Развитие коммуникативных компетенций как условие духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Духовно-нравственное воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности, ценностно-ориентирующей деятельности, сущность которой заключается в целенаправленном осмыслении, оценке человеком окружающего мира и собственного «Я».

Целью духовно-нравственного воспитания является развитие духовной личности.

Духовно-нравственное воспитание в процессе изучения литературы делает более целенаправленным формирование позиции человека по отношению к главным экзистенциальным вопросам: «Что такое человек, мир, жизнь, смерть, любовь?» В процессе воспитания ученик должен активно включаться в процесс своего совершенствования: глубже понимать самого себя, окружающий мир.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту.

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативных компетенций школьников в процессе изучения русского языка и литературы.

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Личностно-ориентированный характер содержания духовно-нравственного воспитания требует выбора продуктивных методов и активных форм образовательной деятельности. В ценностно-ориентированной деятельности для учеников привлекательна дискуссия.

Дискуссия обеспечивает активное включение школьников в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

В проведении дискуссий на уроке литературы в старших классах в моей педагогической практике очень помогает учебник-практикум по программе известного методиста Г.И. Беленького, по которой наша гимназия работает уже много лет.

На наш взгляд, в этом учебнике удачно подобраны вопросы и задания, разнообразные материалы, в основном это фрагменты из критических и литературоведческих работ, написанных как современниками изучаемых писателей, так и в более позднее время, вплоть до наших дней, а также фрагменты из писем и статей самих писателей.

Например, на заключительном обобщающем уроке в 9 классе по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы проводим дискуссию, опираясь на задание учебника-практикума: «Душа… Духовность… Внутренний мир человека, его переживания, настроения, чувства…

Воля… Способность (и желание) добиваться осуществления поставленных перед собой целей, своих устремлений… Задумаемся над смыслом этих слов. Кто же такой Печорин – демон, несущий зло людям, сеющий вокруг себя зло? Одаренная личность, не находящая своего места в жизни, страдающая и мучающаяся? А может быть, личность человеческая, судьба человеческая не должна становиться предметом однозначной и прямолинейной оценки, и об этом тоже говорит нам Лермонтов? Прочтите нижеприведенные высказывания. Какое (или какие) из них представляются вам более верным?»

Одними из важных условий развития коммуникативных компетенций школьников на уроке литературы является развитие коммуникативного умения сопереживать художественному образу, определять настроение текста и авторские эмоции; объяснять свои чувства, возникшие при чтении.

Для развития этого использую технологию «медленного чтения» – погружения в художественный текст, так называемое «колесо чтения», когда из разрозненных слов, фраз, отрывков текста в воображении читателя формируется целостный образ удивительного мира, в котором можно жить, общаться, находить друзей. В этом мне помогает методический прием домысливания продолжения и окончания художественного произведения, которое дает возможность ребенку самому побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества, вступить в диалог с писателем

В среднем подростковом возрасте (учащиеся 8-9 класса) на художественном восприятии учеников остро сказывается процесс самоутверждения личности. Психическое развитие в этом возрасте приводит к обостренному вниманию к нравственным вопросам. Что есть добро и что есть зло? Почему человек поступает так, а не иначе? Чем объясняется тот или иной поступок?

При формировании коммуникативных компетенций именно обращение к лирическому тексту помогает развить такое коммуникативное умение, как умение описывать свои читательские впечатления, полноценно сопереживать художественным образам произведения – метод дневникового письма, технология которогопредполагает ведение дневниковых записей на каждом учебном занятии.

На заключительном этапе урока по теме «Мир человеческой души в лирике Н.М. Рубцова» (8 класс) предлагаю поделиться личными переживаниями в творческих работах по теме «Мое открытие стихотворений Н.М. Рубцова».

В старших классах в процессе самостоятельной творческой учебной деятельности очень эффективна проектная деятельность. Такая форма организации учебной работы способствует развитию у обучающихся исследовательских умений, аналитического мышления, формирует информационные, коммуникативные, социальные, информационные компетенции, связанные с умением учиться всю жизнь.

