Спортивно-развлекательная игра "Веселуха"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа




Не может быть педагога, который не умел бы играть.
А.С. Макаренко

Общество, в котором здоровье становится залогом успешности личности, предъявляет  новые требования к занятиям физической культурой. Сегодня много говорят об инновационном обучении – в отличие от традиционного. Специфика инновационного обучения это открытость обучения будущему, способность к предвосхищению на основе постоянной переоценке ценностей, способность к совместным действиям в новых ситуациях.

Чтобы заинтересовать подростка в здоровом образе жизни, необходимо правильно выбирать цели, содержание, методы, формы обучения. А будет ли востребовано это человеком, конкретным учеником, которого мы обучаем и развиваем? К сожалению, в настоящее время приходится констатировать, что у студентов не всегда присутствует мотивация учения и понимание того, что необходимо изменить в себе самом. Поэтому одна из главных проблем заключается в создании педагогических условий для запуска мотивационного механизма к занятиям физической культурой.

Для развития мотивации к занятиям физической культурой и  в качестве пропаганды здорового образа жизни  мы используем спортивно-игровой метод, который исключает принуждение к учению. Ведь мы можем учить и воспитывать, играя. Игра – естественный способ развития студента. Только в игре он раскрывает свои творческие способности, осваивает и закрепляет новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность. Важнейшим достоинством спортивных и подвижных игр является то, что студент с интересом и много раз выполняет различные движения, не замечая усталости. А это способствует развитию выносливости.

Также игра – это отличная школа закалки воли и характера. Во-первых, потому что в этих условиях надо уметь реализовать свои двигательные возможности. И, во-вторых, спортивно-игровая деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций игра немыслима. Насыщенность игровых действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность – это одно из важнейших условий положительного влияния игры на личность, независимо от того, участник ты или болельщик. Плюс ко всему к студенту приходит осознание того, что играть куда интереснее, чем сидеть на лавке с пивом или энергетическим напитком.

Каждая игра – маленький вклад в большую копилку навыков и умений. Играя со студентами, мы понимаем, что совместная игра, как ни что другое способствует укреплению взаимопонимания. Игры помогают сделать процесс обучения и воспитания осмысленным, увлекательным и эффективным, способствующим повышению интереса и, как следствие, мотивации к дальнейшим занятиям физической культурой в учебное и внеучебное время.

Основное требование к играм: они должны быть интересными и эмоциональными, поскольку это дает намного больше для решения воспитательных, оздоровительных и образовательных задач.

Необходимо отметить, что в процессе игры формируются нравственные качества студентов, такие как: уважение к соперникам и всем участникам, сдержанность в проявлении агрессивности в конфликтных ситуациях, взаимопомощь и самоконтроль в напряженные моменты игры, умение работать в команде. На наш взгляд, желательно сделать так, чтобы студенты научились получать удовольствие от выполняемых упражнений в процессе игры. Приятные эмоции, веселое настроение, смех обладают лечебным эффектом. А это означает, что физические упражнения в процессе игры будут доставлять радость и удовлетворение занимающимся, станут для них желанными.

Нельзя забывать про воспитательную направленность – учет психологических особенностей студентов согласно их возрастным особенностям:

  • создание эмоционально положительного фона в обучении и  общении (спортивные игры, игровые упражнения);
  • стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи студентам в выполнении упражнений;
  • получение знаний в различных видах деятельности.

Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте, поэтому необходимо разрабатывать новые интерактивные методы по формированию, развитию и сохранению здорового образа жизни.

В связи с возрастающим интересом к занятиям физкультурой и спортом, в колледже возникла потребность в разнообразии форм организации досуга и отдыха студентов: соревнования по различным видам спорта, «День здоровья», «Веселые старты», «Масленица», Военно-патриотическая игра «Орленок», городские и областные соревнования по различным видам спорта.  

