Программное содержание:
- Упражнять детей в порядковом и количественном счёте в пределах 20.
- Продолжить знакомство с цифрами от 1 до 10, математическими знаками: «+», «-», «=», «> <».
- Учить определять, правильно называть и классифицировать геометрические фигуры путём анализа и сравнения их основных свойств (наличие углов, вершин, сторон).
- Учить детей использовать план с целью ориентировки в групповой комнате.
- Определение объёма жидкости с помощью условной мерки.
- Познакомить с количественным составом числа 10 из двух меньших чисел.
- Развивать логическое мышление.
- Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей и познавательной активности, используя средства занимательной математике (загадки, задачи-шутки, математические вопросы познавательного характера).
Ход занятия
Под звуки музыки дети входят в зал, становятся полукругом.
Воспитатель: Уважаемые гости! Уважаемые игроки! Мы рады вас приветствовать в интеллектуальном клубе «Юные математики». Мы открываем зимнюю серию развивающих игр.
Следуя лучшим традициям современных игр, я предлагаю всем отправиться в путешествие по Математическому океану знаний и приключений. Вы готовы отправиться в путь?
Ответы детей.
Воспитатель:
Пусть слабые станут сильными!
Последние станут первыми!
Смелость и находчивость, дружба и смекалка
Станут вашими верными попутчиками!
Команде «Пифагорчики» занять свои места на флагмане «Пифагор».
Команде «Почемучек» занять свои места на флагмане «Почемучка».
Вперёд, герои, навстречу знаниям и приключениям! Счастливого плавания! Семь футов под килем!
Путешествие начинается, звучит музыка.
Воспитатель: Прямо по курсу бухта «Капитана Врунгеля». Кораблям войти в бухту. Капитанам причалить к берегу.
Вопрос для капитана «Пифагора»: «На какой вопрос отвечает количественный счёт? Посчитать от 1 до 20(игра с мячом)».
Вопрос для команды «Пифагора»: «На какое дерево сядет ворона в проливной дождь?»
Ответы детей.
Вопрос для капитана «Почемучек»: «На какой вопрос отвечает порядковый счёт? Посчитай от первого до двадцатого (игра с мячом)».
Вопрос для команды «Почемучек»: «Сколько горошин войдёт в один пустой стакан?»
Ответы детей.
Воспитатель: За правильные ответы каждая из команд получает по 1 очку.
Путешествие продолжается, звучит музыка.
Воспитатель: Внимание, справа по курсу неопознанный объект. Стоп, машины. Капитанам поднять на палубу неопознанный объект. Это чудесный сундучок. А в нём бутылка, да она не пустая, в ней записка. Прочтём:
«СИЛЬНЫМ И НАХОДЧИВЫМ, ВЕСЁЛЫМ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ». А вот ещё и диск.
Просмотр материала на диске: Добрый день, уважаемые игроки. С вами играет семья Жуковых. Дорогие наши «Пифагорчики», нарисуйте квадрат и прямоугольник. Вспомните, почему эти фигуры так называются, чем они отличаются, и что у них общего.
Дорогие наши «Почемучки», нарисуйте ромб и трапецию. Вспомните эти фигуры так называются, чем они отличаются, что у них общего.
Сидя за столами, дети рисуют геометрические фигуры.
Воспитатель:
- Сколько углов у квадрата?
- Сколько сторон у квадрата?
- Сколько вершин у квадрата?
- Чем квадрат отличается от других геометрических фигур?
- Сколько углов у прямоугольника?
- Сколько вершин у прямоугольника?
- Сколько сторон у прямоугольника?
- Чем прямоугольник отличается от всех геометрических фигур?
- Сколько углов у ромба? Сколько вершин у ромба?
- Сколько сторон у ромба?
- Чем ромб отличается от остальных геометрических фигур?
- Сколько углов у трапеции? Сколько вершин у трапеции?
- Сколько сторон у трапеции?
- Чем трапеция отличается от других геометрических фигур?
Ответы детей.
Воспитатель: За правильные ответы каждая из команд получает по 1 очку.
Путешествие продолжается, звучит музыка.
Воспитатель: Внимание всем!!! Всем!!! Всем!!!
Наши корабли попали в Бермудский треугольник. Это самое загадочное и неизученное место на планете. Ежегодно здесь пропадают корабли и команды. Время здесь остановилось. Только смелость и находчивость, дружба и взаимопомощь помогут нам выбраться отсюда.
Включается аппарат, звучит музыка.
Загадки.
