Цель: Привлечь внимание к красоте весенних звуков природы. Развивать музыкальные умения и навыки, ассоциативное мышление и воображение, способность к свободным образным импровизациям, креативные способности у дошкольников.
Задачи:
- Приобщать к определению характера, настроения музыкального произведения: “Песня жаворонка” из фортепианной сюиты П.И.Чайковского “Времена года”.
- Дать понятие “триоль”. “Песни и пляски птиц” из оперы Н.А. Римского – Корсакова “Снегурочка”- танцевальная импровизация. (познание)
- Чисто интонировать, вырабатывать чёткую артикуляцию в песне “Солнечная капель” В. Соснин, “Давайте полюбим весь мир” З. Роот.
- Развивать способность детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами (социализация, коммуникация)
- Обогащать ощущения детей - зрительные, слуховые, двигательные (Здоровье)
- Воспитывать творческую культуру, желание к исполнительской деятельности, умение чувствовать и понимать музыку. ( Художественное творчество)
Словарная работа: Кутерьма, художник, пейзаж, “Глиссандо”, “триоль”.
Пособия и материалы
- Репродукции картин: “Март” И.Левитана, “Грачи прилетели” А.Саврасова. И. Э.Грабарь “Мартовский снег”.
- Аудиозаписи: инструментальная музыка Ф. Папетти; “Шербургские зонтики” Поля Мориа; фонограмма бури; “Песня жаворонка”
- П.И.Чайковского. “Вальс” Ф. Шопена.
- Мольберты, белое конфетти (мелко нарезанная фольга), шапочка “Фея цветов”; рюмочки, бокалы, серебряные палочки на каждого ребёнка ( по 2 палочки).
- Детские музыкальные инструменты: треугольники, звоночки, металлофон, маракасы.
Предварительная работа
- Разучивание стихотворений о весне, знакомство с пословицами, поговорками, весенними приметами, знакомство со сказкой “Снегурочка” Н.А. Островского. Рассматривание с детьми пейзажей А. Саврасова, И.Левитана, И.Э.Грабаря, танцевальный тренинг “Лесные жители”.
- Изучение творчества П.И.Чайковского, прослушивание: “Песня жаворонка”, “Песни и пляски птиц” Н.А. Римского - Корсакова.
- Разучивание песен “Солнечная капель” В.Соснин, “Давайте полюбим весь мир” З.Роот.
- Релаксационный комплекс “ Подснежник”.
- Дидактическая игра “Музыкальная радуга”
- Работа со стеклянными звуками. Фантазии с детьми: “О чём можно рассказать стеклянным звуком? Весенние капли, таяние снега, капают сосульки”.
Основные этапы занятия:
1. Вводная часть: Приветствие по методике К. Орфа.
2. Основная часть: Загадка о весне, танцевальный тренинг “Лесные жители”, играем и рисуем “Весенний ветер” поговорки, пословицы о весне. Дыхательная гимнастика “Снежная кутерьма”. Вход героя. Пение песен “Солнечная капель” В.Соснин, “Давайте полюбим весь мир” З.Роот.
Песенное музицирование в дидактической игре “Музыкальная радуга”, рассказ по картинам, слушание музыки, танцевальная импровизация “Песни и пляски птиц” Н.А. Римского - Корсакова.
3. Заключительная часть: Релаксационный комплекс “Подснежник”, подведение итогов, сюрпризный момент.
Ход занятия
Вводная часть
Под звуки легкой, весенней музыки дети забегают в музыкальный зал, образуя полукруг.
Звучит “Вальс” Ф.Шопена
Музыкальный руководитель здоровается с детьми на распевке:
“Добрый день ребята, я вас видеть рада”.
Дети: “Добрый день, танцевать и петь не лень”
Затем дети становятся в шахматном порядке.
Муз. рук. – А теперь дружно поздороваемся со всеми (проговаривают приветствие, сопровождая щелчками, шлепками по методу К. Орфа)
“Я здороваюсь везде, дома и на улице:
Даже здравствуй говорю я знакомой курице.
Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй маленький дубок!
Здравствуй утро! Здравствуй день!
