Разнообразие птиц и их существенные признаки. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (42 МБ)


Цель урока: уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках и особенностях птиц.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • анализировать отличительные признаки группы птиц;
    • повторить отличительные особенности группы млекопитающих; 
    • применять умение производить наблюдения, делать обобщения и выводы;
    • применять умение группировать животных по их существенным признакам,
    • выделять особенности  групп животных;
    • продолжить формирование умения работать в парах и группах;
    • расширять словарный запас учащихся и развивать связную речь;
    • формировать знания об экологической целостности природы.
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.

Форма урока: урок-экспедиция

Оборудование: костюм орнитолога, бинокль, презентация, экран, проектор, толковый словарь, загадки, картинки-отгадки, тест, шапочки с названием птиц, филворд, разрезные картинки птицы, конверты с карточками отличительных признаков разных групп животных, запись птичьего пения, перья птиц (воробья, утки, петуха, ворона, павлина, страуса), гнездо с перепелиными яйцами и яйцом кукушки, флажки, сюрприз на память (закладки с изображением птиц).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 

Знакомство с гостями. Учитель одет в костюм орнитолога (очки, шляпа, бинокль, табличка).

II. Повторение пройденного материала

Работа в парах.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию. Слайд 1.
А вот, с какой целью и что будем изучать, мы узнаем немного позже. С собой в экспедицию мы берем экспедиционный журнал (учебник), набор для исследования (конверты с заданиями).
– Итак, отправляемся в путь. А кого из животных можно встретить в экспедиции, мы узнаем, отгадав загадки. Сядьте в пары.
– У вас на краю парты лежат загадки. (Приложение 1). Вам нужно отгадать загадки, среди картинок разных животных найти картинку-отгадку и положить ее рядом с загадкой. (Приложение 2). На работу отводится 2 минуты. Приступаем к работе.

1 группа – загадки о насекомых.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Прыгает пружинка –
Зелёная спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.

(Кузнечик)

Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвоинок собирает,
Лес от гусениц спасает.

(Муравей)

2 группа – загадки о рыбах.

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.

(Сом)

Он колючий, но не еж,
А речная рыба …

(Ёрш)

Под водою, как ракета
Промелькнула злюка эта.
Пасть разинув, мчит без звука
За рыбёшкой мелкой ...

(Щука)

3 группа – загадки о рептилиях.

Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках.

(Ящерица)

По реке плывет бревно.
Очень злющее оно.
Кто навстречу поплыл
Всех – проглотил.

(Крокодил)

Лежит верёвка,
Шипит, плутовка.
Брать её опасно –
Укусит. Ясно?

(Змея)

4 группа – загадки об амфибиях.

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

(Лягушка)

Бородавки на спине
Отпугнут любого.
Похожа на лягушку.
И ловит насекомых.

(Жаба)

Живёт на суше и в воде.
И может плавать он.
Слегка похож на ящерицу,
А зовут его …

(Тритон)

5 группа – загадки о зверях.

Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?

(Белка)

На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

(Волк)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.

(Медведь)

Учитель: Давайте проверим, как вы выполнили задание.

– Какие отгадки выбрала 1 группа (колонка)? (Бабочка, кузнечик, муравей) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? (Насекомые)

– Какие отгадки выбрала 2 группа (колонка)? (Сом, ёрш, щука) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? (Рыбы)

– Какие отгадки выбрала 3 группа (колонка)? (Ящерица, крокодил, змея) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? Как по-другому можно назвать группу рептилий? (Пресмыкающиеся)

– Какие отгадки выбрала 4 группа (колонка)? (Лягушка, жаба, тритон) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? Как по-другому можно назвать группу амфибий? (Земноводные)

– Какие отгадки выбрала 5 группа (колонка)? (Белка, волк, медведь) Можно ли объединить этих животных в одну группу? Как мы назовем эту группу? Как по-другому можно назвать эту зверей? (Млекопитающие) Какие отличительные особенности имеет группа млекопитающих? (2 ноги, тело покрыто шерстью, кормят детенышей молоком)

– Спасибо. Садитесь на свои места. Посмотрите на доску. Весь животный мир делится на несколько групп: насекомые, звери, рептилии, амфибии, рыбы. Слайд 1. Вам не кажется, что кого-то не хватает? (Птиц.) Слайд 2.

