Работа ШМО учителей "Естествознание" в сельской школе

Разделы: Химия

Класс: 11

Ключевые слова: права, задачи ШМО, документация и отчетность ШМО


Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Школьные методические объединения учителей организуются при наличии не менее трех учителей одного предмета или нескольких учителей одной образовательной области. ШМО осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одному или нескольким родственным предметам или воспитательному направлению.

ШМО в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ “Об образовании”, решениями правительства, рекомендациями отдела образования района, локальными актами школы.

ШМО создается и ликвидируется по приказу директора школы.

Задачи школьного методического объединения учителей-предметников:

- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования,

- отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости преподавания,

- обеспечение профессионального, культурного, творческого раоста педагога,

- организация экспериментальной работы по предмету,

- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы,

- изучение состояния работы по предмету или воспитательного процесса,

- обобщению ППО учителей и внедрение его в практику работы,

- проведение смотров кабинетов, конкурсов профмастерства среди педагогов ШМО,

- организация взаимопосещений уроков по определенной тематике с целью ознакомления с методами и формами работы учителей своего цикла,

- организация открытых уроков с целью ознакомления с методическими разработками по предмету,

- проведение отчетов по самообразованию, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках,

- организация внешкольной работы с обучающимися по предмету,

- работа по приведению средств обучения по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.

Организация работы ШМО:

Для организации работы ШМО избирает своего руководителя из числа авторитетных педагогов. ШМО планирует свою работу на год. В план включается график проведения заседаний ШМО и межсекционная работа. ШМО может организовать семинарские занятия, цикл открытых уроков по заданной и определенной тематике. (Приложение 1)

В течение года проводится не менее 4 заседаний ШМО.

К основным формам работы ШМО относятся:

- проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс,

- “круглые столы”, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей,

- заседания ШМО по вопросам методики обучения и воспитания учащихся,

- открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету,

- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей психологии и педагогики,

- изучение и реализация в школе требований руководящих документов,

- проведение методических месячников, недель, дней,

- взаимопосещение уроков,

- контроль качества проведения учебных занятий.

Права ШМО:

- вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в школе,

- рекомендовать к публикации материалы,

- выдвигать от ШМО учителей для участия в школьных или районных конкурсах педагогического мастерства,

- рекомендовать к поощрению учителей за активное участие в деятельности,

- рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации.

Документация и отчетность ШМО:

Школьное методическое объединение должно иметь следующие документы:

- Положение о ШМО.

- Анализ работы ШМО за прошедший год.

- План работы ШМО на текущий год.

- Сведения о темах самообразования учителей-членов ШМО.

- Банк данных об членах ШМО.

- График прохождения аттестации учителей на текущий год и перспективный план аттестации учителей ШМО.

- Протоколы заседаний ШМО. (Приложение 4)

- График повышения квалификации на текущий учебный год и перспективный.

- Адреса профессионального опыта учителей ШМО.

- Сведения о профессиональных потребностей учителей ШМО.

- План работы с молодыми и вновь прибывшими членами ШМО.

- Информационные и аналитические справки, диагностика мониторинга образовательного процесса.

- Информацию об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении.

- Утвержденные авторские программы педагогов-членов ШМО.

Характеристика педагогического состава ШМО учителей “Естествознание”

Фамилия, имя, отчество учителей Предмет Образование Номер диплома Стаж педагогической работы Категория
1   химия        
2   биология        
3   физика        
4   география        

Задачи ШМО “Естествознание” на 2012-2013 учебный год

Включиться в работу над единой районной методической темой “ Создание единого информационно-методического пространства района для повышения профессиональной компетенции педагогов в условиях модернизации системы образования”

Методическая тема ШМО “Реализация современных подходов к обучению”.

Задачи на 2012-13 учебный год

Анализируя результативность работы в этом учебном году, считать основными задачами работы ШМО учителей “Естествознание” МОУ- Малеевская СОШ в 2012-13 учебном году следующие:

  1. Обеспечить реализацию права каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями. В условиях развития муниципальной системы образования обеспечить условия для формирования социальной и коммуникативной компетентности обучающихся.
  2. Продолжить работу над формированием общеучебных умений и навыков всех учащихся школы с целью повышения качества знаний обучающихся.
  3. Подготовка учащихся 9 класса к ГИА в новой форме.
  4. Совершенствовать воспитательную функцию предмета, ориентированную на формирование гражданственности, нравственности, здорового образа жизни.
  5. Продолжить развитие умения конструировать и проводить уроки различных типов, внеклассные мероприятия, организовывать исследовательскую деятельность сельских учащихся.
  6. Модернизация содержания образования, научно-методическое обеспечение изменения образовательного процесса в связи с новыми направлениями в сфере образования.
  7. Пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.

Содержание работы

Направления работы Содержание
“Иду на урок” разбор трудных тем учебника, помощь по применению информационно-компьютерных технологий, решение задач, ответы на вопросы школьников
“Эксперимент” проведение лабораторных работ и опытов
“Моё портфолио” создание портфолио ученика для поступления в ВУЗ, портфолио учителя для прохождения аттестации: рекомендации, памятки, образцы, достижения
“Готовимся к ЕГЭ, ГИА” анализ и разбор экзаменационных заданий, оформление работ, критерии их оценки
“Естествознание +” решение задач разными способами; нетрадиционные задачи; публикации материалов, отражающих прикладной характер знаний и умений и раскрывающих межпредметные связи
“За страницами учебника” осуществление проектно-исследовательской деятельности : требования к работам, интернет- ссылки по темам исследований, региональные конкурсы
“Выбор профессии” ознакомление с вузами и специальностями, ориентированными на предмет
“Советуем прочитать” исторические факты, новости науки и техники, дополнительная литература

Тематика заседаний ШМО. (Приложение 2)

Анализ деятельности ШМО представляется в школьный совет в конце учебного года. (Приложение 3)

Основные разделы.

  1. Укомплектованность кадрами.
  2. Основные цели и задачи работы ШМО.
  3. Причины, мешающие достичь поставленных целей
  4. Положительный опыт и существующие проблемы в практике работы учителей.
  5. Эффективность мероприятий в году.
  6. Презентация опыта работы учителей.
  7. Открытые уроки.
  8. Публикации учителей.
  9. Аттестация учителей.
  10. Участие в экспериментальной работе.
  11. Курсы повышения квалификации.
  12. Работа по самообразованию.
  13. Уровень усвоения образовательных программ.
  14. Анализ результатов итоговых контрольных работ.
  15. Анализ промежуточной аттестации.
  16. Анализ итоговой аттестации.
  17. Независимая оценка учениками.
  18. Независимая оценка родителями.
  19. Общие выводы.
  20. Основные задачи на новый учебный год.

Приложение 4