Однажды, когда мои ребята учились во втором классе, мы отдыхали в ДСОЛ “Березовая роща” . Один ученик спросил у меня: “Елена Евгеньевна, а почему в нашем городе так много берез?” Я ответила, что берез много не только в нашем городе, а во всей России. Мой ответ еще больше удивил второклассника, и тогда я предложила детям заняться исследовательской работой: узнать, почему же так любит русский народ березку.
Так родилась идея провести внеклассное мероприятие с элементами проектной деятельности “Люблю березку русскую”, о которой мне и хотелось бы сегодня рассказать.
Мы выбрали творческую группу по подготовке мероприятия, в которую вошли почти все ученики 3 “В”класса и я – классный руководитель.
На следующем этапе мы разработали план работы и определили направления в работе. Первым направлением стал сбор и изучение материалов по теме.
На данном этапе дети совместно с родителями добывали информацию из различных источников: справочной литературы, из средств массовой информации, из бесед со старшим поколением, из интернета.
С творческой группой мы определили рамки, в которых предстояло вести свои наблюдения. Это было не только наблюдение за природой. Ребятам предстояло проследить за изображением берёзы в живописи, музыке, поэзии, в художественных произведениях, в истории. Детям был рекомендован список произведений для изучения. Дети проявляли творческую инициативу и сами предлагали материалы для наблюдения и изучения. Они рисовали рисунки, писали сочинения, пробовали сочинять стихи о берёзе, мастерили поделки, делали поделки из бересты.
Результатом нашей работы стало проведение внеклассного мероприятия, на котором присутствовали дети, родители, бабушки, дедушки, учителя нашей школы.
На мероприятии мы показали все, что узнали о березах. Дети читали свои сочинения, демонстрировали рисунки и поделки, разыгрывали сценки о целебных свойствах березы. Мы составили и показали короткую литературно-музыкальную композицию “Памяти павших будьте достойны”, почтили память погибших солдат. Что растрогало старшее поколение до слёз.
Цель: формирование навыка исследовательской деятельности учащихся через поиск и обработку информации о берёзе.
Задачи урока.
В сфере личностных.
Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач. Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
В сфере регулятивных УУД.
Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД.
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников. В сфере коммуникативных УУД.
Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Развивать навык использования речевых средств, для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Ход урока
№ слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин.). | ||
Цель этапа (учителя) - Взаимные приветствия учителя и учащихся. - Психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. - Доброжелательный настрой учителя. |
Цель этапа (ученика) - Взаимные приветствия учителя и учащихся; -Распределение учащихся на рабочие группы - Доброжелательный настрой учащихся. |
|
№1. | Звучит мелодия песни “Почему так в России березы шумят”. | Заходят учащиеся. |
Посмотрите, какой хороший день сегодня. Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка – это символ добра и поприветствуйте друг друга. | ||
Мотивационный этап (5 мин.). | ||
Цель этапа (учителя). - Постановка перед учащимися учебной проблемы. |
Цель этапа (ученика). - Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала |
|
№2. | Отгадайте загадку: Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. |
Береза. |
№2. | О чём же мы продолжим разговор? | О березе. |
№3. | Берёза всегда готова прийти на помощь человеку: исцелить его недуги, напоить своим соком, обуть и одеть, украсить его жилище, согреть берёзовыми дровами. | Березке русский праздник
посвящаем, О ней теперь мы очень много знаем И знанием готовы поделиться. Нам всем пришлось немало потрудиться. |
А хотите узнать, за что же русский народ любит берёзку? | Да. | |
Сегодня мы и ответим на этот вопрос. | ||
№4. | Жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Березы... Березы... Они давно бескорыстно и надежно дружат с людьми. В глубокой древности они пришли к нам в жилище, в далекие времена были для нас источником красоты, света и тепла. | Смотрят на экран. |
Этап получения новых знаний. 20 минут. | ||
Цель этапа (учитель). - Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса. |
