Аннотация урока. Дано теоретическое обоснование циклического процесса в газе. Показана возможность применения демонстрационного опыта “циклический процесс в газе” для учебной исследовательской работы учащихся 10-11 классов.
Цель урока. Изучение циклического процесса в газе на примере демонстрационного эксперимента лаборатории L-микро “Газовые законы и свойства насыщенных паров”.
Триединые дидактические цели.
Образовательная: изучение данного процесса, формирование навыков решения задач, анализа графиков зависимости параметров газа одного от другого, экспериментального определения характеристик газа (давления, объема), формирование понятий тепловой двигатель, КПД теплового двигателя, сравнение теории с экспериментом.
Воспитательная: подчеркнуть взаимосвязь физического явления и его математическим описанием как проявления одного из признаков метода познания явлений. Продолжить работу по развитию самостоятельности, аккуратности и внимания учащихся. Способствовать воспитанию культуры умственного труда, культуры межличностных отношений, умению работать в определенных интервалах времени. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Развивающая: Продолжить работу по развитию внимания и умения творчески мыслить. Научиться анализировать данное явление. Формировать убеждения о познаваемости мира. Делать выводы и обобщения. Развитие “физической” речи учащихся. Развивать познавательный интерес к физике.
Межпредметные связи: связь с математикой и ИКТ.
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование к уроку: Установка “L-micro”, компьютер, мультимедийный проектор, подключенный к компьютеру, экран, программное обеспечение “L-micro” , термометр.
План урока
№ п/п | Вопросы | Время (минут) |
1 | Организационный этап | 1-2 |
2 | Повторение основных понятий термодинамики. Презентации работ | 7 |
3 | Проведение демонстрационного опыта | 15 |
4 | Анализ и обсуждение опыта | 5 |
5 | Решение теоретической задачи
данного опыта. Нахождение КПД. Работа в группах по теоретическому расчету. |
10 |
6 | Рефлексия, подведение итогов, домашнее задание | 5 |
Ход урока
1. Организационный этап
Задачи.
- Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.
- Психологически подготовит учащихся к общению.
Содержание этапа урока.
- Приветствие
- Проверка подготовленности к уроку.
- Организация внимания школьников.
- Раскрытие общих целей и плана урока.
Учитель. Добрый день, друзья и коллеги. Я рад вас видеть, давайте улыбнемся друг другу и приступим к уроку. Сегодня мы с вами еще раз повторим основные понятия термодинамики. Проведем сложный опыт с газом с применением компьютерной обработки экспериментальных результатов, проанализируем этот опыт и проведем теоретические расчеты и сопоставим их с экспериментом.
2. Этап повторения основных понятий термодинамики.
Образовательные задачи.
1. Установить правильность, полноту и осознанность повторяемого материала.
2. Выявить пробелы в знаниях.
Фронтальный опрос.
Вопросы.
- Что такое внутренняя энергия.
- Что такое работа газа.
- Что такое количество теплоты
- Первый закон термодинамики.
Работа с презентациями.
Учитель.
Сейчас нам будут представлены презентации по расчету работы в изотермическом процессе и будут даны понятия циклических процессов. (Приложение 1 и Приложение 2)
3. Этап проведения демонстрационного опыта.
Образовательная задача.
Обеспечить восприятие демонстрации учащимися
Содержание этапа урока.
1. Организация внимания учащихся.
2. Создание содержательных и методических условий для философского осмысления результатов опыта.
Учитель. Данная установка состоит из сосуда с изменяемым объемом, поршня, датчика объема и давления, сигналы с которых поступают на компьютерный блок для обработки с последующей обработкой программой и вывода экспериментальных данных на экран монитора. Что мы делаем:
- Ассистент приготовит два сосуда с горячей и холодной водой.
- Установим объем порядка 50 мл.
- Подключим датчики давления к блоку (давление к разъему 1, объема – к разъему 2).
- Запустим программу.
- Нажмем кнопку “циклический процесс”.
- Нажмем кнопку “проведение измерений”.
- Нажмем кнопку “пуск”.
- Опустим резервуар с исследуемым газом в холодную воду.
- Переведем поршень в положение 70 мл.
- Опустим установку в горячую воду и подождем, пока давление газа перестанет изменяться.
- Вернем поршень в исходное положение.
- Опустим установку в холодную воду и подождем, пока давление газа не будет изменяться.
- Нажмем кнопку “стоп”.
- Для перехода к экрану нажмем кнопку “обработка”.
- Представлен график процесса координатах P – V.
- Нажмем “далее”.
- В верхней части дано значение работа за цикл, рассчитанная компьютером.
Анализ и обсуждение опыта.
Образовательные задачи.
1. Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности в разнообразных ситуациях.
2. Обеспечить у школьников навыков анализировать экспериментальные графики и умению ими их читать.
Содержание этапа урока.
- Цикл замкнутый, состоит из двух изотерм и двух изохор.
- Цикл обратный
- Работа равна площади криволинейного параллелограмма и отрицательна, т.к. работа по сжатию газа отрицательна и по модулю больше положительной работы.
5. Этап решения теоретической задачи.
Образовательные задачи этапа.
1. Проверка учителем понимания учащимися данного опыта.
2. Проверка полноты и осознанности усвоения знаний по данной тематике урока.
3. Выявление пробелов осмысления учащимися изученного материала.
4. Ликвидация неясностей осмысления изученного материала.
Создаются группы для теоретического нахождения КПД. В группы входят теоретики и экспериментаторы. Решается задача и затем сообщаются результаты решения. Методика расчета КПД замкнутого цикла приведено в Приложении 3. Приложение 4.
6. Этап рефлексии.
Образовательные задачи рефлексии.
1. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
2. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Содержание этапа учебного занятия.
1. Мобилизация учащихся на рефлексию.
2. Подведение итогов учебного занятия.
Учитель. Ребята, мы с вами очень плодотворно поработали! Вы неплохо разобрались в теоретическом материале, хорошо осмыслили эксперимент, который является важным шагом к пониманию физики. Молодцы! Мне было очень приятно работать с вами! А вы не могли бы поделиться своими впечатлениями?
Ответьте, пожалуйста, на вопросы рефлексии, которые перед вами путем подчеркивания выбранного вами ответа.
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен |
полезен / бесполезен | |
интересен / скучен | |
7. Домашнее задание мне | кажетсялегким / трудным |
интересно / не интересно |
Выставление оценок.
Домашнее задание: Физика. 10 класс, Мякишев Г.Я. стр.234, П.84, упр.15 (15).