Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Цель данного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из различных источников, учились пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретали коммуникативные умения. Работая в группах, обучающиеся развивали у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), развивали системное мышление. Проектно-исследовательское обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую, парную, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Темы проектов продумываются учителем заранее и включаются в календарно-тематическое планирование уроков по химии, предусмотрены также уроки-защиты проектов. Часть проектов выполняется в рамках внеклассной и внеурочной деятельности.
Этапы работы над проектом:
- выбор темы, формулирование варианта проблем;
- распределение задач по группам, групповая иди индивидуальная разработка проекта;
- защита и экспертиза проекта.
«Метод проектов» используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Метод проектов один из примеров педагогических технологий имеющий богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся. Создаются проекты самой разнообразной тематики и жанров.
Темы учебных проектов:
- «Азотная кислота и ее свойства».
- «Щелочные металлы».
- «Моё любимое химическое вещество».
- Метапредметные проекты: «Красота кристаллов», «Великие химики» ...
Темы исследовательских проектов:
- «Витамины и здоровье».
- «Губительное действие табака».
- «Дмитрий Иванович Менделеев – учёный с мировым именем».
- «Тайна жевательной резинки».
- «Кристаллы – не только чудо природы».
- «Завод мой – гордость моя ...».
Темы информационных проектов:
- «Проблемы загрязнения окружающей среды».
- «Металлургия».
- «Химия и пища».
- «Химия и сельское хозяйство».
- «Домашняя аптечка».
- «Химия и повседневная жизнь человека».
- «Металлы жизни» и т.д.
Проект «Богаты ли фрукты и овощи витамином С в зимний период?»
Гипотеза: Витамины – знакомые незнакомцы?
Введение в проблему исследования. В литературных источниках мы нашли отдельные разрозненные данные о содержание витамина С в некоторых фруктах, овощах, сухих плодах. Однако сравнительного определения содержания аскорбиновой кислоты в свежевыжатых натуральных соках мы не встретили. Такое исследование не может охватить все разнообразие образцов, тем более, что содержание аскорбиновой кислоты несколько варьируется в зависимости от сорта тех или иных фруктах и овощей, района их произрастания и условии хранения. Мы ограничили рамки нашего исследования определенным набором фруктов и овощей, используемые нами в зимний период.
Объект исследования – витамин С (аскорбиновая кислота). Работа представляет определенный практический интерес так как аскорбиновая кислота, или витамин С является биологическим активным веществом играющим очень главную роль в организме человека. Она увеличивает эластичность сосудов, способствует созданию запасов гликогена в печени и повышает ее антитоксическую функцию, усиливает защитные механизмы и сопротивляемость организма. При недостатке витамина С могут возникнуть различные заболевания: цинга, некоторые виды аллергии.
В организме человека аскорбиновая кислота не образуется. Человек и животные получают ее с пищей. Суточная потребность взрослого человека в витамине С 50-100мг.
Наиболее быстро витамин С разрушается в присутствии окислителей в нейтральной или щелочной среде при нагревании. Поэтому при различных видах кулинарной обработки пищи часть витамина С теряется. Аскорбиновая кислота обычно разрушается также и при изготовлении овощных и фруктовых консервов. Особенно быстро витамин С разрушается в присутствии следов солей тяжелых металлов (железо, медь).
Содержание витамина С в некоторых продуктах. Основными источниками витамина С являются растения. Особенно много аскорбиновой кислоты в перце, хрене, ягодах рябины, чёрной смородины, земляники, клубники, в апельсинах, лимонах, мандаринах, капусте (как свежей, так и квашенной), в шпинате. Картофель хотя и содержит значительно меньше витамина С, чем вышеперечисленные продукты, но, принимая во внимание значение его в нашем питании, его следует признать наряду с капустой основным источником снабжения витамином С.
Сколько же витамина С? Ответ на этот вопрос можно найти в различных справочниках. Но там говорится о фруктах или овощах вообще, а сколько витамина С в данном продукте? Для определения содержания аскорбиновой кислоты используют различные методы окислительно-восстановительного титрования. Наиболее часто в качестве окислителя применяют натриевую соль 2,6 дихлорфенолиндофенола (краску Тильманса), которая одновременно является индикатором. Реакция сопровождается переходом синей краски в розовую. Поскольку в школьном кабинете химии такой реактив отсутствует, можно использовать один из вариантов йодометрии.