Примером такого типа проекта, как ролевой проект, явилась групповая творческая деятельность учащихся 10 класса на уроках русского языка при изучении темы «Публицистический стиль речи»по программе Бабайцевой В.В. (профильный уровень).

В качестве проектных продуктов были представлены школьные стенгазеты «Боевые листки» – «Никто не забыт и ничто не забыто», выполненные ко дню Защитника Отечества в публицистическом стиле речи. Для осуществления проектов были предприняты экскурсии в музеи Боевой славы, Вооруженных сил, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, в Художественный музей, результате которых были отобраны не только необходимые информационные материалы, но и предоставлен опыт участия в решении проблемы проекта «Что такое воинская честь?».

На защите проектов – итоговом уроке в газетах были отражены такие жанры публицистического стиля речи, как передовая статья, очерк, небольшая заметка, интервью, репортаж, с которыми учащиеся знакомились на предварительных уроках по этой теме. Ребята оценивали свои выступления по таким критериям: отражение в текстах публицистического стиля 2 взаимосвязанных функций: информативной и воздействующей; практическая значимость материала; использование языковых средств, обусловленных функцией воздействия; эмоциональность; эстетичность оформления; роль каждого участника группы в выполнении проекта.

Один из проектных продуктов был положен в основу творческой работы сочинения – очерка «Две судьбы» ученицы 11 класса Бедрик Карины, творческая работа которой заняла 3 место в конкурсе литературных произведений в краевом краеведческом конкурсе «Род. Родина. Судьба», посвященном Году семьи, 2008 году. В этом литературном произведении она рассказала о нелегких судьбах двух мужественных людей ветеранов Великой Отечественной войны: своем дедушке и одной женщине, которая живет в соседнем доме. С ней Карина познакомилась, когда ее творческая группа готовила материал для выполнения проекта.

В сочинении ученица рассуждает о таких нравственных ценностях, как патриотизм, гуманность, честь, благородство души.

К деятельностным технологиям обучения, которые развивают коммуникативную компетенцию, относится и исследовательская деятельность учащихся.

Учащаяся 10 класса Васильченко Татьяна заняла 2 место на городской научно-практической конференции школьников «Исследовательская деятельность учащихся в области изучения отечественного языка и литературы» в секции «Русская литература в контексте отечественных ценностей» с исследовательской работой по теме «Образ падшей женщины в творчестве Ф.М. Достоевского». В работе ученица чётко и конкретно сформулировала цели и задачи исследования, аргументированно и последовательно доказала актуальность и значение темы исследования для современного общества.

Объектом для своего исследования ученица выбрала 3 известных романа Достоевского: «Преступление и наказание», «Идиот», «Записки из подполья». Выбор темы мотивирован интересом ученицы к творчеству Ф.М. Достоевского и к сюжетным линиям романа.

Работая над рефератом, ученица умело привлекала литературоведческие. литературные источники, строила самостоятельные суждения, обращалась к толковым словарям, а также к результатам собственного социологического опроса, исследующего понимание, причины такого социального явления в обществе и литературе, как падшая женщина, умело и точно ставила проблемные вопросы и последовательно их решала.

Во всех главах работы ощущался эмоциональный отклик её автора на вопросы нравственного порядка, была выражена сопричастность ученицы судьбам героев, их духовным исканиям. Творчество Татьяны проявилось и в том, что она на защите умело вела диалог с предполагаемым читателем реферата и задавала вопросы публике.

Таким образом, такие деятельностные технологии обучения, развивающие коммуникативные компетенции, как проектная и исследовательская деятельность учащихся, предполагают сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе и в общении с людьми, со сверстниками, с художественным текстом, развивают умение задавать вопросы и искать на них исчерпывающие ответы.