Цель этапа (ученик). - Восприятие и переработка информации (содержание материала). |
|
№5-8 | Красавицей русских лесов
называют люди берёзу. Стройная, с тонкими
длинными ветвями и раскидистой кроной, она
привлекательна во все времена года. О берёзе
сложено много песен, былин, преданий, создано
много живописных картин. Её все знают, это самое
распространённое дерево. А что же мы знаем о березе? |
Приложение №1. Что мы знаем о березе? Выступление первой группы. |
№9-11. | - Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке. Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как только что выпавший снег. Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины. Среди дубрав и берёзовых рощ Л.Н. Толстой черпал вдохновение для творческой работы. Когда великий композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то, переехав границу, он оставил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке. Писатели, поэты, художники никогда не разделяли понятия “берёза”, “родина”, “любовь”… | Приложение №2. Береза в фольклоре и литературе. Выступление второй группы. |
№12. | - Посмотрите, ребята, на эту книгу. (Учитель показывает “Сборник рассказов о березе”). Она составлена вами. В ней вы выразили свое отношение к этому замечательному дереву. Давайте послушаем некоторые из ваших рассказов. | Дети читают свои сочинения. |
Советский художник Н.Жуков писал о берёзе: “Какое русское, какое очаровательное дерево — берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза — это воистину крестьянское дерево. В ней и русская печь, и половик, и хомутовая рубашка, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют по всей Земле. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаются мозолистые трудовые крестьянские руки, споровито делающие любую тяжёлую работу и одновременно умеющие нежно, с ладони, дать свежую травку в замшевый рот молодого теленка”. | Приложение №3. Береза на картинах художников. Выступление третьей группы. |
|
№13-18 | Художники Пластов и Исаак Левитан, Архип Иванович Куинджи и Саврасов с огромной любовью изображали на своих картинах русские березки. | Смотрят слайды. |
Мы любим и гордимся нашей малой родиной. Мы нарисовали берёзки и сделали поделки. Нам хотелось передать красоту нашей природы. | Ребята представляют свои работы. | |
Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в грозные годы войны она – воин, символ непобедимой Родины. | ||
№19-22 | В истории нашей Родины немало трагических страниц: Русь защищалась от нашествий половцев, монголо-татар и многочисленных завоевателей из Европы. Не сломил Россию и Наполеон. Мы одержали победу над Фашистской Германией в Великой Отечественной Войне. И здесь белоствольная берёза давала силу нашим бойцам, она стояла, напоминая про любимых жён, невест, сестёр…Воины погибали в бою за матерей, за Родину и…русскую берёзу. | Я помню, ранило берёзу Осколком
бомбы на заре, Студёный сок бежал, как слёзы, По
изувеченной коре. За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой, Но мы столицу отстояли,
Спасли берёзу под Москвой.
Выступление четвертой группы. Береза в истории. |
№23-28 | С березкой связано на Руси много обрядов и преданий. | Приложение №5. Выступление пятой группы. |
№29-33 | Да, много чего можно сделать из берёзы. Лыжи, мебель, посуду. (Показывает). | Приложение №6. Береза в обиходе. Выступление шестой группы. |
№34-37 | Береза – народное средство для лечения от многих болезней. В народной медицине применяются почки, листья, активированный уголь, сок и даже берёзовые сережки. |
Приложение №7. Береза в медицине. Выступление седьмой группы. |
Физкультминутка. В старину вокруг берёз водили хороводы, в нашем уютном кабинете тоже есть берёзки, вокруг которых закружится хоровод. Учитель объясняет танец “Берёзка”, “берёзка” показывает элементы танца в центре хоровода, все танцуют хороводный танец “Во поле берёзонька стояла”. (Танец был поставлен совместно со школьным хореографом.) |
Приложение №8. Дети исполняют танец. |
|
№38-42 | Пожалуй, на Руси не встретишь другое такое дерево, о котором сложено столько пословиц, поговорок и песен, как о белоствольной березке. За белую кору и получила она свое название. Покрытая нежной зеленью весной и летом, золотом листвы осенью, березка не только радует человека своей красотой, но и дарит ему прекрасный поделочный материал — бересту. | Приложение №9. Выступление восьмой группы. Береста. |