III. Постановка цели урока

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о животных и познакомимся с еще одной группой.

Просмотр видеофрагмента. Слайд 2
Учитель выключает проектор.

Учитель: Итак, мы отправляемся в экспедицию изучать тайны птиц. Помните, что в лесу нельзя мусорить, шуметь и пугать животных. И поведу вас в эту экспедицию я – орнитолог Наталья Валерьевна. А вы знаете, кто такой орнитолог? Толковый словарь говорит нам, что орнитолог – это специалист, изучающий птиц и их распространение. Ой, мне кажется, на горизонте появились какие-то птицы. Это и будут наши объекты исследования. Что же это за птицы?

IV. Осмысление материала

Подготовленные дети выходят к доске в шапочках птиц и рассказывают о птице, а остальные отгадывают, о какой птице идет речь. (Приложение 3 – шапочки птиц). Во время рассказа учитель показывает картинки этих птиц.

1 Ребёнок: Меня видят в городе круглый год. Когда не было почтовой службы, я доставлял письма. Еще  меня называют птицей мира. (Голубь.)

2 Ребёнок: Я чёрная птичка, чуть больше голубя. Прилетаю, когда на полях еще лежит снег. Меня  считают вестником весны. Многие художники рисую меня в своих картинах. (Грач.)

3 Ребёнок: Я маленькая коричневая птичка – одна из самых известных птиц России. Часто отнимаю корм у голубей и не боюсь близко подлетать к человеку. (Воробей.)

4 Ребёнок: Я птичка маленькая, чуть больше воробья. Каждый год прилетаю к вам зимовать. Меня все  узнают по красной грудке. (Снегирь.)

5 Ребёнок: Я водоплавающая птица. Часто остаюсь зимовать в городе. Многие считают меня домашней  птицей и разводят в своем хозяйстве. (Утка.)

6 Ребёнок: Я благородная белая птица с длинной изогнутой шеей. Меня можно увидеть плавающей в  озерах. Считаюсь символом верности. (Лебедь.)

Учитель: Докажите, что птицы – часть живой природы. (Дышат, питаются, растут, рождаются, размножаются, умирают.) Посмотрите еще раз на наших птичек. Где мы можем встретить воробья и голубя? Снегиря? Утку и лебедя? Грача? (В городе, в деревне, в лесу, в озере, в зоопарке.)

– Спасибо нашим птичкам, а нам пора начинать наше исследование.

Работа в группах.

– Экспедиционные группы собираются  у флажка. Мы начинаем изучение птиц. А поможет нам картинка, которую нужно сначала собрать из частей. (Приложение 4). На эту работу вам дается 1 минута. Приступаем к исследованию.

Учитель: Что же за картинка получилась? (Птица.) Рассмотрите внимательно эту картинку. Теперь сядьте на свои места. У каждого в конверте лежат карточки. Выберите карточки с отличительными признаками, которые есть только у птиц. (Приложение 5).  (4 ноги, кормят детенышей молоком, 2 ноги, клюв, тело покрыто шерстью, жабры, крылья, тело покрыто перьями, тело покрыто чешуёй.) На эту исследовательскую работу вам дается 2 минуты.

Учитель: Давайте проверим, какие карточки вы выбрали. (2 ноги, крылья, клюв, тело покрыто перьями.) Для чего птицам крылья, перья? Одинаковые ли крылья у всех птиц? Для чего птицам клюв? Одинаковый ли клюв у всех птиц? Давайте сверим наши данные с записями в экспедиционном журнале и сделаем выводы. Откроем наш экспедиционный журнал (учебник) на стр.41.

– Давайте повторим, какие выводы мы сделали  в своих исследованиях? (У птиц 2 ноги, крылья, клюв, тело покрыто перьями.)

V. Физминутка для глаз

Мы увидели орла
И зажмурили глаза.
Поморгали, посмотрели.
Птицы наши улетели.
Чтобы знанья получать,
Будем снова птиц искать.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

VI. Закрепление нового материала.

Учитель включает проектор.

Учитель: Наши глазки отдохнули и готовы к работе. Давайте еще раз повторим отличительные признаки группы птиц. Слайд 3.

