Урок музыки "Застывшая музыка". 5-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Тема полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”.

Тип урока: виртуальная экскурсия.

Форма урока: интегрированный урок.

Ведущий метод: проблемно-поисковый.

Цель: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

Задачи.

Образовательные:

  • определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия;
  • рассмотреть способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке;
  • подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.

Развивающие:

  • развивать способность наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека;

Воспитывающие:

  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества;
  • способствовать патриотическому воспитанию учащихся;

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  • компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки;
  • презентация с использованием видео- и аудиоряда;
  • портреты И.С.Баха и С.В.Рахманинова;
  • монета.

Ход урока

I. Введение. Марк Витрувий Поллион.

Сложно ли понимать искусство? На этот вопрос каждый ответит по-своему. Но, думаю, количество людей, разочаровавшихся в достопримечательностях той или иной страны, достаточно велико. Увы, отсутствие опыта общения с искусством и ограниченность кругозора способны оставить этим людям единственное удовольствие - фотографирование себя на фоне тех самых достопримечательностей. Нам сегодня тоже предстоит путешествие: экскурсия в историю искусства. Надеюсь, что она будет познавательна и полезна. А начнём мы издалека.

Слайд 2.1

Марк Витрувий Поллион, живший в Древнем Риме ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он обозначил жёсткие требования, предъявляемые к образованию людей, решивших связать себя с этим видом деятельности. Как вы думаете, о какой профессии идёт речь?

“... он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах...”

Есть ли какие-то предположения? О людях какой профессии идёт речь? (Мнения ребят)

Открою вам секрет: Витрувий говорил об архитекторах (триггер на изображении Витрувия). В своих книгах древнеримский строитель и инженер поясняет своим читателям: архитектор должен знать, как выбрать место для постройки дома и целого города, располагать сведениями о том, как выбрать лучшие материалы и понимать, где их добыть, знать, как обнаружить воду и провести водопровод, уметь смастерить солнечные и водяные часы. Но согласитесь, самая загадочная роль в этом списке отведена музыке, хотя она внесена в этот перечень профессиональных требований к архитекторам абсолютно справедливо. Почему? Ответ на этот вопрос впереди. Тема сегодняшнего урока - “Застывшая музыка”.

Слайд 2.2

II. Эксперимент. Поиск точек соприкосновения.

Фраза “Архитектура – это застывшая музыка” принадлежит немецкому философу Фридриху Шеллингу. Так что же общего у музыки и архитектуры? Проведём простой эксперимент. Музыкальный фрагмент, который вы сейчас услышите, посвящён известному архитектурному сооружению. Во время его звучания постарайтесь запомнить свои ощущения.

Слайд 2.3

Слушание: “Пирамиды” (египетская этническая музыка)

Опишите услышанное (древность, что-то большое, тяжёлое, тёмное; характер грозный, мрачный; похоже на восточные мелодии).

Слайд 3

Перед вами несколько архитектурных сооружений. Есть ли в каком-то из них “отзвуки” только что услышанной музыки? (Египетские пирамиды) Есть другие мнения? (Ответы ребят)

Коротко обоснуйте свой выбор. Что стало главными факторами для определения? (Время, страна, соответствие воображаемому событию, внутреннее ощущение и т.д.).

Верно. Вместе с музыкой мы получили не только настроение, но и информацию, которую смогли “прочитать” в архитектуре. Поскольку это произошло, давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства родственные связи.

III. Сопоставление элементов выразительности.

Слайд 4

За время своего существования человечество научилось многому, удивительным образом сблизив мастерство архитектора и композитора. Перед вами небольшой “архитектурный” фотоальбом. Слева на слайде 12 элементов музыкальной речи, полоса внизу страницы будет отвечать за “перевод” музыкальных понятий на язык архитектуры, а в центре вы увидите фотографии, которые я подобрала для каждого элемента выразительности. Попробуйте посмотреть на них глазами музыканта и ответить на вопрос: почему я остановила свой выбор именно на этих изображениях?

Поиск соответствий и предполагаемый вариант обсуждения:

мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии, соответствующие русской песенности;

гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание, всего “в меру”;

фактура (мелодия и аккомпанемент, аккордовая, полифоническая) – слева есть главное и второстепенное (мелодия и аккомпанемент), а справа ощущение созвучия, аккорда;

ритм (порядок) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

лад (мажор, минор, пентатоника) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним;

тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты, можно представить народный музыкальный инструмент;

темп (движение) – отражение происходящего;

регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

динамика (громкость) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;

орнаментика (украшения) – “кружевное” здание, очень обильно, с выдумкой украшено;

форма (построение) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.

