Цель: используя эффективные способы закрепления изученного материала:
- повторить изученное в разделе: называть звуки, из которых состоит слово, определять количество букв и звуков в слове, делить слова на слоги;
- читать плавным слоговым чтением;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов;
- повторить понятие текст;
- использовать дополнительный развивающий материал: пословицы, ребусы, загадки;
- строить работу по принципу mini-max для реализации возможностей каждого ребенка;
- работать над самооценкой ребенка, продолжать обучение совместной работе в группе.
Технология: игра-путешествие в рамках развивающего обучения (работа в группах)
Наглядные материалы и оборудование:
- карта путешествия с изображением островов, игрушечный штурвал
- индивидуальные карточки путешественников (для самооценки)
- листочки «звуковые коврики»
- карточки с загадками, ребусами, пословицами, текстами
- иллюстрации времен года
- аудиокассета с записью музыки «Звуки природы»
- презентация «Времена года»
План урока
- Звуки и буквы («Звуковой коврик»)
- Чтение слов (загадки) Работа в тетрадях и у доски (слово – звуки (магниты))
- Деление слов на слоги, однокоренные слова (ребусы), ударение в словах.
- Предложение (пословицы), р/речи, тема в группе пословиц.
- Текст (чтение, название, тема, идея)
- Работа над самооценкой
ХОД УРОКА
Организационное начало урока
Учитель. Мы продолжаем наше
путешествие по стране Знаний. И сегодня наш путь
пройдет по морям-океанам обучения грамоте.
Все путешественники намечают себе остановки в
пути. А какие остановки будут в нашем
путешествии, если наш урок-повторение «Учим
буквы – учимся читать»? Какие цели мы ставим
перед собой?
Перед учащимися карта путешествия, на
которой они расставляют стрелочки движения и
остановок: остров Звуков, Загадочный остров,
остров Неизвестности, остров Размышления, остров
Почитай-ка, остров Удачи.
Сопровождается путешествие детским
игрушечным штурвалом.
Учитель. А вот и первая остановка.
Прочитайте название острова.
Давайте посмотрим, что мы можем найти на этом
необычном Звуковом острове.
Конечно, для всех, кто здесь побывает, и для нас
тоже, жители острова приготовили звуковые
коврики.
У учащихся листочки с изображением звуков.
Учитель зачитывает задание, дети выполняют
работу индивидуально цветными карандашами.
После выполнения работы, ее сверяют в группе и
обсуждают результат. Затем ученики проверяют
свою работу по образцу.
Результат ученики вносят в индивидуальные
карточки путешественника.
Учитель. Приступаем к работе. Начинаем плести звуковые коврики.
- Отметьте красным цветом гласные, обозначающие твердость согласного звука.
- Отметьте оранжевым цветом гласные, обозначающие мягкость согласного звука.
- Отметьте синим цветом согласные, не имеющие пары по мягкости.
- Отметьте зеленым цветом согласные, не имеющие пары по твердости.
Учитель. Следующий, кто стоит у
штурвала ведет нас к незнакомому острову.
Прочитайте его название. (Загадочный
остров)
Вот какой интересный и загадочный остров. Что же
ждет нас? Давайте с вами пофантазируем.
Выслушиваются варианты детских фантазий.
Учитель. На этом острове, мы действительно встречаемся с загадками островитян.
План работы над загадками:
- чтение загадок вслух (работа в группе)
- отгадывание загадок (работа в группах)
- печатание отгадок (работа индивидуальная)
- звукобуквенный анализ слов (работа индивидуальная в тетрадях)
- параллельно ведется аналогичная работа у доски
- анализ работы, выполненной на доске и в своих тетрадях.
После выполнения работы, ребята проверяют ее по образцу. Результат ученики вносят в индивидуальные карточки путешественника.
Загадка первая
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима – 4 буквы, 4 звука)
Загадка вторая
Когда возвращается
В рощу кукушка,
И гром-барабанщик
Гремит над опушкой? (Весна – 5 букв, 5 звуков)
Загадка третья
Зеленеют луга,
В небе радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето,
Всех зовет купаться … (лето – 4 буквы, 4 звука)
Загадка четвертая
Ночи темнее, дни холоднее,
Листья пожелтели, птицы улетели.
Дождь поливает, –
В какое время года такое бывает? (Осень – 5 букв, 4 звука)
Учитель. Прочитайте слова. Как можно
назвать эту группу слов? (Времена года)
– А какое время года у нас с вами? (Осень)
– Какие признаки вы можете назвать? (Стало
холоднее, температура стала ниже, солнце светит
реже, дождь идет чаще, листья опали с деревьев, …)
Физкультминутка (проводится детьми)
Мы топаем ногами:
Топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы руки поднимаем,
Киваем головой.
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Мы руки разведём
И побежим кругом.
Учитель. Кто стоит у штурвала? У какого острова мы бросим якорь? Читайте хором его название. (Остров Неизвестности). Что за неизвестность нас ждет?!
На этом этапе дети работают над делением слов на слоги, над ударением, над однокоренными словами.
