Эффективность проектной деятельности в новой образовательной среде

Разделы: Начальная школа


С 2010 года наша школа начала работать в экспериментальной площадке по новым образовательным стандартам.У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы интересно и познавательно дать знания детям. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – метод проектов.

Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:

  • формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность .

За 2 года работы в пилотном проекте накопился некоторый опыт работы по проектам и хочется поделиться одним из проектов, над которым мы работали в начале года во втором классе.

Проект “Моя семья”

В начале года во 2 классе мы работали над проектом “Моя семья”.

Основная цель проекта – формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Работа над проектом должна повысить интерес ребёнка к семье, её традициям, способствует воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса.

Он проводился в рамках изучения предмета “Окружающий мир” и основан на межпредметных связях с такими предметами, как “Литературное чтение”, “Русский язык”, “Технология (ИКТ)”, “ИЗО”.

Учебный проект состоял из 4 этапов:

– погружение в проект;
– организация деятельности;
– осуществление деятельности;
– презентация результатов.

1 этап. В классе прошла беседа на тему “Я и моя семья”. После занятия возникло много вопросов (Кто? Почему? Откуда? и др.), на которые дети не могли дать ответ, не хватало знаний о семье. Проблематику исследовательского проекта “Моя семья” определил интерес детей, его реализация оказалось возможной во внеурочной деятельности. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями.

2 этап. Проведено несколько занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. Групповая работа, организованная на этом этапе, позволила всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы.

На этом этапе осуществлялось планирование учебно-исследовательской деятельности и при помощи учителя разработаны программы исследования. Было проведено родительское собрание. Родители благосклонно отнеслись к этой идее.

3 этап. Осуществление деятельности происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая для всех задача – сбор информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, информацию получали от бабушек, дедушек, других родственников. Обработка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обобщений, фотографий.

4 этап. Этап презентации является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Мои ученики оформили результаты исследования с помощью рисунков, “Генеалогического древа”. На уроке по информатике ребята фотографировали рисунки и фотографии своих семей, размещали их на сайте http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=3612.

Ребята также записали небольшие рассказы о своих семьях.

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

личностные:

  • осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах;

Научились объяснять самому себе: “что я хочу узнать” (цели, мотивы) и “что я узнал” (результаты);

метапредметные:

  • совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
  • работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).

предметные:

  • усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;
  • освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет;
  • знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет, используемыми во время проведения сетевого учебного проекта.