Цель: познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях. Развивать чувство единства, сплоченности.
Форма поведения: семинар-практикум.
Участники: родители, воспитатели, медсестра, дети.
Предварительная работа.
- Анкетирование родителей по теме собрания “О здоровье – всерьез. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе проведения собрания.
- Изготовление красочных пригласительных для родителей. (В приглашении указываются полное имя, отчество отца и матери; вручаются за неделю до родительского собрания; за несколько дней вывешивается объявление. Хорошо, если на родительском собрании будут присутствовать оба родителя).
- Вручение пригласительных билетов родителям.
- Разработка памяток для родителей.
- Оформление стенда “Мы хотим быть здоровыми” (фотографии детей, занимающихся физкультурой, играющих в подвижные игры…”.
- Оформление выставки литературы и других материалов по теме
- Подбор музыкального оформления.
- Подготовить отчет по заболеваемости, посещаемости и выполнение норм питания за первое полугодие.
- Украшение группы.
- Создание презентации для сопровождения выступлений.
- Оформление благодарственных писем для родителей, чьи дети в течение первого полугодия не болели, либо болели очень редко.
- Организация и проведение опроса детей “Кто такой здоровый человек?”.
План проведения
I. Организационный момент - вступительное слово.
II. Работа по теме - сценка.
III. Создание проблемной ситуации для родителей: “Как Вы считаете, кто такой здоровый человек? Просмотр видео.
IV. Обмен мнениями о закаливании детей в домашних условиях.
V. Практикум медсестры.
VI. О роли прогулок в жизни ребенка.
VII. Разминка детей и родителей.
VIII. Выступление медсестры.
IX. Демонстрация манипуляций.
X. Вручение благодарственных писем родителям.
XI. Анкетирование родителей “Ваше мнение о собрании”. Приложение.
ХII. Итог собрания.
Ход собрания
I. Организационный момент - вступительное слово
Цель: настроить на тему предстоящего разговора, создать располагающую эмоциональную обстановку.
Воспитатель встречает родителей в зале , объясняет тему собрания, знакомит с намеченными мероприятиями (о них подробно сказано в пригласительных билетах).
Воспитатель: Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение. В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Так что же взрослые могут сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи. Позвольте прочитать вам стихотворение.
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
- Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов – богатырей.
В.Крестов “Тепличное создание”
Воспитатель: Здоровый, крепкий и развитый ребёнок.
Как добиться этого? Что для этого делаем мы? Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? А расскажут нам об этом дети.
II. Работа по теме - сценка
В зале появляются дети в спортивной форме, выстраиваются полукругом. Раздается стук в дверь – входит Бом (второй воспитатель) с шерстяным шарфом на шее и раскрытым зонтом в руке.
Воспитатель и дети: Здравствуй, Бом!
Бом (простуженным голосом). Здравствуйте!
Воспитатель: А почему ты так одет?
Бом (чихая)
У меня печальный вид.
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип…
Воспитатель: Что такое?
Бом: Это грипп.
Воспитатель: Грипп? А вот наши дети не болеют.
Бом: Не болеют?
Воспитатель: Не болеют. Почему? Послушай.
1-й ребенок: Каждый день по утрам мы делаем зарядку. Очень нравится нам делать все по порядку.
2-й ребенок: Весело шагать.
3-й ребенок: Руки поднимать!
4-й ребенок: Приседать!
5-й ребенок: Бегать и скакать!
Воспитатель: Здоровье в порядке?
Дети: Спасибо зарядке!
Воспитатель: Кто из вас знает, что закалке помогает и полезно нам всегда?
Дети: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
6-й ребенок: Спорт любите с детских лет – будете здоровы!
Воспитатель: Ну-ка дружно, детвора, крикнем все…
Дети: Физкульт-ура!
7-й ребенок: Если хочешь быть умелым, ловким, быстрым, сильным, смелым…
8-й ребенок: Научись любить скакалку, вожжи, обручи и палки!
9-й ребенок: Никогда не унывай, в цель ты точно попадай!
10-й ребенок: Мячик новый есть у нас, мы играем целый час. Я бросаю – ты поймай! А уронишь – поднимай!
Дети играют в мяч под музыку песни М. Красева “Мяч”.
11-й ребенок: Чтоб расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно по утрам мы зарядку делаем. К солнцу руки поднимаем; дружно, весело шагаем, приседаем и встаем и ничуть не устаем.
Дети выполняют упражнения и уходят из группы вместе с Бомом, который говорит, что все понял, и теперь тоже будет делать зарядку.
III. Создание проблемной ситуации для родителей: “Как Вы считаете, кто такой здоровый человек? Просмотр видео
Воспитатель: В ходе нашего собрания хотелось бы немного порассуждать. Давайте ответим на один, кажется, очень простой вопрос: “Кто такой здоровый человек?”.
Ответы родителей.
А теперь я Вам предлагаю посмотреть и послушать, как же дети ответили на этот вопрос Просмотр видео: “Кто такой здоровый человек?”.
Вот такие высказывания детей. А теперь я предлагаю Вам поделиться своим жизненным опытом. У меня в руках мяч, он для нас будет эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по кругу, и тот человек в чьи руки попал мяч, продолжает моё предложение. А предложение будет у нас одно для всех:
“Мой ребёнок будет здоров если я…”.
Ответы родителей.
Сейчас хотелось бы предложить Вам посмотреть интервью, в котором дети рассуждают, что же нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье.
Просмотр видео: “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?”.