-
Дел у меня немало,
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…(ЗИМА).
Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайся!» - предлагаю,
И любите за это вы все меня, я … (ЛЕТО).
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня … (ВЕСНА).
Несу я ураган,
Поля все засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек, я… (ОСЕНЬ).
Вопрос для «Пифагорчиков»: Что такое год, перечислите все месяцы года (игра с мячом).
Вопрос для «Почемучек»: Что такое неделя, перечислите дни недели (игра с мячом).
Воспитатель: За правильные ответы каждая команда получает по 1 очку.
Путешествие продолжается.
Воспитатель: Слева по курсу неизвестный остров, и кажется, он обитаемый. Капитанам причалить к берегу, командам сойти на берег.
Команды выходят на берег. На острове под зонтиком на диване спит девочка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь кто-то живёт и даже, кажется, спит.
Дети: Давайте разбудим (будят девочку).
Девочка: Не трогайте меня, не будите. Я спать хочу, отдыхать хочу.
Дети: А конфетку хочешь?
Девочка: Хочу!
Воспитатель: А конфетку заработать надо!
Девочка: Заработать, ещё чего!
Дети: А кто вы такая, и что это за остров?
Девочка: Это остров Лени и Безделья. А я – Хозяйка этого острова! Я – Лень-Ленюшка!
Дети: Какая же вы хозяйка?! Вон дом рассыпается, забор сломался. Даже все цветы на лужайках вытоптаны.
Воспитатель: Дети, давайте наведём здесь порядок.
Ответы детей.
Воспитатель: А чтобы нам легко работалось, давайте немного разомнёмся.
(Проводится физкультминутка).
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Дети выполняют задания, первая пятёрка ремонтирует домик и составляет смету. Вторая пятёрка восстанавливает забор и выкладывает бордюр из цифр. Третья – высаживает цветы. Четвёртая - выкладывает яйцо для цыплёнка, используя игру «Колумбово яйцо».
Воспитатель и хозяйка острова проверяют, правильно ли дети выполнили задания.
Воспитатель: За правильно выполненное задание каждая команда получает по одному очку.
Путешествие продолжается, звучит музыка.
Воспитатель: Прямо по курсу остров капитана Сильвера – морского разбойника и пирата.
Ребёнок: Как вы думаете, стоит ли нам заходить на этот остров?
Воспитатель: Как решат капитан и команды!
Ответы детей.
Воспитатель: Капитанам причалить к острову. Командам сойти на берег.
Звучит музыка, стрельба, свист. Дети высаживаются на остров.
1 пират: Деньги на бочку!
2 пират: Жизнь или кошелёк!
1 ребёнок: Здравствуйте! А что это вы так кричите, шумите?!
2 ребёнок: Да что с них взять? Одно слово – пираты, морские разбойники.
Пират: А вы кто такие? Что вам здесь надо?
Воспитатель: Мы «юные математики» и путешествуем по Математическому океану знаний.
Пират: Тогда, может быть, вы сможете определить, в какой баночке сока больше?!
Проводится игра «СОК», определение объёма с помощью условной мерки.
1 пират: Ну, вы даёте! Ну, прямо академики! Умники и умницы!
2 пират: Может быть, вы и план – карту читать умеете?
Воспитатель: Надо посмотреть, подумать!!
Дети рассматривают планкарту и начинают передвижение по острову по плану. Находят огромный мешок.
Пират: Ура! Клад!
Дети разворачивают мешок. Находят коробку, к ней привязан древний манускрипт: «Нашедшим – отгадать!»:
Я нашёл в дупле у белки
Девять штук орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка, вот хозяйка!
Все орешки, посчитай-ка!
(Сколько орешков было укрыто мхом? Сколько всего стало? Как получилось число 10?). Открывают коробку, там таблицы Амонашвили на состав числа 10.
Воспитатель: Каждому из вас предлагается волшебная таблица. Используя математические знаки и цифры, запишите состав числа 10.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вы справились с заданием, и каждая из команд заработала ещё по 1 очку. Наше путешествие заканчивается и нам пора отправляться. Капитанам отдать концы, полный вперёд!
Дети возвращаются в детский сад.
Воспитатель: Уважаемые игроки, каждая из команд заработала по 4 очка. Победила дружба. Вам понравилось путешествие? А что же вы сегодня делали и что узнали нового?
Ответы детей.
Воспитатель: За хорошее поведение, правильные и чёткие ответы, за результативную игру вы награждаетесь почётными орденами «Юных математиков».