IV. Музыкальные театры.

Так же, как в музыке, у каждого архитектурного сооружения свой проект и своё предназначение: в одних удобно жить, в других принято совершать молитву, в третьих – предаваться зрелищам. Как вы думаете, что изначально отличает жилой дом от театра? (Величина здания, наличие в театре сцены, разница в оформлении, дом – это личная территория, на которую можно запретить вход посторонним) Не прозвучал ещё один важный момент. Чтобы дать вам подсказку, я прибегну к древнему способу – подброшу монету (монета должна упасть на пол). В чём ещё отличие? Есть ответ? (Нет...) В таком случае, давайте вновь прибегнем к книге Витрувия, который в I веке до н.э. пишет об архитекторах прошлого:

Слайд 5.1

Устраивая театры, древние устанавливали в нишах под скамьями медные сосуды, звучащие с определённой высотой звука, составляя из них музыкальные созвучия. Попадая в унисон со звучанием сосуда, голос актёра становился более ясным и приятным”.

Думаю, это изобретение смело можно назвать первым в истории человечества рукотворным микрофоном. Оно говорит не только о музыкальной грамотности архитекторов, но и о владении древними людьми наукой о звуке, именуемой “акустика”. Так что ещё отличает театр от любых других зданий? (Громкость извлекаемых в нём звуков, акустика) Верно. Причём, звучание театров не бесконтрольно, как, например, в пещере, где мы услышали бы многократно повторяющееся эхо от каждого слова. По сути, здание любого театра – большой музыкальный инструмент. Но причём же здесь монета?

Слайд 5.2

Перед вами один их крупнейших античных театров в греческом городе Эпидавр, построенный в 4 веке до нашей эры. История этого сооружения неожиданна и удивительна: в те далёкие времена здесь... лечили людей. Театр, как считали древние греки, был просто необходим для выздоровления. Представления, в которых участвовали актёры, хор и танцовщики, прописывали пациентам Эпидавра, как лекарства, дополняя ими обычные методы врачевания. Древнегреческие архитекторы позаботились о том, чтобы каждый зритель получал лечение в равной степени: шёпот актёров, звон падающей монеты, каждый шорох на сцене – даже они не ускользали от слуха посетителей.

А как вы с точки зрения современного человека оцениваете подобные методы лечения искусством? Были ли древние греки в чём-то правы или они заблуждались? (Древнегреческие врачи при помощи театра отвлекали человека от мрачных мыслей и болезни, поднимали искусством настроение и показывали героев, которым нужно подражать) Верно! И грядущие века лишь утвердят человечество в эффективности этих методов.

Слайд 6.1

Перед вами современные известнейшие музыкальные театры разных стран. Лучшие академические музыканты и оперные певцы мира мечтают выступать на их сценах. У каждого зала своё неповторимое звучание, а это целиком и полностью заслуга великих архитекторов. Для того, чтобы оценить их мастерство не обязательно ехать за границу.

Слайд 6.2

Совсем недавно после шестилетней реконструкции в Москве открылась главная академическая сцена страны - Большой театр. Эта новость моментально облетела весь мир, ведь целью реконструкции было возвращение первозданного уникального звучания зала, созданного в IXX в. архитектором А. К. Кавосом, который превратил его в огромную скрипку. Посмотрите, как причудливо выстроено внутреннее пространство! Это ради музыки!

V. Храмы: молитва в камне.

Слайд 7.1

Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой. И совсем не важно, что остаётся по ту сторону: повозки, запряжённые лошадьми, или метро; не имеет никакого значения, что высится по соседству – средневековые замки или небоскрёбы, потому что время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями.

Слайд 7.2

Слушание: Григорианский хорал “Отче наш” (лат. “Pater Noster”)

Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь)

Верно. Звучал старинный Григорианский хорал на латинском языке. Продолжая наш разговор о музыке и архитектуре, мы просто не могли не заглянуть туда, где все виды искусства тесно связаны между собой.

Слайд 8

Существуют разные религии, но не смотря на различные религиозные традиции, они утверждают людей в главном: не убей, не укради, возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Эти законы складывались тысячелетия. Приносящего зло не оправдывает ни одна религия. Храмы призваны научить людей жить в мире друг с другом и с самим собой. Всё здесь – особый язык символов.

Слева на слайде западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики. Справа христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее.

Слайд 9.1

Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Григорианский хорал, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. В начале IX века в служение католической церкви вводится самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”.

Слайд 9.2

Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно.

Слайд 10.1

Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Канаде. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление.

Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя.

Слайд 10.2

Слушание: И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор

О чём эта музыка? (...)

Но ведь вы чувствовали что-то. Опишите свои чувства (сосредоточенность, покой, равновесие). Согласна, но это не ответ на мой первый вопрос. Как вы думаете, главная мысль этой прелюдии высказана как повествование, вопрос или утверждение? (сначала как повествование, а потом как утверждение) А как вы это поняли? (По настроению – в конце оно было торжественное, звучало несколько голосов, а вначале только один). Так о чём эта музыка? (...) Замечаете? Как будто не достаёт чего-то очень важного. Мы забыли о символах! Давайте обратим внимание на то, где, в каком регистре возникла идея, тема разговора, и что с ней происходило дальше?

Слайд 10.3

Сокращённое повторное слушание фрагмента (1:15)

Далее учитель комментирует смену регистров, в которые перемещается тема:

- Это тема. Она звучит достаточно высоко... Вступил второй голос где?.. (ниже) Он почти точно повторяет начало... И ещё голос в среднем регистре... А вот и басы вступили...

Тема сегодняшнего урока – “Застывшая музыка”, но здесь мне так и хочется её изменить на “Ожившую архитектуру”. Помните ли вы, что такое мелодия? (Музыкальная мысль) Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по регистрам вниз) А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор)

Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе.

А о чём рассказывают православные храмы?

Слайд 11

Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.

“Здесь городу начало. Стоять ему в веках”

Знакомы ли вам эти слова? (Да, они высечены на камне у главного храма нашего города – у храма святых Бориса и Глеба)

Верно, памятник этот сооружен на месте, где более трёхсот лет назад с Павловской крепости начиналась история Борисоглебска. Именно здесь стояла первая деревянная часовня в честь этих святых князей.

До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Перед вами удивительный, сохранившийся чудом памятник деревянного зодчества, расположенный на острове Кижи в Карелии – 22-х главая церковь Преображения Господня. Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки? (Хор) Согласна, но лишь отчасти. Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... (с солистами) И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных. С конца X века над русскими православными храмами звонят колокола, созывая на церковную службу и возвещая о великих религиозных праздниках. Один из них - Благовещение. В день этого библейского события архангел Гавриил принёс Деве Марии весть о том, что вскоре у неё родится Сын Божий. Вот как написано об этом в Евангелие:

“Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами”. (Евангелие от Луки)

Слайд 12 - автоматический режим (4:30)

Слушание: Красный звон звонницы Спаса-Евфимиевского монастыря (г.Суздаль),

С.Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”

(исп. певческая капелла Санкт-Петербурга, дирижёр А.Чернушенко)

... Хочется немного помолчать, правда?.. (да) Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная) Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)

В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями.

Звучание музыки сопровождал видеоряд. Он противоречил содержанию или находился с ним в едином целом? (В едином целом) Какие виды искусства легли в основу видеоряда? (Живопись – иконы, росписи; архитектура – купола, внутреннее пространство храма) А что их объединяло с музыкой? (Праздник Благовещение)

Слайд 13.1

Храм – особенное место. Он словно огромная открытая книга, но вместо букв в ней росписи и иконы, мозаика и предметы церковной утвари, повествующие о библейских событиях и житиях святых. Вместе с читаемым нараспев священным писанием, хоровым церковным пением и проповедями священников, такое обустройство во все времена делало его понимаемым и открытым даже для абсолютно неграмотных людей. Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Храмовое искусство - одна из вершин такого союза.

Слайд 13.2

VI. Итог.

Подводя итог нашему сегодняшнему исследованию, мне бы хотелось, чтобы вы рассмотрели музыку и архитектуру с позиции новых знаний и обратили внимание на процесс рождения музыкального произведения и архитектурного сооружения. Как проявляется “архитектурность” в музыке и “музыкальность” в архитектуре?

Слайд 14

VI. Домашнее задание.

Подготовьте устное сообщение о музыкальности архитектуры нашего города, описать одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи.

Слайд 15

VI. Оценки за урок.

Использованная литература

  1. Витрувий “Десять книг об архитектуре” репринтное издание, Москва, Архитектура. –С.: 2006.
  2. Семичева Е.А. “Сравнение религиозного искусства в католической и православной традиции”.
  3. С.С.Ванеян “Архитектура и иконография” (проблемы классических методов истории искусства) вест. Моск. ун-та. Сер.8. История. 2007. №2.
  4. Статья “Церковная и духовная музыка” Википедия.
  5. Игорь Торик “Пелопонесс. Эпидавр. Театр и другие раскопки”.