Закрепление знаний об имени прилагательном

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


1. Организационный момент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке!
Книга, ручка и тетрадка?

Чистописание

Ии ..................................... Пп ....................................

Словарная работа

Интересный, путешествие

- Какой частью речи является слово “интересный”?

Подберите к нему синонимы, составьте с ними словосочетания. (Увлекательный разговор, занимательный рассказ, занятный ребус, любопытный случай)

- Что такое “путешествие”? (Поездка или передвижение пешком с какой-либо целью)

- Подберите синоним. (Странствие)

2. Поэтическая минутка + Творческое задание

- Сегодня мы совершим интересное путешествие.

- Найдите спрятанные слова и назовите сказку, в которой эти слова встречаются.

А К Р О К У 3 Е М Л Я Н К А
Т О Д В О Р Я Н К А Ы Ц Я В
Ф Р С К Ы Б Ю Ф X Э Ё А Ф О
Р Ы Б К А Ю О Т К У П Р Ч Р
В Т Б У Т Ь Ц С Л У Г И И О
У О М Р В Л А Д Ы Ч И Ц А Т
Ы Э С М О Р Е К Г У Ф А Ь Ы

Это слова из сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.

- Подберите прилагательные из сказки, обозначающие признаки этих предметов.

Составленные словосочетания, записать.

Землянка ветхая ед.ч. ж.р.
Корыто разбитое, новое ед.ч. ср.р.
Откуп дорогой ед.ч. м.р.
Вороты дубовые мн.ч.

- Давайте вспомним полюбившиеся строки из сказки. Молодцы! А тема нашего урока “Повторение знаний об имени прилагательном, как части речи”. Языковым материалом будут имена прилагательные из сказки А.С. Пушкина.

3. Лексическая разминка

- Что значит “ветхая землянка”? (Покосившаяся, покривившаяся)

- А землянка не “ветхая” как называется? (Крепкая, новая)

- “Море синее”. А какой ещё может быть море? А.С. Пушкин часто использует для характеристики “моря” эпитет “синее”. Вспомните...

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут...

(“Сказка о царе Салтане...”)

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.

(“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”)

- Назовите прилагательное, которое Пушкин использует для описания одежды старухи, когда она стала столбовою дворянкой?

Кичка парчовая Обозначает признак по отношению к материалу
Душегрейка соболья

- Есть ещё такие прилагательные? (Дубовые тесовые вороты)

- Может ли прилагательное обозначать внутренние качества людей и животных? (Сварливая баба, грозная стража, усердные слуги)

- “Рыбка золотая”. Почему автор использует прилагательное “золотая”?

- “Золотые перстни”. Какое значение - прямое или переносное - имеет прилагательное в этом словосочетании?

Разминка: распределить словосочетания в два столбика:

прямое значение переносное значение
сладкая ягодка сладкая речь
стальной обруч стальной характер
тёплый дождь тёплая встреча
живые цветы живая беседа

- Вернёмся к сказке. С какой целью Пушкин использовал в сказке имена прилагательные? (Мысль должна быть выражена точно, ясно, ярко, выразительно, живописно)

4. Упражнения в определении признаков прилагательных как части речи

- Что обозначает прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Oт чего зависит род, число и падеж прилагательного?

- Как проверить б/ок имени прилагательного?

1) Определите род и число в словосочетаниях. У каких прилагательных вы не определили род? Почему? (Прил. употреблены в форме множественного числа)

- Какие еще могут быть окончания у имён прилагательных мужского, женского и среднего рода и во множественном числе?

Мужской
род
Женский
род
Средний
род
Множественное
число
-ой, -ый, -ий -ая, -яя -ое, -ее -ые, -ие

- К какой части речи может быть отнесено слово такой структуры (приставка корень суффикс “ск” окончание “ие”)? Расскажите о грамматических признаках этого слова. Найдите слово такой структуры в тексте.

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины.

- Каково значение слова “заморские”? (Чужеземные, иностранные)

- Запишите слово в тетрадь. Разберите по составу. Устно просклоняйте словосочетание “заморские вины”.

Физкультминутка

2) Запись под диктовку:

Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.

(Повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми)

Вывод: В предложении прил. чаще всего бывает определением; в словосочетании прил. согласуется с именем сущ. в роде, числе и падеже.

Игра: Рыбку можно поймать, если сумеете согласовать прилагательное и существительное в роде, числе и падеже.

К (синий) морю Пряником (печатному) в (дорогого) душегрейке.

3) Определить падежи прилагательных в записанном предложении, докажите правильность ответа:

рыбку золотую — В.п.

слово ласковое — В.п.

- Какое ещё может быть окончание в В.п. у прилагательных женского рода? (-Юю)

- Запишите ответы, определите падеж прилагательного.

- В какой землянке жили старик со старухой?

- Кем стала старуха, когда рыбка исполнила её вторую просьбу?

в ветхой землянке - П.п.

чёрной крестьянкой - Т.п.

- Какие ещё могут быть окончания в этих падежах?

- В каких падежах у прил. женского рода могут быть окончания -ей, - ой?

4) Выборочный диктант

(Детьми заранее подготовлены карточки с подобранными строками из сказки, в которых есть имена прилагательные мужского и среднего рода; учащиеся выписывают словосочетания с прилагательными, определяют падеж, выделяют окончания).

Жил старик со своею старухой   Р.п.
У самого синего моря   у синего моря
Ступай себе в синее море,   В.п.
Гуляй там себе на просторе   в синее море
Как взмолиться золотая рыбка!   Т.п.
Голосом молвит человечьим!   голосом человечьим
Вот идёт он к синему морю,   Д.п.
Видит, на море чёрная буря   к синему морю
Старичок отправился к морю   И.п.
(Почернело синее море)   Синее море

- Какие ещё могут быть окончания в каждом из падежей?

- составьте предложение, употребив в нём словосочетание “синее море” в П. падеже?

- Как проверить правильность написанных окончаний прилагательных?

5. Работа над значением поговорок

- Прочитайте поговорку, что она означает.

Остаться у разбитого корыта. (Остаться ни с чем; потерять всё, что было приобретено)

- Запишите её по памяти; определите род, число, падеж.

- Найдите в сказке строки, где Пушкин использовал одну из русских поговорок:

Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука!
Не садится не в свои сани!

(Не пытайся равняться с тем, кто принадлежит к более высокому обществу).

При наличии времени диктант “Сказки” с заданием: определить падеж прил.

6. Итог урока

- Выполнили мы задачу урока?

- Чем заинтересовал вас урок?

- Какие прилагательные из сказки не прозвучали на уроке? Прочитайте строки из сказки, где встречаются эти прил.?

Дети поют песню:

Нам без сказок
Скучно будет жить,
Ведь от сказок наша встреча так искрится...
Расскажи её своим друзьям
И умчишься в Лукоморье, словно птица...
И тогда к тебе придёт
Этот самый умный кот,
И русалка спляшет с лешим в хороводе…
Вот уж много - много лет
Знает сказки белый свет,
И, конечно, любят Пушкина в народе...

7. Домашнее задание: отгадать кроссворд по русскому языку.