"Для развития ребенка решающим является не формирование продукта
в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь" (А. Лобок).
Искусство - явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому одно из приоритетных направлений художественно-музыкального образования лежит и в области развития образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы в мире музыки.
Дети начальной школы всегда очень эмоциональны при восприятии музыки. Однако, многие раскрывают содержание классических произведений на уровне "журчания ручейков", "пения птичек" и т.д. Им не понятен язык музыкально-образных систем, потому что в процессе обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе, еще недостаточно внимания уделяется развитию музыкально - образного мышления. Поэтому данная тема актуальна тем, что развивая музыкально- образное мышление каждого школьника, "погружая" его в образный мир высоко - нравственного, духовно - совершенного классического искусства, мы способствуем расширению и обогащению личного опыта ученика, развитию его образной памяти, накоплению эмоциональных реакций, связанных с проживанием музыки.
В определенный период работы я столкнулась с рядом проблем. Дети активно отмечали характер, темп, настроение произведения, а представить обобщенный музыкальный образ для них оставалось трудной задачей. То есть переживание образного содержания скрывалось в определенном наборе музыкальных терминов и "искусственном" достижении определенного уровня музыкальных знаний.
Стало ясным: учащиеся младшего звена требуют особой формы работы по развитию музыкально-образного мышления. Все это привело меня к необходимости использования такой системы практических приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления при восприятии музыки, которая бы могла через организацию проблемно-поисковой деятельности на уроках музыки развить музыкально- образное мышление каждого школьника. Помогла бы всем учащимся научиться осознавать закономерности связей музыкальных элементов, дифференцированно различать отдельные детали музыкальной ткани, обобщать целостность музыкального построения, завершенность музыкальной мысли. Анализируя ситуацию, я поняла, что реализация поставленных целей возможна при переходе на программу по общему музыкальному образованию детей под руководством Г.П.Сергеевой.
Следующим из путей решения этой проблемы может стать исследование организации проблемно-поисковой деятельности, eё эффективность в развитии музыкально-образного мышления младших школьников при восприятии музыки, выявление комплекса приемов и методов, активизирующих процесс развития музыкально-образного мышления на основе УМК Г.П.Сергеевой.
Итак, целью работы стало воспитание и развитие творческой личности, развитие музыкально-образного мышления младших школьников, обобщение и отбор форм, методов, приемов для развития музыкально-образного мышления в процессе восприятия музыки на основе нового УМК.
Её достижение возможно при решении следующих задач:
1. Проанализировать учебно-методический комплекс Г.П.Сергеевой с точки зрения развития музыкально-образного мышления.
2. Изучить и подобрать формы, методы, приемы для организации проблемно-поисковой деятельности при восприятии музыки к новому УМК.
3. Разработать серию уроков и приемов, способствующих развитию музыкально-образного мышления младших школьников.
Направляющую роль в системе имеет концепция развивающего обучения, суть которой заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Дидактическим стержнем урока по данной теории является деятельность самих учеников.
В основе данной работы также ориентация в большей степени на личностно-ориентированный подход, так как он позволяет каждому ребенку, опираясь на его способности, склонности, интересы, жизненный опыт, возможность реализовать себя.
Одной из ведущих идей опыта является идея развивающего обучения, которая содержит живой процесс познания, осмысления и творческого овладения учебным материалом.
Следующая идея опыта состоит в организаци на уроке музыки проблемно - поисковой деятельности учащихся, заключающейся в исследовании интонационной содержательности музыки, анализе национально - стилевых особенностей произведений искусства и их драматургии, в установлении культурологических связей между произведениями разных видов искусств, в реализации себя в разнообразных видах музыкально - творческой деятельности c целью самостоятельного приобретения нового знания, как средства общения с искусством, что способствует развитию образного мышления, являющегося основой духовности личности.
Также немаловажную роль играет идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.
Моя задача, как учителя музыки:
- помочь научиться видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях;
- развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать;
- поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно;
- развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске разнообразных вариантов преодоления проблем на уроке общения с искусством.
Каждое музыкальное произведение имеет свой загадочный мир: научиться понять и чувствовать его - учит музыкальное искусство. Этому и стараюсь научить на уроках музыки и во внеклассных мероприятиях.
