Цели урока.
- Закрепить знания о произведениях, изученных в данной теме и познакомиться со стихотворениями Андрея Дементьева «Жалею зверей» и Э. Асадова «Покинутая собака».
- Формировать навыки безошибочного, осознанного и выразительного чтения литературного текста, умение работать с деформированным текстом.
- Развивать устную речь.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Воспитывать чувство коллективизма.
Ход урока
I. Разминка. Конкурс скороговорок.
Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок – сорок морок.
Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон!
II. Прочитать отрывок, назвать автора и название произведения.
«Сердце радуется в другой раз посмотреть на Божью тварь… У всякого свой порядок и свой ум. Ты думаешь, зря рыбка плавает в воде или птица по небу летает? Нет, у них заботы не меньше нашего…» (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».)
«Они почти не находились в норках, а всё летали, кружились, лепились на проводах и часами сидели молча, прижавшись один к другому. А потом с визгом рассыпались в разные стороны, присаживались к осенним лужам, заботливо клевали глину, и снова сбивались в стаи, и снова тревожно кружились». (В.П. Астафьев «Стрижёнок Скрип».)
III. Игра «Кот в мешке».
– Из какого произведения этот предмет?
Косточка (М.М. Пришвин «Выскочка».) Акварель (Е.И. Чарушин «Кабан».)
IV. Восстановить деформированный текст.
Расстояние между ними уменьшалось с поразительной быстротой.
Потом они столкнулись.
Откуда-то из сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась на перерез бешеной собаке.
Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности.
«Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась на перерез бешеной собаке. Расстояние между ними уменьшалось с поразительной быстротой. Потом они столкнулись». (А.И. Куприн «Барбос и Жулька».)
Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами.
Они пришли к стрижиному яру.
Неподалёку рыбачили мальчишки.
Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа.
«Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа. Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами». (В.П. Астафьев «Стрижёнок Скрип».)
V. Конкурс «Домашнее задание».
Учащиеся читают наизусть стихотворения Андрея Дементьева «Жалею зверей» и Эдуарда Асадова «Покинутая собака».
VI. Подведение итогов урока.
– Ребята, какая бы команда не победила сегодня, я считаю этот урок – КВН нашей общей победой. Мы сегодня вспоминали прекрасные произведения о животных, многие из вас впервые услышали стихи А. Дементьева и Э. Асадова. Я думаю, этот урок сделал нас всех немного добрее, научил внимательнее относиться к братьям нашим меньшим.