На острове Неизвестности мы постараемся узнать все, что здесь спрятано, и побывать в каждом тайном уголке. А вот и нечто неизвестное. (Показ ребусов).
План работы над ребусом:
- рассматривание ребусов
- отгадывание ребусов (работа индивидуальная, затем в группах)
- запись слов в тетрадь (параллельно запись на доске)
- подбор однокоренных слов, запись слов, выделение корня, деление слов на слоги (работа в группах). (Нр.: трава, травушка, травинка, травка, травяной …)
После выполнения работы, ребята проверяют ее по образцу. Результат ученики вносят в индивидуальные карточки путешественника.
Учитель. Внимание! Внимание!
Продолжаем путь. У штурвала, вперед! Нас ждет
необыкновенный остров. Остров Размышления.
Как вы думаете, а о чем может размышлять человек,
оказавшись на острове?
(Выслушиваются варианты детских ответов). А вот и задание для размышления. Трудное задание, но очень интересное, поучительное и познавательное. (Карточки с пословицами, в которых пропущено название группы.)
План работы над пословицами:
- чтение пословиц учениками группы (работа индивидуальная)
- определение темы пословиц в группе (работа совместная)
- зачитывание пословиц для доказательства истинности выбранной темы (работа совместная)
- запись названия группы пословиц (работа индивидуальная – печатными буквами на индивидуальных карточках).
После выполнения работы, ребята вносят результат своей работы в индивидуальные карточки путешественника.
Пословицы для группы 1
Дружба
- Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
- Хочешь дружбы – будь другом.
- Гору разрушает ветер, а людскую дружбу – слова.
- За деньги дружбу не купишь.
- Человек без дружбы – что дерево без корня.
- Нет дружбы – ищи, а нашел, береги.
Пословицы для группы 2
Книга (чтение)
- Испокон века книга растит человека.
- Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
- Хорошая книга – лучший друг.
- Кто много читает, тот много и знает.
- Ум без книги – что птица без крыльев.
- Возьми книгу в руки – не будет скуки.
Пословицы для группы 3
Добро (доброта)
- Жизнь дана на добрые дела.
- Делая зло, на добро не надейся.
- Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
- Злой не верит, что на свете добрые есть.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Доброе дело само себя хвалит.
Пословицы для группы 4
Лень
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Труд всегда даёт, а лень только берет.
- У лодыря что ни день, то лень.
- Лентяй и сидеть устает.
- Ты меня, работушка, не бойся: я тебя не трону.
- Ленивому и лениться лень.
Пословицы для группы 5
Знания
- Знание – лучшее богатство.
- Знания на плечи не давят.
- Рука победит одного, знания поборют тысячи.
- Мир освещается солнцем, а голова – знаниями.
- Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
- У дружбы нет границ, у знаний нет дна.
Физкультминутка (сопровождается пением)
Кузнечики.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Учитель. Продолжаем! Посмотрите, какой
интересный впереди остров. Кто из вас прочитает
его название? (Остров Почитай-ка)
Жители острова предлагают вам, ребята, немного
почитать, но почитать не просто слова или
отдельные предложения, а целые тексты.
План работы над текстом:
- чтение текста про себя
- чтение текста вслух (один от группы)
- подбор названия (текст выдается без названия)
- озвучивание названия (одно от группы)
Летом (Летняя полянка)
Хорошо летом в лесу! деревья надели зелёный наряд. Звонко поют птицы. Вот полянка. Сколько на ней красивых цветов. Весело играет здесь детвора.
Осень
День стал коротким. Часто идёт дождь. На дорогах грязь и лужи. Трава стала вянуть. Птицы летят в тёплые края. Люди надели куртки и шапки.
Зима (Зимние деньки. Зимняя радость)
Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!
В лесу (Весной в лесу. Лес полон звуков)
Хорошо весной в лесу! Лес полон звуков. Стучат дятлы. Кричат иволги. Трещат сороки. И в каждом гнёздышке птенцы. Они пищат, пищу просят.
Урок труда (Поделки)
Идёт урок труда. Дети делают игрушки. Витя лепит репку. У Даши грибок. Юля и Петя лепят зайку и белку. Хороши у ребят поделки!
Учитель. Вот и подходит к концу наше необычное путешествие. И нам представилась возможность побывать на острове Удачи. Давайте попробуем назвать те острова, на которых мы побывали, и те задания, которые мы выполняли. Назовите, что вам запомнилось, и оцените свою работу. И пусть удача сопутствует вам!
Работа над самооценкой
- Работа индивидуальная (оцените свою работу)
- Работа группы (оцените работу всей группы)
- Работа класса (оценивает учитель)
Итог урока
– Какой дополнительный материал помог
повторить изученные темы?
– Каждый ученик прикрепляет карточку своего
цвета с буквой под названием острова. Получаются
слова «Молодцы!» «Хорошо!» «Прекрасно!»
«Умнички!» «Отлично!» (карточки ученики получали
в процессе работы на уроке).
– Так островитяне оценили работу
путешественников.