Этап практической работы. 15 мин. | ||
Цель этапа (учитель). - Обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы. - Продолжать знакомить детей с разновидностью коры — берестой; учить простейшим приемам работы с этим природным материалом — обрезанию по выкройке; формировать умение строить схему поэтапного изготовления игрушки; укреплять интерес к работе, доброжелательные отношения детей во время совместных действий |
Цель этапа (ученик). - Организация своей деятельности во времени в соответствии с заданными целями и задачами. - Творческое применение знаний и умений. |
|
№43. | Сегодня мы будет мастерить новую игрушку из бересты — туесок. Педагог объясняет ребятам, что такое туесок, зачем он нужен. Говорит, что им надо будет работать с выкройкой. Объясняет, что называют выкройкой, для чего ее используют. Затем показывает туесок. | Дети рассматривают его, ощупывают поверхность материала, отмечают характерные особенности размера, формы, рассказывают, как им можно пользоваться в быту. |
Сколько этапов работы обозначили? | Четыре. | |
Для использования, экономии времени нужно спланировать свою работу. | Приложение №10. Дети составляют план работы. |
|
1. Вырезать сектор круга и
полоску. 2. Придать форму воронки. 3. Корпус туеска сшить. 4. Прикрепить ручку. |
Читают план работы, написанный на доске. | |
Инструктаж по охране труда. Ребята, будьте осторожны при работе с ножницами, иголкой. |
Дети внимательно слушают. | |
Приступаем к работе. | Самостоятельная работа. | |
Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые туески у нас получились! | Ученики делятся впечатлениями. | |
Учитель помогает организовать выставку работ. | Рассматривают и оценивают результат своего труда. | |
Рефлексивно-оценочный этап. 2 мин. | ||
Цель этапа (учитель). - Создание ситуации успеха. - Анализ и оценку деятельности ученика. |
Цель этапа (ученик). - Осознание учениками значимости полученных результатов. |
|
Понравился ли вам урок? Что нового вы сегодня узнали для себя? Выберите листочек нужного цвета и приклейте к нашей березке. |
Выполняют задание: Зелёный листочек – легко все удавалось, было интересно. Жёлтый листочек – возникли затруднения, но я их быстро преодолел с помощью друзей. Красный листочек – мне было трудно, не все понял. |
|
Итог урока. 2 мин. | ||
Цель этапа (учитель). - Анализ, оценка успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
Цель этапа (ученик). - Оценка успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
|
Где бы ни росла русская берёзка,
везде она людям радость, везде она людям свет!
Стоит она, красавица русского леса. И будет
стоять вечно! Пусть же и ваши сердца научатся чувствовать природу и любить свою Родину. Спасибо за работу. |
Список источников:
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997.
Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками./В.М.Суворова. – Волгоград, издательство “Учитель”, 2009.
Грехова Л.И. В союзе с природой./Л.И.Грехова. - М.: Илекса, Ставрополь, Сервис школа, 1999.
Интернет-ресурсы:
hhttp://pedolimp.ru/konkurs/207/1/15603_207_1_1332592094.zip http://srgazeta.ru/
2011/06/beryoza-simvol-troicy/http://forum.pnz.ru/pda/viewtopic.php?t=
108862&sid=ecf4067fde10c885555c68ba1e34eb00
http://images.google.ru/search?q=%D0%B0%D0%BA%D1%88%D0%B0%2
0%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%83&biw=1280&bih=
811&sei=in3kToagCIKVOoaYrLAI&tbm=isch
http://blog.kp.ru/users/3208812/rubric/1127474/
http://tovarbanya.ru/info/informaciya.html
http://trava.vitok-life.ru/?p=707
http://www.pokupka-re.com/index.php?unifid=3ef0d3aa674a653987c275cf0a8a7c63
http://deal.by/Sok;Mogilev.html
http://lori.ru/1493876
http://www.foru.ru/slovo.37295.3.html
http://artnow.ru/ru/selected/4/0/picture/0/209135.html
http://www.cgtalk.ru/gallery/misc.php?do=printimage&i=4678
http://jeani-biserok.blogspot.com/2009_06_01_archive.html
http://www.prazdnikura.ru/articles/istiriitradiciiprazdnikov/01_
prazdnovanietroicy/01_prazdnovanietroicy.php
http://fotki.yandex.ru/users/albinchik017/view/156776/
http://www.nissan-tver.ru/news1.php?uid=67
http://srgazeta.ru/2011/06/beryoza-simvol-troicy/
http://www.fotosoyuz.ru/ru/catalog/picture/&png=373753&cntvat_pheCntr=9&vqFrnepu=
1232022332&cntvat_fgneg=0?picid=fs-KRYLOV/07-12/ a 06.jpg&cat=373753&search=
http://etno.environment.ru/news.php?id=91