Урок на тему "Луг. Луговые травы". 5-й класс

Разделы: Презентация к уроку, Коррекционная педагогика

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • отработка навыков диалогической речи, умения составлять краткий описательный текст;
  • коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
  • воспитание эмоциональной адекватности.

Ход урока:

Организационный момент. Настрой на работу.

1. Упражнение на активизацию словаря:

- Назови растения, которые изображены на картинках по порядку:

Ель, береза, сосна, дуб. Слайд 1

Поменять местами картинки. Что изменилось? (Сосна, береза, ель, дуб) Подбери обобщенное понятие (деревья). Слайд 2

- Назови растения, которые изображены на картинках по-порядку:

Ромашка, одуванчик, клевер, подорожник, василек. Слайд 3

Поменять местами картинки. Что изменилось? (Клевер, одуванчик, подорожник, василек, ромашка). Подбери обобщенное понятие (травы).

Слайд 4

2. Рассказ учителя.

Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте, какая сегодня тема урока?

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да травы по колено.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

Слайд 5

Тема нашего урока: Луг. Луговые травы (записываем тему в тетрадь). Сегодня на уроке мы узнаем, что такое луг, в каких местах он встречается, познакомимся с травами, которые растут на лугу. Поговорим о том, как луг используется человеком.

Большие и малые реки России, словно зеленым ковром, окружены лугами. Главные растения луга – многолетние травы. Они приспособились к жизни в хорошо увлажненных местах. Травянистые растения покрывают всю поверхность луга, плотно примыкая друг к другу. Также тесно переплетаются их корни, большинство которых находится в верхней части почвы. Деревья и кустарники встречаются редко и не на всех лугах.

Слайд 6. Луга можно встретить не только вблизи водоемов. Они возникают на месте вырубленного леса, в понижениях, в местах выхода подземных вод. Их можно увидеть высоко в горах. Но они всегда возникают в хорошо увлажненных местах.

Луг – это не только травянистые растения, но и множество связанных с ними животных – больших и маленьких. Все они живут сообща, одной общей жизнью. Поэтому луг, как и лес, называют природным сообществом.

Сочные луговые травы служат прекрасным кормом травоядным животным. Поэтому луга с давних времен активно используются человеком как пастбища и сенокосные угодья. Здесь пасут коров, коз и других домашних животных. Многие луговые травы являются важными лекарственными и медоносными растениями.

Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

Слайд 7. Луг запоминается прежде всего пестрым разнотравьем. Известные всем растения – лютик, колокольчик, василек – украшают луг во время своего цветения. Среди луговых растений важное значение имеют злаки – пырей ползучий, мятлик луговой, костер безостый, тимофеевка луговая. Спутниками злаков являются разные виды клевера, горошка, чины.

У травянистых растений луга есть важные различия, благодаря которым они не стесняют друг друга. Среди трав есть светолюбивые растения с высоким стеблем – тимофеевка и лисохвост. Другие, как мятлик или клевер, могут развиваться в тени. Их стебель значительно ниже.

Луговые растения различаются также по времени своего цветения. Одни успевают вырасти и отцвести еще весной, другие цветут только в середине лета. Смена цветущих трав происходит несколько раз за лето. Поэтому луг поочередно становится зеленым, желтым, белым, синим, пестрым. Слайд 8.

Физминутка.

Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)
А над нами дуб высокий. (Руки вверх)
Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)
Головами зашумели (Хлопки)
Грянул гром, сосна упала, (Присели)
Только ветками качала. (Встали, покачали головой)

3. Обобщение. Отвечаем на вопросы:

  • Что такое луг? В каких местах он встречается?
  • Как луг используется человеком?
  • Какие травы растут на лугу?

4. Закрепление.

Упражнение на запоминание.

Слайд 9

Составить три предложения по картинке (один ученик - вслух). Затем, другой пробует восстановить (повторить эти предложения) и добавляет свои. И так по порядку.

Упражнение на систематизацию.

Выбрать из предложенных картинок необходимые для составления рассказа: луговые травы. Слайд 10.

Проверим, что у вас получилось. Слайд 11.

Работа по карточкам: Зачеркнуть красным карандашом названия растений, которые не растут на лугу. Обвести зеленым карандашом названия растений, которые растут на лугу.

5. Итог. Оценка учителя, описывающая динамику в развитии речи учащихся. Особенно активны были ..., очень интересные предложения составил … , хорошо отвечал на вопросы…