Не может быть педагога, который не умел бы играть.
А.С. Макаренко
Общество, в котором здоровье становится залогом успешности личности, предъявляет новые требования к занятиям физической культурой. Сегодня много говорят об инновационном обучении – в отличие от традиционного. Специфика инновационного обучения это открытость обучения будущему, способность к предвосхищению на основе постоянной переоценке ценностей, способность к совместным действиям в новых ситуациях.
Чтобы заинтересовать подростка в здоровом образе жизни, необходимо правильно выбирать цели, содержание, методы, формы обучения. А будет ли востребовано это человеком, конкретным учеником, которого мы обучаем и развиваем? К сожалению, в настоящее время приходится констатировать, что у студентов не всегда присутствует мотивация учения и понимание того, что необходимо изменить в себе самом. Поэтому одна из главных проблем заключается в создании педагогических условий для запуска мотивационного механизма к занятиям физической культурой.
Для развития мотивации к занятиям физической культурой и в качестве пропаганды здорового образа жизни мы используем спортивно-игровой метод, который исключает принуждение к учению. Ведь мы можем учить и воспитывать, играя. Игра – естественный способ развития студента. Только в игре он раскрывает свои творческие способности, осваивает и закрепляет новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность. Важнейшим достоинством спортивных и подвижных игр является то, что студент с интересом и много раз выполняет различные движения, не замечая усталости. А это способствует развитию выносливости.
Также игра – это отличная школа закалки воли и характера. Во-первых, потому что в этих условиях надо уметь реализовать свои двигательные возможности. И, во-вторых, спортивно-игровая деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций игра немыслима. Насыщенность игровых действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность – это одно из важнейших условий положительного влияния игры на личность, независимо от того, участник ты или болельщик. Плюс ко всему к студенту приходит осознание того, что играть куда интереснее, чем сидеть на лавке с пивом или энергетическим напитком.
Каждая игра – маленький вклад в большую копилку навыков и умений. Играя со студентами, мы понимаем, что совместная игра, как ни что другое способствует укреплению взаимопонимания. Игры помогают сделать процесс обучения и воспитания осмысленным, увлекательным и эффективным, способствующим повышению интереса и, как следствие, мотивации к дальнейшим занятиям физической культурой в учебное и внеучебное время.
Основное требование к играм: они должны быть интересными и эмоциональными, поскольку это дает намного больше для решения воспитательных, оздоровительных и образовательных задач.
Необходимо отметить, что в процессе игры формируются нравственные качества студентов, такие как: уважение к соперникам и всем участникам, сдержанность в проявлении агрессивности в конфликтных ситуациях, взаимопомощь и самоконтроль в напряженные моменты игры, умение работать в команде. На наш взгляд, желательно сделать так, чтобы студенты научились получать удовольствие от выполняемых упражнений в процессе игры. Приятные эмоции, веселое настроение, смех обладают лечебным эффектом. А это означает, что физические упражнения в процессе игры будут доставлять радость и удовлетворение занимающимся, станут для них желанными.
Нельзя забывать про воспитательную направленность – учет психологических особенностей студентов согласно их возрастным особенностям:
- создание эмоционально положительного фона в обучении и общении (спортивные игры, игровые упражнения);
- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи студентам в выполнении упражнений;
- получение знаний в различных видах деятельности.
Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте, поэтому необходимо разрабатывать новые интерактивные методы по формированию, развитию и сохранению здорового образа жизни.
В связи с возрастающим интересом к занятиям физкультурой и спортом, в колледже возникла потребность в разнообразии форм организации досуга и отдыха студентов: соревнования по различным видам спорта, «День здоровья», «Веселые старты», «Масленица», Военно-патриотическая игра «Орленок», городские и областные соревнования по различным видам спорта.
Одной из форм организации досуга и отдыха студентов стали массовые спортивно-развлекательные игры «Веселые старты». Они организуются в свободное от учебных занятий время на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при руководстве преподавателей физического воспитания и активном участии всех студентов и преподавателей колледжа.
