Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи:
- Формирование экологических знаний о значении воды.
- Развитие творческих способностей детей, наблюдательности.
- Воспитание любви к природе, привитие навыков экономногорасходования воды.
ХОД УРОКА
Ведущий: 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.
Ведущий: Люди давно заметили, что воды на планете Земля намного больше, чем суши. Было бы справедливым называть нашу планету – планета Вода! А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь полстакана.
Ведущий: Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и тратят её по пустякам.
Дети:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.В природе путешествует вода.
Она не исчезает никогда:
То снег превратится в лёд.
Растает и снова в поход.По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.Жизнь без воды на Земле невозможна,
И будем действовать мы осторожно,
Чтоб сохранилась твоя чистота –
Незаменимая наша вода.Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Ведущий: А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки
Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч –
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг! (Водопад)Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли. (Облака)Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали. (Дождь)Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло. (Снег)
Ни рук, ни ног,
А гору разрушает. (Капля)Стоит корыто
Полно воды налито. (Озеро)Идет, идет,
У берега песню споет
И пропадет. (Волна)У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (Сосулька)Зимнее стекло
Весною потекло. (Лед)Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)
Ведущий: Молодцы ребята знаете вы все загадки о воде, предлагаю вам посмотреть видеофильм «Вода – это».
Ведущий: Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами ... Ты самое большое богатство на свете.
Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
Опыт 1. «Лед – твердая вода»
– Посмотрите, что я принесла?
– Правильно это лед. Посмотрим, я подержу кубик в
руке, что с ним происходит?
– Лед и снег – это тоже вода.
– Значит, какой еще бывает вода? (Твердой)
Опыт 2. «Вода не имеет вкуса»
– Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у
нее вкус? (Ответы детей)
– А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек
лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала
сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус
воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
На фланелераф выставляется схема.
Опыт 3. «Вода не имеет запаха»
– Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как
она пахнет? (Ответы детей)
– Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте
ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с
водой? (Вода изменила запах, пахнет чесноком).
Вывод: вода не имеет запаха.
На фланелеграф выставляется схема.
Опыт 4. «Вода без цвета, прозрачная»
Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (Добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (Вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды).
Ведущий: Вы хорошо поработали теперь можно отдохнуть.
Ведущий: Говорит, что она мама Тучка, а дети – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Ведущий: Ребята, а давайте мы с вами вместе составляем памятку по охране воды.
КАК СОХРАНИТЬ ВОДУ ЧИСТОЙ
- Не загрязняйте воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
- Берегите родники, не замусориваете землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.
- Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
- Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран неисправен, то попросите взрослых его починить.
- Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!
Итог занятия
– Ребята что мы сегодня занимались, что нового узнали о воде, Для чего нужна вода? Какой бывает вода? Понравилось ли им занятие, и что понравилось больше всего.