Работа в группах.

– А теперь посмотрим, чем птицы отличаются друг от друга. Для этого нужно в филворде найти среди букв названия птиц. (Приложение 6). Слова могут располагаться только сверху вниз или слева направо. Экспедиционные группы собираются  у флажка.  На эту работу вам дается 3 минуты.

Учитель: Сели на место. Давайте проверим, как вы выполнили задание. Сколько птиц нашла 1 группа? 2? 3? 4? 5?. Проверяем. Называть слова будем сначала по горизонтали (слева направо). Затем по вертикали (сверху вниз). Слайд 4. Молодцы! Посмотрите в экспедиционном журнале на стр. 42 фотографии этих птиц. Какие особенности птиц вы увидели? Для чего органу такой клюв? Какой птице и для чего нужны когти? Почему у фламинго длинные ноги?
– Почему же птицы такие разные? Проверим, правильные ли выводы мы сделали. Посмотрите в экспедиционный журнал (учебник) на стр.43. Я читаю, а вы внимательно следите за текстом. Так почему же птицы такие разные?
– Посмотрите на перо воробья, утки, петуха, ворона, павлина, страуса. У всех птичек разные перья, но все такие красивые.

Учитель: Как люди узнали об этих особенностях птиц? Например, я, как и все орнитологи, многих птиц могу узнать по голосу. Давайте послушаем пение птиц и попытаемся угадать, какая птица издает эти звуки.

Слушание пения птиц. Слайд 5

– Кому могут принадлежать эти голоса?

Проверим.

заливается    кто?    соловей
гогочет          кто?    гусь
кудахчет        кто?    курица
крякает          кто?    утка
курлычет       кто?    журавль
стрекочет      кто?    сорока
ухает              кто?    филин
чирикает       кто?    воробей
тенькает        кто?    синица
кукует            кто?    кукушка

Учитель: А где же живут наши птички? Слайд 6 Посмотрите на доску. Как называются эти жилища и какие птички в них могут жить?

Учитель: Посмотрите, что я нашла! Гнездо! (Учитель держит в руках гнездо с яичками.) Слайд 7. А кто знает, почему в гнезде все яички маленькие, а одно большое? Кто из птиц подкидывает свои яйца в чужие гнёзда? Посмотрите, как выглядит эта птичка. Почему она это делает? (Кукушка поздно прилетает к нам и рано улетает. Она не успевает высидеть птенцов сама, поэтому отдает их в чужую семью.)

VII. Подведение итогов

Работа в парах.

Учитель: Молодцы! Но наша экспедиция подходит к концу. И сейчас мы посмотрим, как вы запомнили новый материал. Составим отчет по нашим наблюдениям. Сядьте в пары. Возьмите тест. (Приложение 7). Вам нужно будет прочитать вопрос, выбрать правильный ответ и подчеркнуть его. Начинаем заполнять отчет о результатах экспедиции. На работу вам отводится 2 минуты. Учитель выключает проектор.

Тест:

1. Птицы – это часть природы…

– мёртвой
– неживой
– живой

2. Какую из птиц можно назвать домашней?

– воробей
– аист
– утка

3. Какую из птиц можно назвать дикой?

– курица
– сокол
– гусь

4. Чем покрыто тело птиц?

– шерсть
– чешуя
– перья

5. Сколько у птиц ног?

– две
– четыре
– шесть

6. Чего нет у птиц?

– клюв
– крылья
– жабры

7. Найди лишнее слово.

– сокол
– пингвин
– бобр

8. Как называется ученый, изучающий птиц?

– биолог
– зоолог
– орнитолог

Коллективная проверка.

Учитель: Закончили работу. Проверим ваши ответы: живой, утка, сокол, перья, две, жабры, бобр, орнитолог.
Поднимите руки те, кто заполнил отчет без ошибок. Молодцы! У кого была одна ошибка? Тоже хорошо. У кого было несколько ошибок, дома еще раз внимательно прочитает выводы в учебнике.

VIII. Оценивание

Учитель: Спасибо за работу на уроке. На память о нашем уроке вы получаете закладку с изображением самых красивых птичек. А что же это за птички, мы обсудим на следующем уроке.