Цель: научить различать звуки “П, Пь-Б, Бь” и буквы “П-Б” в устной и письменной речи.
Задачи.
а) Уточнение и сравнение артикуляции звуков “П, Пь, Б, Бь”.
б) Дифференциация звуков “П, Пь-Б, Бь” в словах.
в) Развитие фонематического восприятия.
г) Развитие навыков языкового и слогового анализа и синтеза.
д) Развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики рук.
е) Закрепление в танце простых хореографических шагов.
Ход занятия
I. Оргмомент.
Логопед: У нас сегодня необычное занятие, у нас сегодня бал. (Слайд 1)
Вы знаете, что такое бал? Бал – это, прежде всего, “развлекательное мероприятие”. Тут и общение, и встречи, и знакомства с интересными людьми. И, конечно, танцы. (Слайд 2)
Волшебный бал-мечта Принцесс,
Прекрасных принцев взгляд желанный.
И сказка воплотится здесь
Для вас подарком долгожданным.
1. Исполнение танца “Падеграс”.
2. Сообщение темы занятия и запись её на доске.
Логопед: Посмотрите, какая красивая пара сейчас танцевала. Но ведь пары могут образовывать не только люди, но и звуки, буквы. Сегодня на занятии мы будем работать с одной из таких пар звуков и букв “П-Б”. (Слайд 3)
II. Основная часть.
1. Сравнительная характеристика звуков. Выбор символов для обозначения звуков. (Слайд 4)
П – согласный, глухой, твёрдый, для обозначения используем наушник.
Пь – согласный, глухой, мягкий, для обозначения используем наушник.
Б – согласный, звонкий, твёрдый, для обозначения используем звонок.
Бь – согласный, звонкий, мягкий, для обозначения используем звонок.
2. Дифференциация звуков “П,Пь-Б,Бь” в словах. Развитие мышления, зрительного внимания.
А) Логопед: во время бала были не только танцы, но и различные игры. (Слайд 5). Сейчас мы представим себя светскими особами и поиграем в игру “4-й лишний”.
Шляпа, кепка, шапка, брюки.
Поезд, лодка, парусник, пароход.
Стол, стул, шкаф, велосипед.
Юбочка, платье, блузка, ботинки.
(Определить позицию звуков “П,Пь, Б, Бь”)
Б) Дифференциация звуков “П-Б”, “Пь-Бь” в словах. Развитие языкового и слогового анализа и синтеза. Игра “Вальс с цветком”.
Логопед: У каждого на парте находятся карточки с написанными слогами. У меня в руках цветы, на которых тоже написаны слоги. Вы должны правильно подобрать слоги, чтобы получились слова. Давайте соберём букеты со словами, в которых есть звуки П, Пь и цветы со звуками Б,Бь (анализ каждого получившегося слова).
Пуш (ка), ре(па), ба(нан), бу(кет), бе(рёза), пи(ла), пес(ня), зу(бы), ба(бочка), паль(то).
В) Развитие фонематического восприятия и слуха.
Логопед: На балу всегда звучит красивая музыка. Давайте вспомним, с какими музыкальными инструментами мы познакомились на уроках ритмики. В названии каких из них слышатся звуки П,Пь,Б,Бь? (Слайд 6). А сейчас мы прослушаем звуки и определим, какой инструмент звучит.
Игра “Угадай мелодию”
- Барабан. (Слайд 7)
- Баян. (Слайд 8)
- Бубен. (Слайд 9)
- Скрипка. (Слайд 10)
- Труба. (Слайд 11)
- Погремушка. (Слайд 12)
- Пианино. (Слайд 13)
- Балалайка. (Слайд 14)
3. Танцевальная физминутка (Слайд 15). Выполнять движения в соответствии со словами.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку
И снова по-порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Г) Развитие языкового анализа.
Логопед: Люди, приходившие на бал, готовили свои наряды за несколько месяцев. Они придумывали разнообразные костюмы, украшения, т.е. без специальной подготовки вряд ли можно было обойтись. И мы сейчас с вами попробуем нарядить наших дам, принцесс на бал.
Игра “Королевская игра”. (Слайд 16)
Королева нам прислала
На наряды сто рублей.
Что хотите покупайте,
Но наряды выбирайте
Лишь со звуком Б в названьи…
Приготовились. Вниманье! (Отвечать нужно одним словом)
Ваша принцесса наденет юбочку с блузкой или платье?
Вы выберете её шубу или пальто?
На голове будет берет или шляпа?
На шею наденете её бусы или цепочку?
На юбочке будет бахрома или петельки?
Что вы выберете – брошь или клипсы?
Блузку украсят бантики или пуговицы?
Жилетка будет из бархата или плюша?
- Какие же слова со звуком “Б” вам встретились? (Слайд17)
- В названии каких слов вы услышали звук “П,Пь”? (Слайд18)
4. Работа в тетрадях. Дифференциация “П-Б”в словах на письме.
Логопед: На балахвсегда царила праздничная и таинственная обстановка. Там были почтальоны, которые готовы были передать послания любой ценности. Вот и сейчас каждый из вас напишет свою информацию. Но сначала проведем пальчиковую гимнастику. (Слайд 19)
- Пальчиковая гимнастика “Звонкий день” (выполняются движения пальчиками в соответствии со словами).
В барабаны – стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ёжик – дед и ёжик – внук
Взяли балалайки…
Подхватили белочки
Медные тарелочки…
Взял Топтыгин контрабас:
- Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Тут и волки на поляне
Заиграли на баяне…
Чудеса! Чудеса! За роялем – лиса,
Лиска-пианистка, рыжая солистка!
- Запись числа, задания в тетрадях. (Слайд 20)
1 группа
Задание: вставить пропущенный слог ПА или БА.
Жа(ба), шай(ба), ры(ба), тум(ба), шля(па), сту(па), ли(па), ре(па), шу(ба), ла(па).
2 группа
Задание: вставить пропущенную букву П или Б.
Са…оги, ру…ашка, ры…а, ре…а, …анан, ка…уста, шай…а, лам…а.
III. Итог занятия. (Слайд 21)
Окончен бал, звенит звонок
И за собою нас зовёт.
Сейчас мы все красиво встанем,
Дадим прощальный всем поклон.
Урока танца волшебства
Мы не забудем никогда.
А в речи звуки “П” и “Б”
Не перепутаем нигде.