и музыкальные номера к капустникам и песни.

Ведущий 1: В своем творчестве Андрей Петров старается развивать традиции русской классической музыки, а также традиции своего великого современника Д. Шостаковича, который писал: “Меня восхищает его плодотворная работа в разнообразных жанрах. А. Петров обладает яркой композиторской индивидуальностью. Его музыка отличается мелодизмом и эмоциональностью”...

Ведущий 2: Таким образом, в мире музыкальной культуры за А. Петровым прочно закрепляется слава современного классика. Он автор опер и балетов, симфонических произведений и инструментальных концертов, музыки к фильмам и театральным спектаклям, песен и легкой музыки. Среди его крупных произведений – оперы “Петр Первый” и “Маяковский начинается”, балеты “Берег Надежды”, “Сотворение мира”, “Пушкин”, симфонические сочинения, Поэма для органа и струнных, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для ф-но с оркестром и многое другое.

Ведущий 1: Симфонические произведения композитора постоянно присутствуют в репертуаре известных творческих коллективов, их исполняют самые авторитетные оркестры – под управление Юрия Темирканова, Евгения Светланова, Александра Дмитриева и др.

В 1972 г. композитор был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1976 г. ему присвоено звание Народного артиста СССР.

Ведущий 2: В 1960-е годы начинается плодотворное сотрудничество композитора с кинематографом. Песни, написанные им для кино, - настоящие народные хиты.

Он написал музыку более чем к 80-ти кинофильмам.

В 1961 г. на экраны страны вышел фильм “Человек-амфибия”, сразу покоривший зрителей, - музыка к нему стала дебютом для Андрея Петрова в кино. Затем композитор принимал участие в создании фильмов “Путь к причалу” и “Я шагаю по Москве”, песни из которых – “Голубые города”, “Песня о друге”, “Я шагаю по Москве” - обрели собственную жизнь, и вы их услышите сегодня.

Ведущий 1: Его песни на эстраде исполняли Эдита Пьеха, Нани Брегвадзе, Людмила Сенчина, Эдуард Хиль, в кино их пели Андрей Миронов, Олег Даль, Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Никита Михалков.

Среди работ Андрея Петрова – музыка к популярным кинолентам “Берегись автомобиля”, “Укрощение огня”, “Синяя птица” (гл. роль – Элизабет Тейлор), “Служебный роман”, “Старая, старая сказка”, “Осенний марафон”, сериал “Петербургские тайны” и многие другие, о которых мы поговорим сегодня подробнее...

На сцене старшая группа хора. В ее исполнении вы услышите пожалуй самые излюбленные и популярные песни Андрея Петрова 60-х – 70-х годов “Песню о голубых городах” (из к/ф “Два воскресения”) и “Песню о материнской любви” (из к/ф “Синяя птица”).

Ведущий 1: В 1968 г. на экраны страны вышел музыкальный фильм “Старая, старая сказка”. В главных ролях: Олег Даль, Марина Неелова и другие популярные артисты.

Ведущий 2: Сюжет фильма прост и незатейлив, а как замечательна его музыка!!!

... Идет по дороге храбрый солдат. Он спешит в королевство, где живет его любимая – прекрасная принцесса. Но девушку заколдовала злая ведьма, и солдату, во что бы то ни стало, надо расколдовать ее. Ведь иначе принцесса никогда его не полюбит.

(“Веселый марш” из к/ф “Старая, старая сказка”, переложение для ф-но )

Ведущий 1: Лирическая комедия – жанр, в котором с особым блеском проявил себя режиссер Георгий Данелия. В 1963 г. лентой “Я шагаю по Москве” он начал свое восхождение к вершинам популярности. Вместе с ним “шагали” юные талантливые актеры, а также композитор Андрей Петров.

Едва ли найдется человек, который не знает песню на стихи Геннадия Шпаликова, ставшую лейтмотивом этого фильма, о хороших московских ребятах 60-х гг., о взаимовыручке, дружбе и, конечно, о любви.

Сам А. Петров пишет: “Я никогда не думал, что песню “А я иду, шагаю по Москве” подхватят и запоют на концертах. Там ломаный ритм, частые сбивки, скачки в мелодии. Это просто трудно пропеть...” Однако фильму “Я шагаю по Москве” уже больше 40 лет, и песня из него продолжает жить...

(Песня “Я шагаю по Москве”)

Ведущий 2: Двухсерийный фильм Эльдара Рязанова “Жестокий романс” - одна из лучших экранизаций пьесы Александра Островского “Бесприданница” за всю историю кинематографа. Великолепная игра Никиты Михалкова, Андрея Мягкова, Алисы Фрейндлих и других известных актеров буквально очаровала зрителей своей искренностью.

С Э. Рязановым Андрея Петрова связывало не только творчество (вместе они сняли около 13 картин), но и тесная дружба. А. Петров всегда считал, что самый главный человек в кино – это режиссер. Ты можешь написать потрясающую музыку, но она не подойдет к конкретному видеоряду. А какая-нибудь обычная музыкальная тема, соединившись с действием на экране, может произвести фурор.

Собственно так и получилось в фильме “Жестокий романс”, где музыкальные темы А. Петрова очень тонко подчеркивали драматизм сюжета, и был возрожден старинный российский бытовой жанр – романс.

(“Романс о романсе”, переложение для ф-но в 4 руки)

Ведущий 1: В 1976 г. на советские экраны вышел совместный (Россия – США) музыкальный фильм – сказка “Синяя птица”. Эта экранизация одноименной сказки Мориса Метерлинка стала первым совместным советско-американским фильмом, где работал А. Петров.

Синяя птица – это олицетворение счастья, далекого и близкого, которое есть у человека. Только его нужно уметь распознать.