Определение аскорбиновой кислоты методом йодометрии. В качестве рабочего раствора используется титрованный раствор йода, который готовится из 5% аптечной йодной настойки. Для получения надежных и достоверных результатов необходимо точно знать концентрацию йода в растворе. Ее определяют титрованием с использованием раствора тиосульфата натрия в присутствии крахмала.
Цель: исследовать содержание витамина С в овощах и фруктах, чаще используемых нами в зимний период.
Оборудование:
- овощи и фрукты, 5% раствор йода;
- вода, крахмал, 2% раствор HCl;
- пестик, ступка, нож, колба, воронка;
- химический стакан, пипетка.
Определение витамина С в свежевыжатом соке апельсина.
Рисунок 1 | Рисунок 2 | Рисунок 3 |
Определим наличие витамина С в свежевыжатом соке апельсина методом йодометрии.
Для этого:
- Отмеряем 20 мл отжатого сока апельсина и разбавляем его водой до объёма 100 мл.
- Добавляем 1 мл крахмального клейстера.
- Добавляем по каплям 5% р-ра йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течении 10-15 сек.
Расчёты. Как узнать, сколько мы израсходовали йодной настойки? Капли – это не единицы измерения ... Мы воспользуемся вполне точным, методом, хотя и более долгим. С помощью той же пипетки посчитаем, сколько капель содержится в 1 мл (в 1 мл содержится 28 капель йода). Зная объём одной капли, можно довольно точно определить объём раствора йода, израсходованного на титрование аскорбиновой кислоты. Концентрация раствора йода нам известна:
1 мл его 5%-ного раствора соответствует 35 мг аскорбиновой кислоты,
1 мл р-ра йода – 28 капель р-ра йода,
Х мл р-ра йода – 35 капли р-ра йода.
Отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 1,25 мл йода.
1 мл 5% р-ра йода – 35 мг аскорбиновой кислоты,
1,25 мл 5% р-ра йода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 1,14 * 35 = 43,75 мг.
Определение витамина С в свежевыжатом соке яблока.
Рисунок 4 | Рисунок 5 | Рисунок 6 |
Здесь мы встречаемся с таким затруднением: в яблоках содержится фермент аскорбиноксидаза, в присутствии, которого аскорбиновая кислота быстро окисляется на воздухе. Чтобы этого не произошло, анализ нужно проводить в кислой среде.
- Взвешиваем яблоко 260 г (до эксперимента).
- Тонким ножом из нержавеющей стали вырезаем из предварительно взвешенного яблока пробу (30г) в виде ломтика, от кожуры до сердцевины с семечками.
- Ломтик переносим в фарфоровую ступку с разбавленной соляной кислотой и тщательно растираем пестиком.
- Определяем наличие витамина С в свежевыжатом соке яблока методом йодометрии.
Расчёты (аналогично).
1 мл р-ра йода – 28 капель р-ра йода,
Х мл р-ра йода – 4 капли р-ра йода.
Отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,14 мл йода.
1 мл 5% р-ра йода – 35 мг аскорбиновой кислоты,
0,14 мл 5% р-ра йода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 0,14 * 35 = 4,9 мг.
4,9 мг аскорбиновой кислот – 30 г яблока
Х мг аскорбиновой кислоты – 100 г яблока, тогда в 100 г яблока содержится 16,3
мг аскорбиновой кислоты, а в целом яблоке массой 260 г – 42,38 мг.
Определение витамина С в свежевыжатом соке лимона.
Рисунок 7 | Рисунок 8 | Рисунок 9 |
- Отмеряем 20 мл отжатого сока лимона и разбавляем его водой до объёма 100 мл.
- Добавляем 1 мл крахмального клейстера.
- Добавляем по каплям 5% р-ра йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течении 10-15 сек.
Расчёты.
1 мл р-ра йода – 28 капель р-ра йода,
Х мл р-ра йода – 45 капель р-ра йода.
Отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 1,6 мл йода.
1 мл 5% р-ра йода – 35 мг аскорбиновой кислоты,
1,6 мл 5% р-ра йода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 1,6 * 35 = 56 мг.
