1. Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке!
Книга, ручка и тетрадка?
Чистописание
Ии ..................................... Пп ....................................
Словарная работа
Интересный, путешествие
- Какой частью речи является слово “интересный”?
Подберите к нему синонимы, составьте с ними словосочетания. (Увлекательный разговор, занимательный рассказ, занятный ребус, любопытный случай)
- Что такое “путешествие”? (Поездка или передвижение пешком с какой-либо целью)
- Подберите синоним. (Странствие)
2. Поэтическая минутка + Творческое задание
- Сегодня мы совершим интересное путешествие.
- Найдите спрятанные слова и назовите сказку, в которой эти слова встречаются.
А | К | Р | О | К | У | 3 | Е | М | Л | Я | Н | К | А |
Т | О | Д | В | О | Р | Я | Н | К | А | Ы | Ц | Я | В |
Ф | Р | С | К | Ы | Б | Ю | Ф | X | Э | Ё | А | Ф | О |
Р | Ы | Б | К | А | Ю | О | Т | К | У | П | Р | Ч | Р |
В | Т | Б | У | Т | Ь | Ц | С | Л | У | Г | И | И | О |
У | О | М | Р | В | Л | А | Д | Ы | Ч | И | Ц | А | Т |
Ы | Э | С | М | О | Р | Е | К | Г | У | Ф | А | Ь | Ы |
Это слова из сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.
- Подберите прилагательные из сказки, обозначающие признаки этих предметов.
Составленные словосочетания, записать.
Землянка ветхая | ед.ч. ж.р. |
Корыто разбитое, новое | ед.ч. ср.р. |
Откуп дорогой | ед.ч. м.р. |
Вороты дубовые | мн.ч. |
- Давайте вспомним полюбившиеся строки из сказки. Молодцы! А тема нашего урока “Повторение знаний об имени прилагательном, как части речи”. Языковым материалом будут имена прилагательные из сказки А.С. Пушкина.
3. Лексическая разминка
- Что значит “ветхая землянка”? (Покосившаяся, покривившаяся)
- А землянка не “ветхая” как называется? (Крепкая, новая)
- “Море синее”. А какой ещё может быть море? А.С. Пушкин часто использует для характеристики “моря” эпитет “синее”. Вспомните...
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут...
(“Сказка о царе Салтане...”)
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
(“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”)
- Назовите прилагательное, которое Пушкин использует для описания одежды старухи, когда она стала столбовою дворянкой?
Кичка парчовая | Обозначает признак по отношению к материалу |
Душегрейка соболья |
- Есть ещё такие прилагательные? (Дубовые тесовые вороты)
- Может ли прилагательное обозначать внутренние качества людей и животных? (Сварливая баба, грозная стража, усердные слуги)
- “Рыбка золотая”. Почему автор использует прилагательное “золотая”?
- “Золотые перстни”. Какое значение - прямое или переносное - имеет прилагательное в этом словосочетании?
Разминка: распределить словосочетания в два столбика:
прямое значение | переносное значение |
сладкая ягодка | сладкая речь |
стальной обруч | стальной характер |
тёплый дождь | тёплая встреча |
живые цветы | живая беседа |
- Вернёмся к сказке. С какой целью Пушкин использовал в сказке имена прилагательные? (Мысль должна быть выражена точно, ясно, ярко, выразительно, живописно)
4. Упражнения в определении признаков прилагательных как части речи
- Что обозначает прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- Oт чего зависит род, число и падеж прилагательного?
- Как проверить б/ок имени прилагательного?
1) Определите род и число в словосочетаниях. У каких прилагательных вы не определили род? Почему? (Прил. употреблены в форме множественного числа)
- Какие еще могут быть окончания у имён прилагательных мужского, женского и среднего рода и во множественном числе?
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
Множественное число |
-ой, -ый, -ий | -ая, -яя | -ое, -ее | -ые, -ие |
- К какой части речи может быть отнесено слово такой структуры (приставка корень суффикс “ск” окончание “ие”)? Расскажите о грамматических признаках этого слова. Найдите слово такой структуры в тексте.
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины.
- Каково значение слова “заморские”? (Чужеземные, иностранные)
- Запишите слово в тетрадь. Разберите по составу. Устно просклоняйте словосочетание “заморские вины”.
Физкультминутка
2) Запись под диктовку:
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
(Повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми)
Вывод: В предложении прил. чаще всего бывает определением; в словосочетании прил. согласуется с именем сущ. в роде, числе и падеже.
Игра: Рыбку можно поймать, если сумеете согласовать прилагательное и существительное в роде, числе и падеже.
К (синий) морю Пряником (печатному) в (дорогого) душегрейке.
3) Определить падежи прилагательных в записанном предложении, докажите правильность ответа:
рыбку золотую — В.п.
слово ласковое — В.п.
- Какое ещё может быть окончание в В.п. у прилагательных женского рода? (-Юю)
- Запишите ответы, определите падеж прилагательного.
- В какой землянке жили старик со старухой?
- Кем стала старуха, когда рыбка исполнила её вторую просьбу?
в ветхой землянке - П.п.
чёрной крестьянкой - Т.п.
- Какие ещё могут быть окончания в этих падежах?
- В каких падежах у прил. женского рода могут быть окончания -ей, - ой?
4) Выборочный диктант
(Детьми заранее подготовлены карточки с подобранными строками из сказки, в которых есть имена прилагательные мужского и среднего рода; учащиеся выписывают словосочетания с прилагательными, определяют падеж, выделяют окончания).
Жил старик со своею старухой | Р.п. | |
У самого синего моря | у синего моря | |
Ступай себе в синее море, | В.п. | |
Гуляй там себе на просторе | в синее море | |
Как взмолиться золотая рыбка! | Т.п. | |
Голосом молвит человечьим! | голосом человечьим | |
Вот идёт он к синему морю, | Д.п. | |
Видит, на море чёрная буря | к синему морю | |
Старичок отправился к морю | И.п. | |
(Почернело синее море) | Синее море |
- Какие ещё могут быть окончания в каждом из падежей?
- составьте предложение, употребив в нём словосочетание “синее море” в П. падеже?
- Как проверить правильность написанных окончаний прилагательных?
5. Работа над значением поговорок
- Прочитайте поговорку, что она означает.
Остаться у разбитого корыта. (Остаться ни с чем; потерять всё, что было приобретено)
- Запишите её по памяти; определите род, число, падеж.
- Найдите в сказке строки, где Пушкин использовал одну из русских поговорок:
Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука!
Не садится не в свои сани!
(Не пытайся равняться с тем, кто принадлежит к более высокому обществу).
При наличии времени диктант “Сказки” с заданием: определить падеж прил.
6. Итог урока
- Выполнили мы задачу урока?
- Чем заинтересовал вас урок?
- Какие прилагательные из сказки не прозвучали на уроке? Прочитайте строки из сказки, где встречаются эти прил.?
Дети поют песню:
Нам без сказок
Скучно будет жить,
Ведь от сказок наша встреча так искрится...
Расскажи её своим друзьям
И умчишься в Лукоморье, словно птица...
И тогда к тебе придёт
Этот самый умный кот,
И русалка спляшет с лешим в хороводе…
Вот уж много - много лет
Знает сказки белый свет,
И, конечно, любят Пушкина в народе...
7. Домашнее задание: отгадать кроссворд по русскому языку.