Цели: продолжать работу по развитию общей и мелкой моторик учащихся, умению ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; работать над появлением у учащихся элементов произвольного внимания, коррегировать непроизвольное внимание; продолжать работу по формированию у учащихся зрительного и слухового внимания, запоминания; работать над развитием памяти, мышления, речи; прививать учащимся навыки эмоционального общения; воспитывать умение работать (играть) в коллективе.
Оборудование: компьютер, музыкальный фрагмент, «входные билеты», занавес на доске, предметы, прикрепляемые на занавес (треугольник, квадрат, два цветка, шар овальной и круглой формы), картинки (клоун, жонглер, мишка на велосипеде), макет лабиринта с предметами (заяц, Красная Шапочка, елочка, домик, мельница, мед и т.д.), грецкие орехи, карточки для игры «Дорисуй-ка» шапка-чалма.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дети стоят у дверей класса.
- Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами побываем в цирке, где вы станете участниками представления. Чтобы пройти на представление, вам нужны входные билеты (учитель раздает билеты).
- Займите свои места согласно билетам (на каждой парте номер). Дети рассаживаются (звучит музыка).
- Сели удобно. Итак, мы начинаем.
II. Основная часть.
1. Установка на внимание.
- Для начала представления нужно открыть занавес (на доске), но откроется он тогда, когда вы скажите, чем одна часть занавеса отличается от другой. Будьте внимательны.
- Молодцы! Вы справились. Занавес открывается (звучит музыка).
2. Упражнения на развитие мелкой моторики.
а) Игра «Веселые клоуны»
(На доске изображение грустного клоуна)
- Ребята, кто это? Каким клоун бывает, когда выступает на арене цирка? А наш клоун какой?
- Грустит он, ребята, оттого, что его друзья-клоуны лежат у вас на партах в разобранном виде. Соберите их (дети пристегивают части клоуна друг к другу). Собранных клоунов вывесить на доску.
- Какие клоуны у вас получились? (веселые). Покажите, как клоуны смеются. Покажите, как клоуны могут плакать. Но мы свами грустить не будем, ведь представление продолжается.
б) «Жонглеры» (массаж кистей рук)
- Сейчас вы станете жонглерами. Кто такие жонглеры? (Жонглеры – артисты цирка, которые ловко подбрасывают и ловят предметы (шары, кольца, кегли и др.) разного размера и количества.
- Возьмите 1 грецкий орех. Покатайте по ладошке правой руки, теперь с другой стороны (тоже с левой рукой).
- Зажмите орех в правой руке, теперь в левой руке. Возьмите второй орех, зажмите их в двух руках.
- Представьте, что вы жонглеры: подкиньте 1 орех и сумейте его поймать (3 раза).
- Хорошие из вас получились жонглеры.
3. Упражнения на ориентировку.
а) «Помоги Мишке»
-На арену цирка выезжает косолапый мишка (картинка «Мишка на велосипеде» на доске).
- Говорят, «косолапый медведь», а как умеет педали вертеть. Давайте поможем Мишке быстро и правильно проехать по лабиринту (макет) и заработать любимое лакомство – бочонок меда. Действовать вы должны четко по моей инструкции:
- едем прямо до елки, поворот направо;
- едем до домика, поворот налево;
- едем вперед, поворот налево;
- проедем между зайчиком и Красной Шапочкой, подъедем к пруду. Найдите лакомство Мишки.
4. Упражнения на развитие внимания.
а) Физминутка «Слушай хлопки»
- На арене цирка выступают и гимнасты. Они смелые, ловкие, гибкие, выносливые, внимательные. Давайте и вы попробуете себя в роли гимнастов:
На 1 хлопок – поза аиста; 2 хлопка – поза лягушки; 3 хлопка – шагом марш ( учащиеся выполняют)
б) Игра «Путаница»
- На арене цирка выступают и фокусники. Сейчас вы попробуете себя в роли «фокусника».
(Учащиеся садятся на стульчики в центре класса. Выбирается водящий «фокусник», которому надевают чалму. Задача водящего внимательно посмотреть на игроков. Затем водящий отворачивается, а игроки в это время меняются местами, игрушками, предметами одежды. Задача «фокусника» исправить путаницу. Каждый из учащихся пробует себя в роли «фокусника»).
в) Игра «Дорисуй-ка!»
- А сейчас немного отдохнем и поможем дрессированным собачкам. Внимательно рассмотрите рисунки собачек и дорисуйте то, чего не хватает (у каждого ребенка карточка с изображением четырех собачек). После выполнения каждый учащийся проговаривает то, что он выполнил.
III. Подведение итогов.
- Вот и подошло к концу цирковое представление, в котором вы принимали самое активное участие. Понравилось ли вам быть участниками представления?
- Покажите радость на лице от увиденного и выполненного.
- Вспомните и назовите всех участников представления.
- Скажите какими должны быть артисты цирка? Почему?
- Что же надо сделать, когда представление заканчивается? Давайте сделаем это вместе.
(звучит музыка и учащиеся выходят из класса)