Цели и задачи игр:
- пропаганда здорового образа жизни среди студентов и преподавателей колледжа;
- привлечение внимания студентов к проблеме здоровьесбережения;
- создание условий для развития активной жизненной позиции студента и самовыражения;
- преодоление барьера в общении студентов между собой и преподавателями различных учебных дисциплин колледжа;
- укрепление дружеских взаимоотношений между студентами учебных заведений города;
- повышение эмоционального уровня студентов;
- снятие стресса (переключение с умственной деятельности на физическую);
- развитие навыков взаимодействия игроков в команде;
- дальнейшее развитие физических качеств студентов, таких как: сила, ловкость, гибкость, координация движений и т.п.
Предлагаемая программа проведения массовой спортивно-развлекательной игры «Веселуха» содержит описание конкурсов, а также рекомендации по их организации и проведению.
Эти материалы можно использовать при проведении массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе, поскольку они апробированы в практике воспитательного процесса колледжа, имеют рецензию спорткомитета г. Дубны и положительные отзывы преподавателей физической культуры города.
Данная форма проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий может быть адаптирована для любого возраста.
При подготовке данного мероприятия были использованы Интернет-ресурсы и статьи из журнала «Физическая культура в школе», интерпретированы и усовершенствованы преподавателями физической культуры колледжа с учетом возрастных особенностей и интересов участников «Веселухи».
Программа проведения спортивно-развлекательной игры «ВЕСЕЛУХА»
Место проведения: спортивный зал колледжа.
Форма: внеурочная работа.
Тема: «Взаимодействие студентов разных групп вне урока».
Участники: две команды по 8 человек.
- Сборная команда гр. Б-204 и гр. Ст-205.
- Команда гр. Мн-209.
Цели и задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Развитие личности студента посредством игры.
- Повышение эмоционального уровня студентов.
- Преодоление барьера в общении, развитие коммуникативной компетенции.
- Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
За правильностью проведения конкурсов следит жюри, состоящее из самых инициативных преподавателей колледжа и студентов, не занятых в игре.
РАЗМИНКА
1. Представление команд.
Каждая команда придумывает название и девиз. Команды приветствуют друг друга.
2. «Фотограф».
Инвентарь: 2 одинаковые картинки, разрезанные на 8 частей.
Добежать до противоположной стороны зала, взять 1 лист с частью картинки и вернуться обратно. Эстафета считается законченной, когда команда соберет картинку и поднимет руку.
3. «Не дай упасть».
Инвентарь: 2 воздушных шарика, 2 стула.
Первый участник без помощи рук, только головой (можно плечами), должен продвигать шарик по всей дистанции (до стула и обратно). Затем передать шарик следующему участнику и т.д.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
4. «Золушка»
Инвентарь: 2 совка, 2 ведра, 2 веника, 10 кубиков, 2 пары калош.
Каждая команда делится на две половинки. Одна половинка встает на линии старта, другая – на финише, лицом друг к другу. Эстафета встречная. С одной стороны участники будут «Золушками», а с другой – «злыми мачехами». Первая «Золушка» надевает калоши, берет ведро, совок и веник. По линии движения от старта до финиша разбросаны пять кубиков – «мусор». Первая «Золушка» двигается вперед, собирая по дороге кубики в ведро. При этом помогать себе руками нельзя: каждый раз надо поставить ведро на пол, веником замести кубик на совок, затем с совка высыпать в ведро. Когда все кубики собраны, «Золушка» передает ведро с кубиками, веник, совок и калоши «мачехе», то есть участнику команды, стоящему напротив. «Мачеха», как и полагается злой и вредной мачехе, разбрасывает кубики по всей линии движения в обратную сторону. Новой «Золушке», которой «мачеха» передаст орудия труда, вновь придется собирать «мусор». Эстафета продолжается до тех пор, пока «золушки» с «мачехами» не поменяются местами.