Учитель музыки призван решать целый комплекс педагогических проблем. Ему необходимо не только добиться от учащихся высокого уровня владения знаниями, соответствующими программным требованиям, но и сформировать в процессе обучения музыкальную культуру учащихся, которая должна стать частью их духовной культуры. В музыкально - педагогической практике известно, и я в этом убедилась, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его осуществления необходимо на уровне учителя музыки иметь целостную систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления учащихся. Она является неотъемлемой частью планомерного учебного процесса. Её содержание ориентируется на решение следующих педагогических задач:
- помочь ребенку раскрыть в себе отношение ко всему в мире как живому и выразительному, а значит, уметь не только наблюдать и эмоционально чувственно воспринимать, но и видеть в музыке явления жизни, размышлять о них;
- помочь ученикам приобрести опыт авторства, то есть воплощения собственных замыслов в выразительных образах ( поэтических, звукоритмических, пластических);
- вовлечь детей в "диалог" с мастерами искусств, которые делают "то же самое": воплощают свои замыслы в выразительных художественных образах, тем самым способствовать пониманию учениками музыки, как искусства, несущего в себе "мысли и чувства человека, жизненные идеи и образы;
- помочь научиться видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях;
- развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать; поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно;
- развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске разнообразных вариантов преодоления проблем на уроке общения с искусством.
Вся система приемов и методов должна быть направлена на развитие музыкально-образного мышления младших школьников через организацию проблемно-поисковой деятельности при восприятии музыки и должна состоять из нескольких этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач.
Я выделяю четыре ступени развития музыкально-образного мышления.
Первая ступень: развитие цельности восприятия.
Цельность восприятия - это умение воспринимать мир в образах, а не аналитически. Таким образом, на начальном этапе обучения для меня стало важным научить детей цельности восприятия, т.е. способности воспринимать действительность целиком, не дробя её.
Прежде всего, я выстроила систему вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, которая должна представлять собой, по сути, диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро - думается, что всякий нормальный ребенок это слышит в музыке), а обращал бы его к своему внутреннему миру, более того, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, подающимся в его душе под воздействием музыки. Использую следующие приемы:
Прием визуализации. Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Перед применением этого приема предлагаю ребятам проблемную ситуацию.
Например, во 2 классе при знакомстве с балетом "Золушка" С.С.Прокофьева -Вы оказались в сказке. Находитесь на балу, где танцуют Принц и Золушка (звучит "Вальс"). Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка?
- Счастье, праздник, радость, сияние, любовь и т.д.
- И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать, чтобы эти воспоминания остались с вами?
Учащиеся начинают рассуждать, искать ответы. В итоге приходят к выводу, что музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д. Предлагаю отразить внутренне ощущение праздника, счастья различными зрительными моделями:
- спонтанное рисование;
- цветовое и графическое изображение;
- пластическое движение (руки, тело).
Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.
Прием "Снежный ком". Позволяет учащимся в условиях коллективной работы найти наиболее адекватные смысловые характеристики музыкальным средствам. Слова подбираются на основе какого-либо одного признака.
В 4 классе при знакомстве с инструментами симфонического оркестра, предлагаю ученикам охарактеризовать тембру музыкальных инструментов оркестра. Сначала ставлю проблему. Возможно ли пересказать литературное произведение без слов?
Далее углубляемся в проблему: вы - руководитель симфонического оркестра. Писатель сочинил рассказ, а пересказать его нужно музыкой. Каким образом это можно осуществить?
Ученики предлагают для каждого героя выбрать музыкальный инструмент. Затем выясняют, что характер звучания инструмента должен соответствовать характеру героя, значит, нужен подходящий тембр инструмента. Далее предлагаю после звучания определенного инструмента охарактеризовать его окрас звучания (труба - тембр яркий, звонкий, призывный, сильный, мощный и т.д). Для этого приема использую Словарь эстетических эмоций В.Ражникова.
Данный прием позволяет, выделив одно из музыкальных средств, искать ему адекватные вербальные истолкования. Таким образом, музыкальное средство обрастает смысловыми характеристиками, что и позволяет понять его предназначение в музыкальном тексте.
Отсюда следует, что, применяя постоянно данный прием, у ребенка постепенно накапливается и обогащается музыкальный тезаурус, который позволит ему в дальнейшем легко и полно раскрывать свои музыкальные представления словами.
Вторая ступень: развитие гибкости (ассоциативности) мышления.
Способность быстро и легко переходить от одного явления к другому, далекому по содержанию, называют гибкостью мышления. Она важна не только при восприятии музыки, но и в процессе решения любых творческих задач, поэтому я развиваю этот вид мышления на протяжении всего цикла обучения музыке.
Прием "Литературно-музыкальная палитра".
Реализуется этот прием в три этапа:
1. Детям предлагаю прослушать музыкальное произведение, где обязательным условием должно быть присутствие двух контрастных по характеру частей (например, в 1 классе - "Весна, Осень" из Музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина "Метель" Г.Свиридова).
