Математика в цветах

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (685 кБ)


Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с древним японским видом искусства икэбана, сформулировать основные правила и законы построения и составления композиций из цветов, показать связь между математикой и древним японским искусством, научить делать свои цветочные композиции.
  • Развивающая: Развитие устойчивого интереса к изучению живой природы, способностей к самообразованию, расширение кругозора, мотивацию к обучению, совершенствование приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, обобщения, аналогии;
  • Воспитательная: Воспитание бережного отношения к природе, овладеть основными компонентами творческой деятельности, воспитывать культуру труда, общения, навыки самоконтроля;

Оборудование: компьютер, презентация “Математика в цветах”, плакат, природный материал (цветы, веточки…), нож, ножницы, держатель.

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

1.1. Вводная беседа, направленная на повторение, обобщение и систематизацию имеющихся знаний, и установление их неполноты, с целью мотивации изучения темы: “Математика и древнее японское искусство ИКЭБАНА” (1мин.)

2. Формирование новых знаний и способов действий.

2.1. Беседа с целью ознакомления с древним японским искусством икэбана и применением в нем математики .(14мин.)

2.2. Обсуждение правил построения цветочных композиций древнего японского искусства икэбана.(5мин.)

2.3. Составление композиций из цветов, применяя основные правила и законы древне японского искусства икэбана.(20мин.)

2.4. Подведение итога урока.(4мин.)

2.5. Постановка домашнего задания. (1мин.)

Ход урока

Математика описывает реальные процессы, происходящие в действительности, затрагивая все области знания. Она встречается и в искусстве, и в науке, и в технике… и даже в цветах.

Цветы вошли в нашу жизнь и стали неотъемлемой её частью, формируя положительные эмоции, наполняя радостью, даря здоровье и гармонию, говоря порой без слов о самом главном и важном, применяя язык математики.

И цветы умеют говорить,
Если в руки мастера попали,
Могут Вам улыбку подарить,
Могут Вам напомнить о печали.

В Японии существует очень древний вид искусства - икэбана.

На сегодняшнем занятии мы познакомимся с древним японским искусством икэбана, узнаем основные правила и законы построения и составления композиций из цветов, научимся делать свои композиции, выясним взаимосвязь между математикой и икэбана.

Слово икэбана состоит из двух слов “икэ” - “жизнь”, “бана” - “цветы” (смысловой перевод). Можно выделить несколько смысловых переводов:

- “помощь цветам представить себя”;

- “дать жизнь цветам”;

- “искусство ставить цветы и ветки в сосуды”.

Присутствие математики чувствуется в цветах всегда. Основное понятие математики - число. Покупая цветы, мы не только их считаем, но и пользуемся четностью и нечетность, веря в приметы. Важное, значение имеет символика чисел. У японского аранжировщика невозможно встретить композицию из четырех цветков (слово “четыре” звучит, по-японски, как и слово “смерть”). Редко композиция составлена из четного количества цветов, хотя современные заповеди икэбаны не представляют такого жесткого требования, к тому же четное число-пожелание удачи. Просто основой красоты считается асимметрия и нечетность. Ситуация с нечетным количеством цветков в букете тоже вызывает улыбку. Здесь “математика чисел следующая”:

Один цветок - “знак внимания”;
Три – “уважения”;
Пять – “признания”;
Семь – “обожания”;
Девять – “я у твоих ног”.

Учение икэбана начинается с азбуки японской аранжировки. В нем букет и ваза должны сочетаться по форме, цвету, так как букет и ваза – элемент одной картины.

Основу любой композиции составляют три основных элемента: три веточки или три цветочка, но может быть: два цветочка и одна веточка; один цветочек и две веточки. Схематично эти основные элементы изображаются геометрическими фигурами - треугольник, круг, квадрат.

“СИН”- символизирует “небо” и обозначается как круг ( ). Это основной главный элемент композиции, он самый длинный. Второй элемент композиции “СОЭ” символ “человека” обозначается как квадрат (). Третий олицетворяет “землю” - “ХИКАЭ” и обозначается как треугольник (). К основным элементам композиции, могут быть добавлены , дополнительные – помощники – “ДЗЮСИ”, обозначаются как - Т.

Первый “СИН”-основной главный элемент композиции, самый длинный и красивый, его длина определяется размерами вазы, сосуда, в которую ставится композиция.Второй элемент композиции “СОЭ” короче первого на одну четвертую часть.Третий элемент тоже короче второго на одну четвертую часть. Размер сосуда для икэбаны определяется сложением его высоты и наибольшего диаметра горловины, для каждой композиции он свой. По своей длине первый помощник должен быть короче своего хозяина на одну пятую, одну шестую часть. Второй помощник короче первого на одну четвертую часть. Все последующие помощники короче предыдущего на одну четвертую часть.

В икэбана огромное значение придается углу наклона элементов композиции. Угол наклона основных элементов отмеряется от средней вертикальной линии композиции, угол наклона, которой условно принимают за ноль градусов. Основную ветку ставят прямо и наклоняют под углом 15 градусов налево от себя. Вторую ветку ставят под углом 45 градусов и наклоняют налево вперед. Третью сразу накалывают под углом 75 градусов направо и вперед.

Три правила ИКЭБАНЫ:

1. Все элементы устанавливаются асимметрично, и верхушки основных веток представляют собой разносторонний треугольник, в котором они не лежат в одной плоскости; Водные концы веток должны давать равносторонний треугольник на держателе;

2. Пропорции трех основных элементов композиции определяются размерами вазы;

3. Значение имеет выбор сосуда, не отвлекающего от композиции.

Используя все перечисленные правила, закономерности и обозначения для построения композиций созданы специальные сборники для составления цветочных композиций, где собраны различные схемы расположения элементов.

Благодаря цветочным композициям древнего Японского искусства икэбаны цветы научились говорить на языке математики. Применяя простые математические понятия, геометрические фигуры, отношения и пропорции, проекции, большое многообразие схем, графов при составлении цветочных композиций, которые умеет читать и понимать мастер.

А сейчас я предлагаю всем Вам на несколько минут стать таким мастером и сделать свою композицию из цветов, применяя полученные знания по древнему японскому искусству икэбана, придумать название своей композиции и сделать выставку работ. Композиции можно забрать домой и научить своих близких и родных их составлению.

Интернет-ресурсы.

1. df-floristika.ru

2. bcetyt.ru

3. flowerlib.ru

4. nature-home.ru

5. dachnikam.ru

6. cvetynaholmah.ru

7. exclusiveflowers.ru

8. flower-design.ru

9. fisnyak.ru