Определение витамина С в свежевыжатом соке картофеля.
Рисунок 10 | Рисунок 11 | Рисунок 12 |
- Взвешиваем корнеплод картофеля 200 г (до эксперимента).
- Тонким ножом из нержавеющей стали вырезаем из предварительно взвешенного картофеля пробу (30г) в виде ломтика, отделяем от кожуры.
- Ломтик переносим в фарфоровую ступку с разбавленной соляной кислотой и тщательно растираем пестиком.
- Определяем наличие витамина С в свежевыжатом соке картофеля методом йодометрии.
Расчёты.
1 мл р-ра йода – 28 капель р-ра йода,
Х мл р-ра йода – 3 капли р-ра йода.
Отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,11 мл йода.
1 мл 5%р-ра йода – 35 мг аскорбиновой кислоты,
0,11 мл 5% р-ра йода – Х мг аскорбиновой кислоты => Х = 0,11 * 35= 3,85 мг.
3,85 мг аскорбиновой кислот – 30 г картофеля,
Х мг аскорбиновой кислоты – 100 г картофеля.
Тогда в 100 г картофеля содержится 12,8 мг аскорбиновой кислоты, а в целом корнеплоде картофеля массой 200 г – 25,6 мг.
Содержание витамина С в овощах и фруктах в зимний период ( в 100 г продукта).
№ | Исследуемый продукт | Содержание витамина С | Литературные данные |
1 | Сок апельсиновый (свеж.) | 43,75 | 40 |
2 | Лимонный сок | 56 | 70 |
3 | Яблоко | 16,3 | 16 |
4 | Картофель | 12,8 | 20 |
Вывод. Наиболее богатыми витамином С являются: лимон (56 мг), далее апельсин(43,75 мг) и яблоки(16,3 мг) и затем картофель (12,8 мг).
Полученные данные хорошо согласуются с литературными данными.
Опрос-анкета для учащихся 10-11 классов.
- Каки фрукты и овощи вы используете в зимний период для пополнения витаминов?
- Какие из них богаты витамином С?
- Что вы предпочитаете: фрукт или сок из этого фрукта?
- Каким фруктам отдаёте предпочтение?
- Как часто вы употребляете свежие фрукты? (см. Приложение 1)
Вывод. Для пополнения витаминов, которые быстро расходуются, дети предпочитают ежедневно употреблять в пищу свежие фрукты, причем наиболее любимым является апельсин, что является положительным моментом, т.к. именно в апельсине содержится наибольшее количество витамина С.
Вывод.
При исследовании своей работы мы узнали много важного о знакомых незнакомцах. На основании полученных данных исследования, можно сделать вывод о содержании витамина С в овощах и фруктах в зимний период:
- Наиболее богатыми витамином С являются: лимон (56 мг), далее апельсин(43,75 мг) и яблоки(16,3 мг) и затем картофель (12,8 мг).
- Полученные данные хорошо согласуются с литературными данными. Хотя содержание витамина С в лимоне и картофеле зимой ниже.
- А также мы выяснили, что учащиеся 10-11 классов предпочитают ежедневно употреблять в пищу свежие фрукты, причем наиболее любимым является апельсин.
Мы можем порекомендовать, чтобы в нашем рационе всегда присутствовали продукты, содержащие витамины, особенно витамин С.
Витамины – это молодость, жизненная энергия, питание организма, здоровый сон и так далее. Витамины очень важны особенно в подростковый период. Не забывайте о них особенно в период экзаменов, они активизируют память, снимают стрессы и боязнь. Вот и все о знакомых незнакомцах под названием витамины.
Список используемой литературы.
- Ольгин О. Опыты без взрывов. Изд. 2-е, переработанное. - М.: Химия, 1986. -192 с.
- В.И. Солодова, Л.А. Волкова, В.Н. Волков. «Определение витамина С в овощах и фруктах». Химия в школе, 2000 год.
- Таранов Б.В., Таранова Е.А. «Садово-огородный участок». Третье издание «Колос», 1996.
- Тутельян В.А. Витамины: 99 вопросов и ответов.- М.- 2000. - 47 с.
- Энциклопедия для детей том 17, Химия, М. Аванта+, 200. -640 с.
- Общая химия. 20-е издание, испр. Л., «Химия», 1978. 720 с.