2. После анализа характера и содержания произведения, предлагаю учащимся перечислить слова-"оттенки" к понятию радость - "Весна" (веселье, праздник, счастье и т.д.) и к понятию грусть-"Осень" (печаль, обида, переживание и т.д.).
3. Напротив каждого слова-"оттенка" предлагаю нарисовать кружок определенного цвета, который, по мнению учащегося, соответствовал бы его литературному образному значению.
Итак, составив такую палитру на наиболее часто встречающиеся в музыке образные понятия, я не только решаю задачу на развитие гибкости мышления, но готовлю учащихся к абстрактному образному мышлению в процессе передачи музыкального произведения средствами изобразительного искусства. В рабочей тетради выбранного УМК предлагаются различные творческие задания, в которых учащиеся отражают образное содержание музыки, прослушанной на занятии, в различных оттенках цвета, настроения, характера и т.д.
Прием "Интеллектуальная зарядка".
Этот прием эффективен при знакомстве с музыкальной формой произведения. Осуществляю его по следующему алгоритму:
1. Прослушивание произведения.
2. Выделение общих и различных признаков музыкальных частей при их сравнении между собой.
3. Выявление логики развития музыкального произведения.
4. Наблюдение за ходом мысли композитора.
В ходе проведения данного типа заданий предлагается не только найти сходные и отличительные признаки частей произведения, но и охарактеризовать их.
Использование этого приема помогает развивать у учащихся умения находить причинно-следственные связи, рассуждать, правильно оформлять свои мысли вслух.
Третья ступень: Развитие оригинальности мышления.
Это еще один вид мышления, который необходимо развивать у школьников, т.к. оригинальность восприятия дает учащимся возможность раскрыть совершенно новый образ. Для этого очень часто ввожу прием "Перевод музыки на язык другого вида искусства" через различные творческие задания. Перед прослушиванием произведения всегда задаю вопрос: "С помощью чего мы можем показать музыку человеку, который не может её услышать?" Через несколько мгновений дети начинают высказывать свои предположения. После прослушивания и анализа музыкального произведения предлагаю "перевести" его на язык красок или движений, причем более высоким уровнем творческой развитости будут отмечены работы, в которых образный строй передан более точно и, вместе с тем, оригинально (возможно, абстрактно).
Например, при изучении балета П.Чайковского "Спящая красавица" в 3 классе после прослушивания музыкальных тем феи Сирени и фаи Карабосс раздаю учащимся два совершенно одинаковых шаблона и предлагаю превратить их в соответствуюших персонажей с помощью красок. Дети переносят музыкальную ткань на силуэты при помощи цвета и линий.Затем повторно прослушиваем музыкальные темы и выясняем соответствие музыкальных и художественных средств. В качестве домашнего задания предлагаю сочинить движения для каждого персонажа. Следующее занятие начинается с воплощения музыки в движениях. Это подготавливает детей к дальнейшему знакомству с темой "Балет".
Во 2 классе при знакомстве с творчеством М.П.Мусоргского, урок начинаю не с прослушивания произведения "Картинки с выставки", а с того, что предлагаю ребятам побывать в роли художника, затем - композитора. Учащиеся в свободной форме рисуют свои картины, а затем выступают в роли композиторов и озвучивают свои рисунки, формируя музыкальный образ. Только после этого, когда ученики "прожили" свои впечатления, предлагаю отправиться на музыкальную выставку М.П.Мусоргского. Таким образом, дети учатся видеть не только то, что снаружи, а и то, что спрятано внутри произведения.
Прием "Экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния". Этот прием не только помогает развивать оригинальность мышления, он также перекликается практически со всеми вышеописанными приемами, так как никакое творческое отношение к заданию не обходится без выражения внутреннего эмоционального состояния, раскрывающего суть данного приема. Начиная с первых уроков музыки, стремлюсь к тому, чтобы дети могли передавать с помощью движения руки выразительные средства музыки. Поэтому для совершенствования этого приема ввожу в содержание уроков навык дирижерского жеста. В 1-2 классах - это спонтанное дирижирование (когда учащийся выражает свои внутренние эмоции жестом), а в 3-4 классах - осознанная передача выразительных свойств музыки (динамика, темп, характер, ритм, регистр).
Чтобы этот прием разнообразить, предлагаю учащимся перенести дирижирование на бумагу.
Четвертая ступень: моделирование творческого процесса.