Воспитатель: Ну что ж мнения детей мы выслушали. Свои суждения, о том, что нужно делать, чтобы Ваш ребёнок был здоров, Вы высказали. А сейчас я хочу предоставить слово врачу – педиатру. Она расскажет о средствах лечения простудных заболеваний, их профилактика и закаливание.
IV. Обмен мнениями о закаливании детей в домашних условиях
В дальнейшей разговор пойдет о закаливании.
Результаты анкеты показывают, что родителями группы проводятся различные виды закаливания с детьми. (Зачитываются ответы на вопросы анкеты)
Родителям предлагается поделиться опытом по проведению закаливающих процедур, профилактических мер по предупреждению болезней.
Воспитатель: Вывод ясен: если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур. В “минимум” закаливания входит обязательное использование не перегревающей одежды, воздушные и водные процедуры, гигиена одежды и обуви.
Воспитатель: Практика показывает, что один из наиболее перспективных и, самое главное, простых методов в оздоровлении детей является массаж биологически активных точек. При систематическом применении он дает хорошие результаты.
V. Практикум медсестры
Медсестра проводит с родителями, практикум по знакомству с биологически активными зонами.
Заходят дети.
Показ точечного массажа: (подгруппа)
Ответы на вопросы родителей.
VI. О роли прогулок в жизни ребенка
Ведущая: О благотворном действии прогулок на свежем воздухе писал А.С. Пушкин
“Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине,
И в дому ночь глубок ваш будет сон”.
Ежедневные прогулки детей могут и должны быть эффективным методом закаливания ребенка. Так как потребности растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых.
Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной системы, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 3-х раз в день не менее 4 часов в день, летом неограниченно.
На прогулке и в группе мы проводим целый ряд игр, которые являются профилактикой, а некоторые лечат те или иные заболевания.
Сейчас дети вам их покажут.
VII.Разминка детей и родителей
В зале появляется второй воспитатель, переодетый в доктора Айболита. Он проводит разминку вместе с родителя.
1 игра: “Мышка и мишка”, направлена на формирование глубокого ритмичного вдоха и выдоха, лечит болезни носа и горла, укрепляет мышцы позвоночника.
Ход игры: Ведущий показывает движения и произносит слова, дети приглашают своих родителей, родители вместе с детьми выполняют движения:
У Мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох).
У мышки – очень маленький (присесть, обхватив руками колени, опустить голову- выдох с произнесением звука “ш,ш,ш”).
Мышка ходит в гости к Мишке. Он же к ней не попадет. (Надо ходить по залу), (повторить 4-6 раз).
2 игра: “Кто самый громкий?” цель игры: Тренировка носового дыхания, смыкания губ, лечение болезней носа.
Ход игры: Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки поместить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) “ммм”, одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук “ммм” надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижимается правая ноздря.
Игра повторяется несколько раз.
3 игра: “Пчелка” цель игры: формирования правильного дыхания (глубины и ритма) укрепления мышц рук, пояса, верхних конечностей.
Ход игры: Ведущий предлагает поиграть в “пчелку”. Ребенку и родителям показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову со слов ведущего “Пчела сказала - “жу, жу, жу” ребенок и родители ритмично сжимает обеими руками грудную клетку и произносит “жжж”- на выдохе – и вместе с ведущим на вдохе разводит руки в стороны и, расправляя плечи, говорит: “Полечу и пожужжу, детям меда принесу”. Встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место. Игра повторяется 4-5 раз. Ведущему необходимо следить, чтобы вдох был через нос и дыхание было глубоким.
Доктор Айболит делится опытом, выслушивает родителей на тему “Народные и нетрадиционные средства лечения простудных заболеваний и их профилактика. (Приложение)
Воспитатель: Сейчас слово предоставляется старшей медицинской сестре. Она расскажет Вам о питании детей дошкольников. Доклад в сопровождении презентации: “Правильное питание ребенка в ДОУ и дома – основа здоровья ребенка”.
VIII.Выступление медсестры
“За папу, за маму ...”
“Правильное питание ребенка в ДОУ и дома – основа здоровья ребенка”.
Выступление старшей медицинской сестры. Старшая медицинская сестра проводит беседу о питании детей дошкольников. Доклад в сопровождается показом презентации: “Правильное питание ребенка в ДОУ и дома – основа здоровья ребёнка”.
Дает задание родителям (вычеркнуть из списка продуктов “вредные”).
IX. Демонстрация манипуляций
Медсестра детского сада демонстрирует (на большой кукле) простейшие процедуры, выполнение которых должны уметь все родители (как ставить градусник, горчичник, делать компресс и растирания, закапывать капли в нос, уши, глаза).
X. Вручение благодарственных писем родителям
Вручение благодарственных писем родителям, чьи дети в течение полугодия не болели, либо болели очень редко. Формулировка и принятие решения родительского собрания.
XI. Анкетирование родителей “Ваше мнение о собрании”. Приложение
ХII. Итог собрания.
Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребенка в Ваших руках! Вам необходимо создать условия здорового образа жизни ребенка.
В конце собрания проводится совместное чаепитие детей и родителей.
Примерное решение родительского собрания:
- создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в повседневной жизни (срок – постоянно, отв. – воспитатели, родители);
- равномерно распределять физическую и умственную нагрузки в течение дня (срок – постоянно, отв. – воспитатели, родители);
- систематически интересоваться полученными знаниями детьми по формированию здорового образа жизни и закреплять их дома (срок – постоянно, отв. – родители);
- организовать дома режим дня и питание, приближенное к детсадовскому (срок – постоянно, отв. – родители);
- в выходные дни обязательно организовывать прогулки вместе с детьми.
- Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.