Нам здороваться не лень!”
Основная часть.
Муз. рук. – Сегодня, ребята, у нас необычное занятие – сказочное. Мы войдем в особый волшебный мир музыки, а какой отгадайте!
Загадка:
Солнце пригревает,
Снег тает,
Птицы прилетают,
Все оживает – когда это бывает?
Дети: Весной!
Музыкальный руководитель
Распахнув зеленый полог
Растворив резные двери
Нас Весна сегодня в терем
Приглашает к Берендею.
Ребёнок:
Вот уж снег последний в поле тает
Теплый пар восходит от земли
И подснежник первый расцветает
И зовут друг друга журавли
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет
Все весны дыханием согрето
Все кругом и дышит и поет.
Муз. рук. – Сказочное царство Берендея всех чудесней, здесь все жители добры и справедливы, повсюду звучит музыка Весны, воспевая красоту природы, пение птиц, шум лесных обитателей. Птичьи трели, мягкие перины леса, и журчание ручейка.
(звучит фонограмма шума леса)
Дети:
Развесёлый наш народ
Никогда не устает
Очень весело живет
Шутит, пляшет и поет.
Фонограмма весенней музыки.
Танцевальный тренинг “Лесные жители”
Муз. рук.
Скачут белочки резвушки (тройные прыжки, присели)
И зайчата поскакушки (прыжки, показывая пятку)
Хитрая лиса идет (имитация влево, вправо)
Ёж бежит (имитация образного движения)
Шуршит листвой (трут ладоши)
И медведи всем семейством
Топают на водопой (пружинка, ковырялочка)
Леший где-то притаился (слушают)
Звуки странные слышны (поворот головы влево, вправо).
Муз. рук.
Еще дуют холодные ветра (показывают взмахи руками)
И наносят утренние морозцы
Но все пробуждается из зимней спячки
Деревья, кусты, животные и насекомые (пробуждение)
(дети сели на ковер)
Звучит фонограмма ветра:
“Ветер гудит
В лесу шумит
Очень страшно одному
А ветер все у-у-у”. (скольжение)
(Педагог вместе с детьми, глиссандируя голосом на звуке “у” изображают завывание ветра. Рукой “рисуют” в воздухе линии, моделируя условно высоту и динамику “злого ветра”. Обращаю внимание на эмоциональную окраску звука.)
Играем и рисуем “Весенний ветер”
Муз. рук. – Не хочет Мороз уступать место Весне, решил он устроить снежную кутерьму в царстве Берендея.
(Муз. рук. берёт тарелочку с фольгой из мелко нарезанной фольги, подбрасывает вверх и вместе с детьми дует так, чтоб она порхала в воздухе)
Дыхательное упражнение “Снежная кутерьма”
(затем дети берут серебряные палочки и выкладывают узор на ковре)
Пластический тренинг “Танцуем и рисуем узор”
Музыка П.Мориа “Шербурские зонтики”.
Под фонограмму торжественной музыки выходит царь Берендей – царь леса. Звучит музыка вступление к опере “Снегурочка” Н.А. Римского – Корсакова
Царь Берендей
Полна чудес могучая природа
Дары, свои обильно рассыпая,
Но люди этого не замечают
В сердцах людей заметил я остуду
Исчезло в них служение красоте.
И сердиться на них ярило – солнце
Не хочет посылать лучи свои на землю.
Муз. рук.
Премудрый царь! Дозволь нам слово молвить
Весна уж на пороге
Всему свой голос дарит
Воде, листве, земле.
Улыбки наши словно маков цвет
И сердце доброе для всех,
С такой красой не будет солнце спорить.
Царь Берендей – Ну, что ж так пой честной народ!
Песня “Солнечная капель” муз. В. Соснина
Царь Берендей
Глядеть на вас одна отрада
Народ великодушный во всем велик
Вам открываю я свои творения,
Любуйся, наслаждайся красотой,
Весна вас в гости приглашает и музыкой влечет.
Выставка картин художников.
Дети рассматривают картины.
- И.И. Левитана “Март”,
- И.Э. Грабарь “Мартовский снег”,
- А.К. Саврасов “Грачи прилетели”.
