Цель: совершенствование и развитие конструкторских навыков и способностей в процессе построения чертежа прямой юбки.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствование правильных приемов при построении чертежа (последовательность, алгоритм);
- формирование технических и технологических знаний и умений (работа с масштабом, чтение чертежа, графические умения и навыки).
Развивающие:
- развитие самостоятельности и творческих способностей при построении чертежа;
- развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать и принимать к сведению материала, полученного при построении чертежей в 5 классе.
Воспитательные: воспитание навыков культуры труда, внимания при расчетах формул, бережного отношения к инструментам и материалам, умения осуществлять самоконтроль к результатам работы.
Тип урока: урок усвоения нового материала. Комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная работа.
Межпредметные связи: черчение, математика.
Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутка.
Обеспечение занятия:
- Технические средства обучения: ПК, проектор, экран.
- Наглядные пособия: плакат «Построение чертежа прямой юбки», электронная презентация «Построение чертежа – основы прямой юбки».
- Дидактический материал: учебники, раздаточный материал.
- Оборудование и инструменты: тетрадь, карандаш, ластик, линейка закройщика (М 1:4), учебник.
На классной доске слова:
Конструирование – это измерение фигуры человека, расчет основных параметров и построение чертежа основы швейного изделия;
Мерки – это основные параметры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
Ход занятия
УРОК 1.
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.
II. Основная часть
Прежде чем начинать новую тему, хотелось бы удостовериться, что материал предыдущего занятия вы усвоили достаточно хорошо.
Что необходимо знать, чтобы построить чертеж швейного изделия? (мерки фигуры)
Какие мерки необходимо знать для построения чертежа поясного изделия? (ученицы отвечают письменно на листочках. Приложение №1).
На прошлом занятии измеряли параметры фигуры, т.е. снимали мерки, чтобы построить чертеж юбки. Мы занимались конструированием.
Тема эта продолжается и на занятии сегодня.
Записываем в тетрадь тему занятия «Конструирование. Построение чертежа юбки в масштабе 1:4».
Цель нашего занятия – понять последовательность построения, построить в тетради чертеж юбки по своим меркам в масштабе 1:4 для того, чтобы построить выкройку юбки.
В учебнике расчет по формулам, построение и чертеж юбки на страницах 44-49, такой чертеж вы видите на плакате.
Без чего нельзя построить чертеж швейного изделия, хотя знаем мерки и прибавки? (расстояние между точек на чертеже).
Как находятся расстояния между точками на чертеже? (по формулам)
На первом уроке мы займемся алгоритмом построения чертежа. Вы уже знаете, что расчет по формулам записывается в той последовательности, в которой будем строить чертеж.
Формулы для расчета представлены в учебнике в таблице №13 страница 46-49. В формулы подставляем свои мерки, которые сняли на прошлом занятии. В формулах учебника, в качестве примера расчета, стоят мерки стандартной фигуры.
Работаем вместе, вы в тетради, я на экране. Если кто-то все хорошо понял, может работать самостоятельно с помощью учебника.
Алгоритм построения написали, расстояния между точками чертежа рассчитали, но прежде чем приступать к построению чертежа, нам необходимо вспомнить правила черчения.
- С помощью чего выполняется чертеж швейного изделия? (карандаш, масштабная линейка).
- Чем и как пишем буквы на чертеже? (карандашом, следим чтобы буквы не находились на линиях чертежа).
- Какой линией производим построения и какой обводим сам чертеж юбки? (построения тонкой сплошной линией, а обводим основной сплошной линией).
- Как правильно пользоваться линейкой закройщика? (все расстояния между точками чертежа отмерять по масштабным сантиметрам).
УРОК 2.
На первом уроке записали алгоритм построения чертежа прямой юбки, рассчитали расстояние между точками на чертеже, поэтому далее приступаем к построению самого чертежа юбки. Для этого используем чертеж юбки в учебнике на странице 45 рисунок 30, и компьютер, на котором буду работать я, а вы увидите процесс построения на экране.
Вы, наверное, помните, что чертеж швейного изделия строят на сетке из вертикальных и горизонтальных линий. На вертикальных линиях откладывают мерки длины, на горизонтальных – мерки ширины. Для построения чертежа прямой юбки основными мерками являются полуобхват талии Ст, полуобхват бедер Сб, длина изделия Ди и длина спины до талии Дтс. Переднюю и заднюю половинки юбки строят одновременно на одной сетке чертежа.
Учитель показывает презентацию на компьютере с проговариванием последовательности построения чертежа.
Во время построения чертежа учащимися в тетради, учитель отвечает на возникающие вопросы, помогает ученицам, обращает внимание на то, что можно работать самостоятельно с помощью учебника, не дожидаясь построения на экране. Кроме этого, обращает внимание на построение осевых линий вытачек и на правильное построение самих вытачек (длина и раствор вытачек), объясняет назначение вытачек.
Через 20 минут от начала урока проводится физкультпауза (Приложение №2), дается краткая познавательная информация по истории юбки.
После окончания построения чертежа юбки, ещё раз внимательно проверить правильность построения и только после этого можно приступить обводить саму выкройку юбки. Линии построения, буквы стирать не нужно. Обводка проводится строго по линейке, мягким карандашом.
III. Рефлексия.
1. Результаты ответов на листочках по домашнему заданию.
2. Ответить устно на вопросы.
- Без чего нельзя сшить юбку? (чертеж, выкройка).
- Без чего не построить чертеж юбки? (алгоритм).
- Без чего не составить алгоритм построения чертежа? (мерки).
- Основные мерки для построения чертежа юбки.
IV. Домашнее задание.
Исправить ошибки на чертеже, если они есть, построить выкройку юбки по своим меркам на большом листе бумаги используя алгоритм построения, который написан в тетради. (Тетради после проверки учитель раздает на следующий день).