5. «Веселый паровозик».
Инвентарь: 16 воздушных шариков, 2 стула.
Первый участник бежит к стулу, берет два шарика и бегом возвращается к команде. Один шарик передает следующему участнику, и, оббегая вокруг команды, поравнявшись с ним, зажимают шарик между спиной первого и грудью второго участников. Второй участник кладет руки на плечи первому и в таком положении они начинают двигаться к стулу, поравнявшись со стулом, второй участник срывает один шарик и они возвращаются к команде за третьим участником. Эстафета длится до тех пор, пока «паровозик» не будет состоять из восьми «вагончиков».
Рекомендации: шарик нельзя держать руками.
6. «Полоса препятствий».
Инвентарь: 2 тоннеля, 2 обруча, 8 кубиков, 2 ведра, 10 теннисных мячиков, 2 стула, 2 газеты.
Первый участник проходит тоннель, добегает до первого обруча и строит пирамиду из 4 кубиков, затем двигается ко второму обручу и собирает в ведро теннисные мячи, далее добежав до стула, садится на него и разворачивает газету. Затем сворачивает ее, бежит к обручу с мячиками и высыпает их из ведра, в следующем обруче «ломает» пирамиду и бегом передает эстафету следующему участнику.
7. «Мушкетеры короля».
Инвентарь: 2 стула, 2 накидки, 2 шляпы, 2 перевязи, 2 шпаги.
Первый участник бежит к стулу, надевает на себя накидку, перевязь, шляпу, берет в руки шпагу. После этого встает на стул, салютует шпагой и громко кричит «Мушкетеры, вперед!». Затем снимает надетые вещи, кладет их на стул, возвращается и передает эстафету следующему участнику.
8. «Веселая каракатица».
Инвентарь: 6 баскетбольных мячей, 2 стула.
Участники каждой команды разбиваются на пары. Первая пара становится на расстоянии 1,5 м друг от друга, зажав ногами по мячу. Передвигаясь боком, участники в паре перекидывают друг другу третий мяч до стула, обойдя его и, взяв все мячи в руки, бегом возвращаются к команде, чтобы передать эстафету следующей паре.
Рекомендации: если мяч во время передвижения выпал, то необходимо вернуть его на место и продолжить движение.
9. «Баба Яга».
Инвентарь: 2 юбки, 2 платка, 2 метлы, 6 лыж, 8 чурбачков, 4 стула.
Первый участник надевает юбку, повязывает платок, «садится» верхом на метлу и начинает преодолевать препятствия. Первую лыжу он должен перескочить, не задев ее (лыжа лежит на чурбачках). Под второй пролезть (лыжа лежит на спинках стульев), а третью снова перескочить (лыжа лежит на чурбачках). Добежав до финиша, вернуться и передать эстафету следующему участнику.
Рекомендации: если участник сбивает лыжу с чурбачков, то необходимо вернуть ее на место и повторить попытку.
10. «Найди пару».
Инвентарь: 2 повязки для глаз.
Все участники команды снимают по одному тапочку. Снятую обувь складывают на средней линии зала, а сами встают на линию старта. Первому участнику завязывают глаза. По сигналу он начинает двигаться к средней линии, а остальные участники направляют его. Задача – найти свою обувь и надеть на себя с завязанными глазами, затем сняв повязку, бегом вернуться и передать эстафету следующему участнику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
11. «Шарик с сюрпризом».
Инвентарь: 2 гимнастические скамейки, на каждую привязаны по 8 воздушных шаров с вложенными записками.
Скамейки стоят на средней линии зала. По команде первый участник бежит к скамейке. Задача – лопнуть шар без помощи рук и найти записку с буквой, далее передать эстафету следующему. Эстафета закончена, когда команда, лопнув все шары, соберет и озвучит составленное слово.
Жюри подводит итоги и объявляет результаты игры.