Одной из форм организации досуга и отдыха студентов стали массовые спортивно-развлекательные игры «Веселые старты». Они организуются в свободное от учебных занятий время на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при руководстве преподавателей физического воспитания и активном участии всех студентов и преподавателей колледжа.

Цели и задачи игр:

  • пропаганда здорового образа жизни среди студентов и преподавателей колледжа;
  • привлечение внимания студентов к проблеме здоровьесбережения;
  • создание условий для развития активной жизненной позиции студента и самовыражения;
  • преодоление барьера в общении студентов между собой и преподавателями различных учебных дисциплин колледжа;
  • укрепление дружеских взаимоотношений между студентами учебных заведений города;
  • повышение эмоционального уровня студентов;
  • снятие стресса (переключение с умственной деятельности на физическую);
  • развитие навыков взаимодействия игроков в команде;
  • дальнейшее развитие физических качеств студентов, таких как:  сила, ловкость, гибкость, координация движений и т.п.

Предлагаемая  программа  проведения массовой  спортивно-развлекательной игры «Веселуха» содержит описание конкурсов, а также рекомендации по их организации и проведению.

Эти материалы можно использовать при проведении массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе, поскольку они апробированы в практике воспитательного процесса колледжа, имеют рецензию спорткомитета г. Дубны и положительные отзывы преподавателей физической культуры города.

Данная форма проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий  может быть адаптирована для любого возраста.

При подготовке данного мероприятия  были использованы  Интернет-ресурсы  и статьи из журнала «Физическая культура в школе»,  интерпретированы и усовершенствованы преподавателями физической культуры колледжа с учетом возрастных особенностей и интересов участников «Веселухи».

рис.1

Программа проведения спортивно-развлекательной игры «ВЕСЕЛУХА»

Место проведения: спортивный зал колледжа.

Форма: внеурочная работа.

Тема: «Взаимодействие студентов разных групп вне урока».

Участники: две команды по 8 человек.

  1. Сборная команда гр. Б-204 и гр. Ст-205.
  2. Команда гр. Мн-209.

Цели и задачи:

  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Развитие личности студента посредством игры.
  • Повышение эмоционального уровня студентов.
  • Преодоление барьера в общении, развитие коммуникативной компетенции.
  • Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.

За правильностью проведения конкурсов следит жюри, состоящее из самых инициативных преподавателей колледжа и студентов, не занятых в игре.

РАЗМИНКА

1. Представление команд.

Каждая команда придумывает название и девиз. Команды приветствуют друг друга.

2. «Фотограф».

Инвентарь: 2 одинаковые картинки, разрезанные на 8 частей.

Добежать до противоположной стороны зала, взять 1 лист с частью картинки и вернуться обратно. Эстафета считается законченной, когда команда соберет картинку и поднимет руку.

3. «Не дай упасть».

Инвентарь: 2 воздушных шарика, 2 стула.

Первый участник без помощи рук, только головой (можно плечами), должен продвигать шарик по всей дистанции (до стула и обратно). Затем передать шарик следующему участнику и т.д.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ      

4. «Золушка»

Инвентарь: 2 совка, 2 ведра, 2 веника, 10 кубиков, 2 пары калош.

Каждая команда делится на две половинки. Одна половинка встает на линии старта, другая – на финише, лицом друг к другу. Эстафета встречная. С одной стороны участники будут «Золушками», а с другой – «злыми мачехами». Первая «Золушка» надевает калоши, берет ведро, совок и веник. По линии движения от старта до финиша разбросаны пять кубиков – «мусор». Первая «Золушка» двигается вперед, собирая по дороге кубики в ведро. При этом помогать себе руками нельзя: каждый раз надо поставить ведро на пол, веником замести кубик на совок, затем с совка высыпать в ведро. Когда все кубики собраны, «Золушка» передает ведро с кубиками, веник, совок и калоши «мачехе», то есть участнику команды, стоящему напротив. «Мачеха», как и полагается злой и вредной мачехе, разбрасывает кубики по всей линии движения в обратную сторону. Новой «Золушке», которой «мачеха» передаст орудия труда, вновь придется собирать «мусор». Эстафета продолжается до тех пор, пока «золушки» с «мачехами» не поменяются местами.