Развитие музыкально-образного мышления строю и через моделирование творческого процесса. Дети ставятся как бы в позицию автора, пытаясь создать для себя и других произведения искусства. Наиболее оптимальным представляется музыкально-смысловой диалог, когда, идя от смысла к смыслу, прослеживая развитие образности произведения, дети как бы сами "находят" нужные интонации, которые наиболее ярко могут выразить музыкальную мысль. При таком подходе музыкальное произведение не дается ребенку в готовом виде, когда его остается просто запомнить, прослушать, повторить. Для художественно-образного развития ребенка гораздо ценнее прийти к произведению как результату собственного творчества. Тогда все образное содержание музыки, вся организация и последовательность музыкальной ткани становятся "прожитыми", отобранными самими детьми. Таким образом, метод моделирования художественно-творческого процесса углубляет проблемный метод, направляя мышление учащихся в русло выявления истоков происхождения изучаемого явления. Именно постановка задачи, решение которой требует мысленного экспериментирования с материалом, самостоятельного поиска еще неизвестных связей внутри явлений, проникновения в его природу - это то, что отвечает подлинному смыслу учебной или творческой задачи.
Этот универсальный и общий для искусства метод требует:
а). Самостоятельности в добывании и присвоении знаний (которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка);
б). Творчества (когда школьник, в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию, сопоставляет, сравнивает, преобразует, выбирает, создает и т.д.);
в). Развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.
Реализую этот метод и через игру, так как она в младшем школьном возрасте является одним из основных элементов развития ребенка. Развитие музыкально-образного мышления не является исключением.
Игра "В сюжет".
Задача: развитие эмоциональности, навыков перевоплощения.
Во 2 классе при знакомстве с оперой "Волк и семеро козлят" М.Коваля, предлагаю детям перевоплотиться в героев произведения. Главным в такой игре становится не сюжетное построение, а умение героев удержать характер персонажа, основную эмоциональную атмосферу произведения, характерность речи, соответствующую пластику - разумеется, в доступных детям пределах. Игра может реализоваться в разных формах работы: индивидуальной, парной, групповой.
Игра "Узнай по описанию".
Задача: развитие музыкально-интонационного словаря, умение находить музыкальные аналогии.
Эту игру включаю на уроки-обобщения, так как она предполагает накопление музыкального багажа. Предлагаю детям выбрать карточку с названием музыкального произведения, которое ему хорошо знакомо. Далее предлагаю описать словами это произведение, чтобы другие дети могли его узнать в ряду прочих. Игра развивает внимание и учит анализировать, расширяет речевые возможности ребенка.
Игра "Музыкальный колпачок".
Задача: развитие музыкального внимания и умения логически выстраивать и завершать музыкальную мысль.
Данную игру можно применять при знакомстве с новым произведением.
После прослушивания начинаем анализировать произведение раскрывать музыкальный образ, а тот ученик, у которого на голове музыкальный колпачок, должен сочинить окончание коллективного обсуждения, т.е завершить развитие музыкального образа в произведении. Эта игра развивает умение вслушиваться в музыку, так как любой из класса несет ответственность за окончание музыкальной истории. Так же она дает возможность выразить ребенку все свои впечатления и ощущения, полученные от прослушивания. Таки образом происходит и формирование культуры музыкального восприятия школьника.
Игра "Если это..."
Задача: активизировать включение знаний и опыт учащихся, научить ребенка уходить от стереотипов.
На уроках при обсуждении прослушанной музыки иногда возникают ситуации, когда необходимо активизировать знания детей, полученные ранее. В этом случае всегда предлагаю поразмыслить, что станет с произведением, если в нем поменять звучание музыкальных инструментов или музыкальные средства выразительности. Суть игры заключается в том, что предлагаю учащимся взять из коробки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть уже пройденные на уроках музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Учащимся предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать. Облегченный вариант этого метода - карточки с названиями животных, растений, стихий, игрушек.
Итак, исходя из того, что было сказано выше, используя систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления через организацию проблемно-поисковой ситуации, самым важным результатом в своей деятельности считаю приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре, их умение понимать и раскрывать содержание музыкальных произведений через раскрытие музыкальных образов ( от простых в программной, до многогранных - в образцах симфонической музыки).
Работая над этой темой, я пришла к выводу, что развитие музыкально-образного мышления необходимо: невозможно понимать музыку, изучать шедевры мировой музыкальной классики, не погружаясь в неё полностью. И учить этому надо с самых первых занятий. "Если в раннем детстве", - писал В.А. Сухомлинский - "донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство".
Литература.
- Выготский Л.С. Психология. М.: Издательствово ЭКСМО - Пресс, 2000.
- Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. - М.: Прсвещение, 1986.
- Затямина Т.А, Современный урок музыки. Издательство "Глобус" 2007г.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. УМК "Музыка" для 1 - 4 классов. М. Просвещение 2010.
- Кондратюк Н.Н. Музыка в школе Издательство "ТЦ Сфера", 2005г.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979.