Занятие для старших дошкольников "Морское путешествие с математическими заданиями"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Упражнять детей в порядковом и количественном счёте в пределах 20.
  2. Продолжить знакомство с цифрами от 1 до 10, математическими знаками: «+», «-», «=», «> <».
  3. Учить определять, правильно называть и классифицировать геометрические фигуры путём анализа и сравнения их основных свойств (наличие углов, вершин, сторон).
  4. Учить детей использовать план с целью ориентировки в групповой комнате.
  5. Определение объёма жидкости с помощью условной мерки.
  6. Познакомить с количественным составом числа 10 из двух меньших чисел.
  7. Развивать логическое мышление.
  8. Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей и познавательной активности, используя средства занимательной математике (загадки, задачи-шутки, математические вопросы познавательного характера).

Ход занятия

Под звуки музыки дети входят в зал, становятся полукругом.

Воспитатель: Уважаемые гости! Уважаемые игроки! Мы рады вас приветствовать в интеллектуальном клубе «Юные математики». Мы открываем зимнюю серию развивающих игр.

Следуя лучшим традициям современных игр, я предлагаю всем отправиться в путешествие по Математическому океану знаний и приключений. Вы готовы отправиться в путь?

Ответы детей.

Воспитатель:

Пусть слабые станут сильными!
Последние станут первыми!
Смелость и находчивость, дружба и смекалка
Станут вашими верными попутчиками!

Команде «Пифагорчики» занять свои места на флагмане «Пифагор».

Команде «Почемучек» занять свои места на флагмане «Почемучка».

Вперёд, герои, навстречу знаниям и приключениям! Счастливого плавания! Семь футов под килем!

Путешествие начинается, звучит музыка.

Воспитатель: Прямо по курсу бухта «Капитана Врунгеля». Кораблям войти в бухту. Капитанам причалить к берегу.

Вопрос для капитана «Пифагора»: «На какой вопрос отвечает количественный счёт? Посчитать от 1 до 20(игра с мячом)».

Вопрос для команды «Пифагора»: «На какое дерево сядет ворона в проливной дождь?»

Ответы детей.

Вопрос для капитана «Почемучек»: «На какой вопрос отвечает порядковый счёт? Посчитай от первого до двадцатого (игра с мячом)».

Вопрос для команды «Почемучек»: «Сколько горошин войдёт в один пустой стакан?»

Ответы детей.

Воспитатель: За правильные ответы каждая из команд получает по 1 очку.

Путешествие продолжается, звучит музыка.

Воспитатель: Внимание, справа по курсу неопознанный объект. Стоп, машины. Капитанам поднять на палубу неопознанный объект. Это чудесный сундучок. А в нём бутылка, да она не пустая, в ней записка. Прочтём:

«СИЛЬНЫМ И НАХОДЧИВЫМ, ВЕСЁЛЫМ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ». А вот ещё и диск.

Просмотр материала на диске: Добрый день, уважаемые игроки. С вами играет семья Жуковых. Дорогие наши «Пифагорчики», нарисуйте квадрат и прямоугольник. Вспомните, почему эти фигуры так называются, чем они отличаются, и что у них общего.

Дорогие наши «Почемучки», нарисуйте ромб и трапецию. Вспомните эти фигуры так называются, чем они отличаются, что у них общего.

Сидя за столами, дети рисуют геометрические фигуры.

Воспитатель:

  • Сколько углов у квадрата?
  • Сколько сторон у квадрата?
  • Сколько вершин у квадрата?
  • Чем квадрат отличается от других геометрических фигур?
  • Сколько углов у прямоугольника?
  • Сколько вершин у прямоугольника?
  • Сколько сторон у прямоугольника?
  • Чем прямоугольник отличается от всех геометрических фигур?
  • Сколько углов у ромба? Сколько вершин у ромба?
  • Сколько сторон у ромба?
  • Чем ромб отличается от остальных геометрических фигур?
  • Сколько углов у трапеции? Сколько вершин у трапеции?
  • Сколько сторон у трапеции?
  • Чем трапеция отличается от других геометрических фигур?

Ответы детей.

Воспитатель: За правильные ответы каждая из команд получает по 1 очку.

Путешествие продолжается, звучит музыка.

Воспитатель: Внимание всем!!! Всем!!! Всем!!!

Наши корабли попали в Бермудский треугольник. Это самое загадочное и неизученное место на планете. Ежегодно здесь пропадают корабли и команды. Время здесь остановилось. Только смелость и находчивость, дружба и взаимопомощь помогут нам выбраться отсюда.

Включается аппарат, звучит музыка.

Загадки.

  • Дел у меня немало,
    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    В лёд реки укрываю,
    Белю поля, дома,
    Зовут меня…(ЗИМА).