5. «Веселый паровозик».

Инвентарь: 16 воздушных шариков, 2 стула.

Первый участник бежит к стулу, берет два шарика и бегом возвращается к команде. Один шарик передает следующему участнику, и, оббегая вокруг команды, поравнявшись с ним, зажимают шарик между спиной первого и грудью второго участников. Второй участник кладет руки на плечи первому и в таком положении они начинают двигаться к стулу, поравнявшись со стулом, второй участник срывает один шарик и они возвращаются к команде за третьим участником. Эстафета длится до тех пор, пока «паровозик» не будет состоять из восьми «вагончиков».

Рекомендации: шарик нельзя держать руками.

6. «Полоса препятствий».

Инвентарь: 2 тоннеля, 2 обруча, 8 кубиков, 2 ведра, 10 теннисных мячиков, 2 стула, 2 газеты.

Первый участник проходит тоннель, добегает до первого обруча и строит пирамиду из 4 кубиков, затем двигается ко второму обручу и собирает в ведро теннисные мячи, далее добежав до стула, садится на него и разворачивает газету. Затем сворачивает ее, бежит к обручу с мячиками и высыпает их из ведра, в следующем обруче «ломает» пирамиду и бегом передает эстафету следующему участнику.

7. «Мушкетеры короля».

Инвентарь: 2 стула, 2 накидки, 2 шляпы, 2 перевязи, 2 шпаги.

Первый участник бежит к стулу, надевает на себя накидку, перевязь, шляпу, берет в руки шпагу. После этого встает на стул, салютует шпагой и громко кричит «Мушкетеры, вперед!». Затем снимает надетые вещи, кладет их на стул, возвращается и передает эстафету следующему участнику.

8. «Веселая каракатица».

Инвентарь: 6 баскетбольных мячей, 2 стула.

Участники каждой команды разбиваются на пары. Первая пара становится на расстоянии 1,5 м друг от друга, зажав ногами по мячу. Передвигаясь боком, участники в паре  перекидывают друг другу третий мяч до стула, обойдя его и, взяв все мячи в руки, бегом возвращаются к команде, чтобы передать эстафету следующей паре.

Рекомендации: если мяч во время передвижения выпал, то необходимо вернуть его на место и продолжить движение.

9. «Баба Яга».

Инвентарь: 2 юбки, 2 платка, 2 метлы, 6 лыж, 8 чурбачков, 4 стула.

Первый участник надевает юбку, повязывает платок, «садится» верхом на метлу и начинает преодолевать препятствия. Первую лыжу он должен перескочить, не задев ее (лыжа лежит на чурбачках). Под второй пролезть (лыжа лежит на спинках стульев), а третью снова перескочить (лыжа лежит на чурбачках). Добежав до финиша, вернуться и передать эстафету следующему участнику.

Рекомендации: если участник сбивает лыжу с чурбачков, то необходимо вернуть ее на место и повторить попытку.

10. «Найди пару».

Инвентарь: 2 повязки для глаз.

Все участники команды снимают по одному тапочку. Снятую обувь складывают на средней линии зала, а сами встают на линию старта. Первому участнику завязывают глаза. По сигналу он начинает двигаться к средней линии, а остальные участники направляют его. Задача – найти свою обувь и надеть на себя с завязанными глазами, затем сняв повязку, бегом вернуться и передать эстафету следующему участнику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

11. «Шарик с сюрпризом».

Инвентарь: 2 гимнастические скамейки, на каждую привязаны по 8 воздушных шаров с вложенными записками.

Скамейки стоят на средней линии зала. По команде первый участник бежит к скамейке. Задача – лопнуть шар без помощи рук и найти записку с буквой, далее передать эстафету следующему. Эстафета закончена, когда команда, лопнув все шары, соберет и озвучит составленное слово.

Жюри подводит итоги и объявляет результаты игры.