Дети дровосека, Тильтиль и Митиль, во сне попали в удивительную сказку, которую им показала фея – Свет. Все домашние животные, все продукты там оживают, превращаясь в реальных людей. Они помогают детям выполнить поручение феи - найти Синюю птицу. Но она оказывается совсем не такой, какой брат и сестра представляли ее в своих мечтах....

(Песня “Зов синевы” из к/ф “Синяя птица”)

Ведущий 2: “Осенний марафон” - драма, комедия, сатира, или просто подарочное издание для тех, кто изучает английский?

А в целом – прекрасная экранизация режиссера Георгия Данелия....

К герою этой трагикомедии Бузыкину постоянно тянутся люди. Он отзывчив, никому ни в чем не может отказать. Будучи по характеру мягким человеком, Бузыкин мало думает о себе и постоянно попадает во всевозможные неприятные истории, конечно же, под прекрасную музыку Андрея Петрова....

(“Мелодия” из к/ф “Осенний марафон”, переложение для ф-но)

Ведущий 1: Журналистов часто поражало то обстоятельство, что в музыке А. Петрова преобладают мажорные интонации. Поэтому ему был задан следующий вопрос: “Оптимизм – отпечаток комедийного жанра, в котором вы так много работали, или это жизненная установка?.. На что Андрей Петров ответил: “Вообще-то в русской песенной культуре часто встречаются минорные интонации – и вероятно, это некое свойство национального характера. Но я жизнь воспринимаю по-другому – весело и без сожалений. В этом смысле наш кинематограф меня очень радует в плане многочисленных мелодраматических комедий, так сказать “С оттенком грусти!” Я их очень люблю, и часто пишу для них свою музыку!,,”.

Не является исключением и комедия Э. Рязанова “О бедном гусаре замолвите слово...”.

... Небольшой городок взбудоражен вступлением гусарского полка. Любовь, вспыхнувшая между корнетом и юной актрисой, неожиданно сталкивается с интригой, которую плетет петербургский чиновник. Вовлеченный им в коварную игру, погибает отец героини... Но зло в конце концов будет побеждено благородством, верностью и любовью...

(“Романс Настеньки”)

Ведущий 2: Да... любовь молодого корнета обречена....

Но не все так плохо, ведь долг и честь зовут на подвиг... Так гусарский полк отправляется дальше под внешне помпезную и одновременно шутливую польку-галоп...

(“Полька-галоп”, переложение для ф-но в 4 руки)

Ведущий 1: Совсем недавно по всей стране в телепрокате шел 60-тисерийный телесериал “Петербургские тайны”. Музыку к сериалу Андрей Петров писал совместно со своей дочерью Ольгой Петровой. Популярность фильма не заставила себя ждать, так как уже через некоторое время после проката мелодии фильма стадии узнавать и напевать везде и всюду!..

(“Не растравляй моей души...”)

Ведущий 2: По мнению музыкальных критиков, почти вся музыка сериала “Петербургские тайны” полна то спокойной созерцательности, то дикой взволнованности, то нежной влюбленности, то искреннего восхищения. И особенно остро все эти чувства передает “Вальс” из телесериала...

(“Вальс”, переложение для ф-но в 4 руки)

Ведущий 1: Прекрасная мелодрама Э.Рязанова “Служебный роман” - тогда в 1977 г. стала фильмом года. И с тех пор остается популярным и нежно любимым кино для всех нас.

Так, перед вами – история строгой начальницы (гл. роль А.Фрейндлих) и забитого жизнью статистика (гл. роль А. Мягков), внезапно превратившихся в прекрасных принца и принцессу...

(“Моей душе покоя нет...”)

Ведущий 2: В 1997 г. за заслуги в отечественном кинематографе Андрею Петрову была вручена премия “Золотой Овен”, а в 1999 г. – премия “Золотой Остап”.

Не раз он был удостоен премии “Ника”...

К сожалению 15 февраля 2006 г. после непродолжительной болезни жизнь композитора оборвалась. Он скончался в Санкт-Петербурге.

Ведущий 1: И поистине, вклад Андрея Петрова в развитие русской современной музыки неоценим.

Ни один фильм с его музыкальным оформлением не остался без внимания зрителей.

Всегда в нашей памяти останутся бессмертные его мелодии – Вальс из к/ф “Берегись автомобиля”, Вальс из сериала “Петербургские тайны”, Мелодия из к/ф “Осенний марафон” и многие - многие другие....

(“Вальс” из к/ф “Берегись автомобиля”, переложение для оркестра народных инструментов)

Ведущий 2: В нашем концерте вы услышали:

“Песню о голубых городах” (из к/ф “Два воскресения”).

Ведущий 1: “Песню о материнской любви”.

“Зов синевы” (из к/ф “Синяя птица”).

Ведущий 2: “Песню о Москве” (из к/ф “Я шагаю по Москве”).

Ведущий 1: “Романс Настеньки”.

“Полька-галоп” из к/ф “О бедном гусаре замолвите слово...”.

Ведущий 2: “Не растравляй моей души”.

“Вальс” из к/ф “Петербургские тайны”.

Ведущий 1: “Моей душе покоя нет...”.

Из к/ф “Служебный романс”.

Ведущий 2: “Романс о романсе” из к/ф “Жестокий романс”.

Ведущий 1: “Весёлый марш” из к/ф “Старая, старая сказка”.

Ведущий 2: Вальс Из к/ф “Берегись автомобиля”.

Ведущий 1: Мелодия из к/ф “Осенний марафон”.

Ведущий 2: Музыка звучала в исполнении учащихся и педагогов школы.

Ведущий 1: Спасибо за внимание! До новых встреч!!