Ценностно-ориентирующая деятельность не замыкается в рамках учебного предмета. А имеет выход на внеклассную, общешкольную и внешкольную деятельность. Тем самым границы учебного предмета становятся подвижными. Воспитательное занятие, начинающееся в классно-урочном пространстве, может иметь продолжение в музее, библиотеке, мастерской, доме милосердия, других площадках и размыкаться в другую социальную реальность. Возникшее на занятии духовно-нравственное переживание должно закрепляться организованной практической деятельностью.

Внеурочная деятельность должна строиться так, чтобы ученик мог проявить свои коммуникативные способности в разных сферах деятельности: через общение, обмен информацией, экскурсоводами, одноклассниками, библиотекарями, интересными людьми.

Подростковый возраст – пора взросления, становления личности и попытка разобраться во многих душевных переживаниях, понять окружающий мир, людей. Многих моих учеников увлекает стремление разобраться и поразмышлять над вопросами: кто и что оказывает влияние на формирование их характера, что такое настоящая дружба и первая влюбленность, как отличить подлинный героизм от мнимого, как преодолеть в себе чувство обиды и мщения, уметь простить обидчика?

Поэтому для проведения нравственных классных часов для учащихся 6-7 классов выбрала тему «Нравственные уроки детства», так как детство – лучшая пора жизни человека. Материалом для чтения и бесед стали произведения В. Распутина, В. Солоухина, Ф. Искандера, Ю. Яковлева, В. Драгунского. Школьники стали «свидетелями» диалога писателей о роли детства в жизни человека и сами в свою очередь приняли участие в этом диалоге.

Во время этих бесед задаю примерно такие вопросы рефлексирующего характера:

  • А вы в жизни пережили что-нибудь подобное?
  • Знакомы ли тебе чувства, переживаемые героем-рассказчиком?
  • Можешь ли ты вспомнить ситуацию, когда в тебе шла борьба противоположных начал?
  • Чему научила эта история главного героя и тебя, читателя?
  • Можно ли быть рыцарем в наше время?
  • А вы в жизни переживали чувство одиночества?

Эти классные часы – беседы с юными читателями о нравственности, основная цель которых не только формировать нравственные ценности, но и воспитать восприимчивого и думающего читателя, любовь к чтению, формировать у школьников читательскую самостоятельность, учить вступать в диалог с писателем «без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство».

Во время любой экскурсии ребята учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: после экскурсий дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки, творческие сочинения. Поездки мотивируют учащихся на создание творческих и исследовательских проектов.

С большим интересом и вниманием учащиеся 5 класса воспринимают встречи с дальневосточными поэтами на уроках по региональной литературе на базе детской библиотеки Краснофлотского района города Хабаровска, которые тоже учат их общаться, задавать вопросы, вести диалог, эмоционально откликаться на жизненные события и впечатления. Примером такого эмоционального общения стала встреча с поэтом-дальневосточником Евгением Коханом.

Учащихся 5-6 классов принимают участие в интеграционном проекте курса «Эстетическое воспитание средствами изобразительного и музыкального искусства» на базе Дальневосточного художественного музея и районной детской библиотеки Краснофлотского района города Хабаровска, с которыми много лет сотрудничает наша гимназия: выездные экскурсии, творческие встречи, общение с сотрудниками музея, библиотеки обогащают учащихся духовно, эстетически. Дальневосточный художественный музей предлагает цикл занятий, способствующих гармоническому развитию личности: это и музыка, и изобразительное искусство.

Таким образом, целью воспитательного процесса на уроках русской словесности будет развитие ценностно-смысловой сферы личности, направленное на формирование приоритета духовно-нравственных ценностей.

Развитие духовной личности невозможно без общения, без диалога с миром, с людьми, без приобщения к другим культурам, без приобщения к духовному опыту без развития коммуникативных компетенций.

Список литературы:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2009. – 23 с.
  2. Локтионова Н. П. Нравственные уроки детства по произведениям современной литературы (5-6 классы). – Литература в школе, 2009.
  3. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005. – С.155-160.