Цели:
- формировать представление о Солнце, как о естественном источнике света и тепла, дать представление о классификации звезд;
- формировать представление о пользе и вреде Солнца;
- закрепить знания по окружающему миру о видах облаков;
- способствовать развитию умения анализировать, рассуждать, делать логические выводы;
- развивать кругозор, логическое мышление, воображение, наблюдательность, расширять словарный запас учащихся;
- развивать навыки взаимодействия, формировать умение работать в группах и в парах.
Оборудование: экран, проектор, презентация к уроку, учебник О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" 2 класс, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, 2 растения, выращенные в разных условиях, мяч и зернышко, набор предметов "бинокль", "темные очки", "лестница", "часы", "зонтик", "панамка", "краски", "компас", "альбом".
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1.
Знакомство с гостями.
Релаксация: просмотр слайдов о космосе под музыку. Слайд 2 или Приложение 2.
Сегодня мы с вами будем учеными, которые отправятся в путешествие. Кто догадался в какое? (в космическое)
Загадка:
Голубой платок.
Красный голубок
По платку катается,
Людям улыбается.
(Солнце.) Слайд 3.
II. Постановка цели урока.
Мы совершим путешествие с целью изучения солнца. Как ученые изучают мир? (Делают предположение, собирают данные, доказывают его.) Мы тоже будем делать предположения и доказывать их. У нас на борту есть команда астрономов, биологов, врачей, художников и историков. Слайд 4.
III. Повторение пройденного материала.
Итак, мы отправляемся в полёт и пролетаем мимо небесных странников. О ком идет речь? (облака) Слайд 5.
Почему их так называют? Из чего состоят облака? (водяные капли, ледяные кристаллы)
Назовите виды облаков?
Расположите эти облака их по высоте. Слайды 6, 7. (слоистые, кучевые, перистые)
Какие осадки облака могут принести на землю?
IV. Работа с новым материалом.
Мы вошли в безвоздушное пространство. Слайд 8.
Прошу ученых собраться в группы.
Запишите слова – ассоциации к слову солнце. Используя эти слова,
сделайте предположение: Солнце – это...
Займите свои места на корабле.
Солнце – это источник тепла и света. Какие еще тела являются источниками света? (фонарик, спички, свеча, лампочка, огонь) Почему они светятся?
Как выглядит Солнце?
Нам понадобится помощь художников. На доске и на ваших карточках изображены рисунки предметов, форма которых сходна с Солнцем. Раскрасьте их. Слайд 8.
Проверим. Какие предметы вы раскрасили? Какую же форму имеет солнце? (форму шара)
Проверим наши предположения.
Чтение статьи учебника с. 65-66.
Команда астрономов, что же такое солнце? Солнце – это центр солнечной системы, вокруг которого движутся планеты. Слайд 9. Солнце намного больше нашей планеты. (Мяч и зернышко). Почему мы видим его небольшим кругом? К каким объектам природы относится Солнце? (к неживой природе) Докажите.
Солнце – это звезда. Давайте посмотрим, каким его видят ученые через телескоп. Слайд 10 или Приложение 3.
Не все звезды имеют одинаковый цвет, размер и температуру. Слайд 11. Самые горячие звезды – белые и голубые, желтые и красные холоднее. К каким звездам относится Солнце? (желтый карлик) Есть звезды намного больше Солнца. Почему же на небе мы не обращаем на них внимание? (Они очень далеко.)
Как вы думаете, долго ли нам лететь до солнца?
Учебник с.76. (читает учитель)
Нам понадобится помощь биологов. Учебник с.68. Посмотрите на картинки. Для чего нам нужно Солнце? Чтение учебника с.68.
Посмотрите на два растения. Одно росло на солнышке, а другое в темноте. Что мы можем сказать про эти растения? Слайд 12 или Приложение 4.
Человек выращивает овощи и фрукты. Энергия солнца достигает растения.
Растение использует солнечную энергию для жизни и роста. Листья получают солнечный свет и плод, который является хранилищем энергии, растет. Когда мы едим плоды, эта энергия питает наше тело. Таким образом, вся энергия, которую мы получаем с едой, приходит к нам от солнца.
Скажите, а солнышко нам светит все время? (ночью не светит) А в разные времена года оно светит одинаково?
Смена дня и ночи, смена времен года связана с Солнцем. Об этом мы поговорим, изучая планету Земля.
Ученые садятся для работы в парах. РТ с. 25 №13. Догадайтесь, в какое время года так бывает? (летом день длиннее, зимой день короче, весной и осенью – одинаковые) Слайд 13.
Нам понадобится помощь врачей. Как выдумаете, Солнце вредно или полезно?
Сейчас доктор (в белом халате) покажет вам предметы, а мы выберем те, которые понадобятся для наблюдением за Солнцем. (Бинокль, темные очки, лестница, часы, зонтик, панамка, краски, компас, альбом.)
Какие еще советы вы можете нам дать?
Проверим наши предположения.
Чтение учебника с. 69.
Теперь нам понадобится помощь историков. Учебник с. 70. Посмотрите на картинки. Какой знак люди часто использовали для украшения одежды и предметов быта? Почему?
Люди часто одушевляли Солнце. Как вы думаете, почему?
Слайд 14.
V. Итог урока.
Посмотрите, как много мы узнали о Солнце.
Как вы думаете, сможем ли мы близко подлететь к нему? Почему?
Нам пора возвращаться на Землю. Подведем итог исследования:
Что такое солнце?
К какой природе относится солнце?
Солнце приносит пользу или вред?
Что вы узнали нового?
Давайте прочитаем, совпадает ли наш вывод с выводом других ученых.
Учебник с. 71.
VI. Оценивание.
Дополнительно.
Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться на Землю.
А по дороге домой мы будем заполнять отчет о путешествии.
Работа с тестом в парах. Тест:
- Солнце – это...
- Спутник
- Планета
- Звезда
- Звезда состоит из…
- Газа
- Пыли
- Камней
- Солнце относится к …
- Живой природе
- Неживой природе
- Рукотворным предметам
- Солнце имеет форму…
- Круга
- Овала
- Шара
- Солнце приносит…
- Пользу
- Вред
- Вред и пользу
- Ученые, изучающие звезды, называются…
- Астрономы
- Физики
- Биологи
Проверка. Кто не допустил ни одной ошибки? 1-2 ошибки?
VII. Домашнее задание.
РТ с. 26 № 14, 15. Понаблюдать за солнцем.