Цели:
- отрабатывать навыки написания сжатого изложения.
- содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.
- воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.
I. Оргмомент
II. Целеполагание. Сегодня мы продолжим учить, в чем отличие сжатого изложения от подробного, какие существуют приемы сжатия текста. Помогут вам в этом материалы, которые вы видите у себя на столах, и тексты, с которыми мы будем работать.
- Что же такое сжатое изложение? (воспроизведение текста кратко, обобщённо)
- А почему так важно уметь излагать кратко, сжато? (в жизни чаще всего приходится излагать самую суть, главную информацию).
- Что нужно обязательно сохранить в сжатом изложении? (идею текста, структуру, стилевые особенности).
III. Чтение текста. Первичное восприятие.
- Ребята, сейчас вы услышите текст, с которым нам предстоит работать. Ответьте на вопрос: О чем этот текст? (текст читает учитель)
- О чём этот текст? Каков его тип? (о том, что нужно учиться; повествование)
IV. Работа с лексикой.
Отрочество - переходный возраст между детством и юностью 10-11 лет
Стимул - побуждение к действию
- Как вы понимаете словосочетания “эстетическое, нравственное развитие”?
(эстетика - наука о прекрасном, об искусстве, об изящном; нравственность - принятие на себя ответственности за свои поступки)
V. Знакомство с автором.
- Как вы думаете, кто мог написать этот текст? (публицист, писатель, пожилой человек)
- Автор этого текста - Дмитрий Сергеевич Лихачёв , российский учёный-литературовед, академик, автор множества публицистических трудов, исследователь древнерусской литературы. На протяжении всей своей жизни являлся активным защитником культуры, уделял особое внимание воспитанию молодёжи.
Текст взят мною из книги Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”.
- К кому обращается Дмитрий Сергеевич? (к нам, молодым)
- Почему именно молодому поколению он адресует свои мысли? (за нами будущее)
VI. Составление плана, поиск ключевых слов.
- В чем заключается основная мысль этого текста?
- Как можно его озаглавить?
(Учитесь учиться, Учиться нужно всегда)
- Сколько микротем в этом тексте? Попробуйте обозначить их в табличке в идее цитатного плана.
Пункт плана | Ключевые слова |
“Учиться нужно всегда” | |
“Молодость-время для учения” | |
“Берегите себя для учения” |
- А теперь подберите ключевые слова для каждой из частей.
V. Сжатие текста.
- Как мы уже сказали, наша задача- сжатие текста. Вспомним основные приемы сжатия. Обратите внимание на памятку:
Приемы сжатия.
1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации.
2. Обобщение исходной информации (замена однородных членов обобщающим словом).
- Итак, какую информацию мы исключим, как несущественную? (2 и 3 предложения)
- Где мы сможем применить прием обобщения? (2 предложение 2 абзаца, 3 предложение 2 абзаца)
- Какой прием применим при работе с 3 абзацем? (исключение несущественного)
VI. Обсуждение полученного результата.
Чтение полученного текста.
- Достигли ли мы своей цели? (изложили только суть, сохранили структуру, части взаимосвязаны)
VII. Итоги.
- Получилось ли у нас с вами послание, обращение? Кому бы вы его послали? (конвертики для обращений на столах)