    Я соткана из зноя,
    Несу тепло с собою,
    Я реки согреваю,
    «Купайся!» - предлагаю,
    И любите за это вы все меня, я … (ЛЕТО).

    Я раскрываю почки,
    В зелёные листочки
    Деревья одеваю,
    Посевы поливаю.
    Движения полна,
    Зовут меня … (ВЕСНА).

    Несу я ураган,
    Поля все засеваю,
    Птиц к югу отправляю,
    Деревья раздеваю,
    Но не касаюсь сосен
    И ёлочек, я… (ОСЕНЬ).

Вопрос для «Пифагорчиков»: Что такое год, перечислите все месяцы года (игра с мячом).

Вопрос для «Почемучек»: Что такое неделя, перечислите дни недели (игра с мячом).

Воспитатель: За правильные ответы каждая команда получает по 1 очку.

Путешествие продолжается.

Воспитатель: Слева по курсу неизвестный остров, и кажется, он обитаемый. Капитанам причалить к берегу, командам сойти на берег.

Команды выходят на берег. На острове под зонтиком на диване спит девочка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь кто-то живёт и даже, кажется, спит.

Дети: Давайте разбудим (будят девочку).

Девочка: Не трогайте меня, не будите. Я спать хочу, отдыхать хочу.

Дети: А конфетку хочешь?

Девочка: Хочу!

Воспитатель: А конфетку заработать надо!

Девочка: Заработать, ещё чего!

Дети: А кто вы такая, и что это за остров?

Девочка: Это остров Лени и Безделья. А я – Хозяйка этого острова! Я – Лень-Ленюшка!

Дети: Какая же вы хозяйка?! Вон дом рассыпается, забор сломался. Даже все цветы на лужайках вытоптаны.

Воспитатель: Дети, давайте наведём здесь порядок.

Ответы детей.

Воспитатель: А чтобы нам легко работалось, давайте немного разомнёмся.

(Проводится физкультминутка).

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Дети выполняют задания, первая пятёрка ремонтирует домик и составляет смету. Вторая пятёрка восстанавливает забор и выкладывает бордюр из цифр. Третья – высаживает цветы. Четвёртая - выкладывает яйцо для цыплёнка, используя игру «Колумбово яйцо».

Воспитатель и хозяйка острова проверяют, правильно ли дети выполнили задания.

Воспитатель: За правильно выполненное задание каждая команда получает по одному очку.

Путешествие продолжается, звучит музыка.

Воспитатель: Прямо по курсу остров капитана Сильвера – морского разбойника и пирата.

Ребёнок: Как вы думаете, стоит ли нам заходить на этот остров?

Воспитатель: Как решат капитан и команды!

Ответы детей.

Воспитатель: Капитанам причалить к острову. Командам сойти на берег.

Звучит музыка, стрельба, свист. Дети высаживаются на остров.

1 пират: Деньги на бочку!

2 пират: Жизнь или кошелёк!

1 ребёнок: Здравствуйте! А что это вы так кричите, шумите?!

2 ребёнок: Да что с них взять? Одно слово – пираты, морские разбойники.

Пират: А вы кто такие? Что вам здесь надо?

Воспитатель: Мы «юные математики» и путешествуем по Математическому океану знаний.

Пират: Тогда, может быть, вы сможете определить, в какой баночке сока больше?!

Проводится игра «СОК», определение объёма с помощью условной мерки.

1 пират: Ну, вы даёте! Ну, прямо академики! Умники и умницы!

2 пират: Может быть, вы и план – карту читать умеете?

Воспитатель: Надо посмотреть, подумать!!

Дети рассматривают планкарту и начинают передвижение по острову по плану. Находят огромный мешок.

Пират: Ура! Клад!

Дети разворачивают мешок. Находят коробку, к ней привязан древний манускрипт: «Нашедшим – отгадать!»:

Я нашёл в дупле у белки
Девять штук орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка, вот хозяйка!
Все орешки, посчитай-ка!

(Сколько орешков было укрыто мхом? Сколько всего стало? Как получилось число 10?). Открывают коробку, там таблицы Амонашвили на состав числа 10.

Воспитатель: Каждому из вас предлагается волшебная таблица. Используя математические знаки и цифры, запишите состав числа 10.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Вы справились с заданием, и каждая из команд заработала ещё по 1 очку. Наше путешествие заканчивается и нам пора отправляться. Капитанам отдать концы, полный вперёд!

Дети возвращаются в детский сад.

Воспитатель: Уважаемые игроки, каждая из команд заработала по 4 очка. Победила дружба. Вам понравилось путешествие? А что же вы сегодня делали и что узнали нового?

Ответы детей.

Воспитатель: За хорошее поведение, правильные и чёткие ответы, за результативную игру вы награждаетесь почётными орденами «Юных математиков».