Воспитатель – Какое время года изображено на картинах? Какое впечатление производят на вас картины?
Дети – Картины вызывают чувство радости, веселого настроения.
Воспитатель – Вот картина И. Левитана “Март”. Художник изобразил здесь начало весны.
Ребёнок - Эта весна не зеленая, а голубая. Он передал пробуждение природы, показал прозрачный весенний воздух, который наполняется постепенно теплом.
(дети описывают картины по выбору)
На фоне звучит “Песня жаворонка” П.И. Чайковского
Муз. рук. - А можно весеннюю природу передать музыкальными звуками?
Дети – Да. В звуках можно передать и весеннюю звонкую капель радостное щебетание птиц и веселое журчание ручейка.
Муз. рук. – Какая музыка звучит?
Дети – “Песня жаворонка” П.И. Чайковского
Музыка светлая, нежная, мелодичная, в ней чувствуется холодноватая звонкость, свежесть весны.
Муз. рук. – Композитор передал жизнерадостное щебетание птички звонкими трелями, триолями, которые звучат то на одной, то на другой высоте. Трель в музыке – это быстрое чередование музыкальных звуков, то короткое, то длинное. А птичка называется…
Дети – Жаворонок – маленькая птичка. Она одна из первых возвращается из теплых стран на родину и радостным пением встречает весну и солнце.
Царь Берендей
По земле весна идет,
Свою музыку несёт,
Эту музыку послушать
Каждый рад в земной гуще.
Звучит инструментальная композиция “Весенняя фантазия” Дети берут маракасы, треугольники, колокольчики, хрустальные бокалы на столе. Внимание обращаем на цветную палитру, размещённую на мольберте.
Играем, фантазируем
Дидактическая игра “Музыкальная радуга”
(Дети сочиняют песенки, ассоциируя их с цветом)
- Голубой цвет – песенка сосульки, ручейка, капельки. (хрустальные бокалы, рюмки)
- Желтый цвет – песенка солнышка (треугольники)
- Красный цвет – песенка марша (маракасы, румба)
- Зеленый цвет – песенка ветра (шумит листва (коробочка))
Царь Берендей – Красивая, музыкальная радуга песенок у нас получилась. Она рассказала нам о бегущем ручейке, о легком весеннем ветерке, о пчелке, обо всем, что нас окружает весной, что мы так любим.
Песня “Давайте полюбим весь мир” муз.З.Роот
Царь Берендей – Взглянув на вас разумным оком, скажу вам, вы – народ смышлёный, ибо лишь добрые и честные способны так заниматься: петь, играть. Изгоним же последний стужи след из наших душ. И обратимся к солнцу, затеем пляски песни птиц – выходи народ, сплетем венок цветов волшебных.
(девочки в костюмах подбегают и одевают веночки берут цветы)
Танцевальная импровизация “Песни и пляски птиц” из оперы “Снегурочка” - Н.А. Римского – Корсакова.
Дети танцуют, фантазируют, импровизируют парами, тройками в круге.
Заключительная часть
Муз. рук. – Ребята, а сейчас я предлагаю отдохнуть. В лесу под сугробом, спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до следующей весны.....
Релаксационный комплекс: Игра “Подснежник”
(звучит современная инструментальная музыка “Весны творенья”)
Царь Берендей – Пора мне в свои владения возвращаться, в лесу царит добро и властвует весна, счастливо вам друзья! Пусть волшебная музыка весны звучит в ваших сердцах. А за старанья вам сюрприз!
Сюрприз (корзинка с фигурками печенья: птиц, цветов)
Муз.рук. – Вот и подошло к концу наше необыкновенное занятие – путешествие в весеннюю фантазию “Волшебство музыки Весны”. Что вам больше всего запомнилось, поделитесь впечатлением, расскажите ребята. (Дети высказываются.)
Муз.рук.- Мы играли, фантазировали, рисовали, пели, танцевали с вами. Побывали в сказочном царстве Берендея. Порадовали солнышко, согрели теплом своих сердец, стали добрее, красивее. Вы замечательно занимались. До свидания.
Дети идут в группу.