Программа дополнительного образования для учащихся 9–11-х классов "Детский фитнес"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования тренировочного процесса.

Цель программы: формирование устойчивых мотивов и потребностей бережного отношения к собственному здоровью, стремления к активным занятиям физической культурой и спортом, физической красоте, душевной и физической гармонии.

Задачи:

  • Обогащение двигательного опыта за счет овладения новым комплексом общеразвивающих упражнений в рамках занятий фитнесом.
  • Совершенствование функциональных возможностей организма.
  • Повышение работоспособности и физических качеств.

Как и в любом виде двигательной активности, на занятиях фитнесом решаются три основных типа педагогических задач:

  • Воспитательные – развитие позитивного отношения к движению, привлечение учащихся к музыке, фитнесу и здоровому образу жизни.
  • Оздоровительные – укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, формирование ценностного отношения к своему здоровью.
  • Образовательные – формирование устойчивых мотивов, направленных на сохранение и укрепления здоровья, развитие и реализация индивидуальных способностей.

Особенности программы:

  • содержание доступно для учащихся;
  • способствует повышению эмоционального фона (занятия проводятся под музыку);
  • дает возможность работы с учащимися, имеющими разный уровень физической подготовленности;
  • позволяет подбирать нагрузку и чередовать ее в оздоровительных целях;
  • предполагает приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективной работы;

Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка может быть использована и как фактор обучения, так как движения легче запоминаются.

Формы занятий – групповые тренировки.

Формы контроля: тестирование; зачёты; конкурсные состязания “Мой фитнес-комплекс”.

Ожидаемый результат

Программа предусматривает формирование у обучающихся знаний, умений и навыков.

1. Учащиеся должны знать/понимать: правила безопасного поведения; правила выполнения базовых движений; смысл спортивной терминологии; основные понятия музыкальной грамоты; цели, задачи, особенности содержания современных направлений фитнеса.

2. Учащиеся должны уметь: технично выполнять упражнения; составлять и выполнять аэробные, силовые комплексы с учетом индивидуальных особенностей; соблюдать правила безопасности и принципы оздоровительной тренировки; использовать современный спортивный инвентарь и оборудование.

3. Основной ожидаемый результат – активное участие учащихся в показательных выступлениях, открытых уроках, мастер-классах школы, творческих отчётах с ранее изученными комплексами упражнений, а также собственными комплексами.

Учебно-тематический план

Наименование разделов Общее количество часов В том числе
теория практика
1. Основы знаний. Тестирование 2 2  
2. Классическая аэробика 14 1 13
3. Интервальный тренинг 6 1 5
4. Фитбол-гимнастика 11 1 10
5. Контрольные испытания. Тестирование 1 - 1
ИТОГО: 34 4 30

Учебно-тематическое планирование

Название темы: Дата
Раздел 1. Основы знаний. Тестирование  
Раздел 2.Классическая аэробика  
История аэробики. Ознакомление с базовыми шагами. Музыкальная грамота. Запрещенные движения  
Разучивание базовых шагов. Понятие музыкальный квадрат. Вербальные и визуальные команды  
Базовые шаги аэробики. Скрестные шаги. Шаги подъемы. Подъемы прямых ног. Техника рук. Правила и обучение перемещениям (диагональ, круг, квадрат). Стретчинг  
Разучивание базовых шагов, их модификации. Простые комбинации (по 4 восьмерки). Силовой блок. Стретчинг  
Разучивание базовых шагов, их модификации. Простые комбинации (со сменой ног). Силовой блок Стретчинг  
Самостоятельное составление связок  
Раздел 3. Интервальный тренинг  
Построение занятия (разминка, интервальный блок, заминка)  
Раздел 4. Занятия на фитболе  
Упражнения с мячом. Стретчинг. Расслабление  
Раздел 5. Контрольные испытания. Тестирование  

Содержание программы

Раздел 1. Основы знаний. Теоретические сведения [2 часа]

Общие требования безопасности при проведении занятий по фитнесу. Специальное оборудование для фитнес-занятий. Спортивные травмы и меры их предупреждения. Гигиенические знания и навыки (пульс, режим питания, спортивная одежда). Противопоказания. Тестирование.

Раздел 2. Классическая аэробика [14 часов; см. Приложение 1]

История аэробики. Базовые шаги. Движения рук. Подача вербальных и визуальных команд. Музыкальный размер. Понятие “Музыкальный квадрат”. Построение занятия (разминка, аэробная часть, силовая часть, заминка).  Силовой тренинг. Стретчинг.

Практическая часть:

Разновидности шагов: марш (March), приставной шаг в сторону (Step touch), открытый шаг (Open step), скрестный шаг (Grip wine ), ноги врозь- ноги вместе (V-step, W-step, A-step, side to side). Комбинации из освоенных шагов в сочетании с движениями рук (руки в стороны, вверх, вперед, вправо, влево, круги руками, круги предплечьями, круги плечами, сгибания и разгибания рук).

Разновидности бега (jog): бег на месте, с продвижением вперед и назад. Выполнение базовых шагов в форме бега. Соединения из различных форм бега в сочетании с хлопками, сгибаниями и разгибаниями рук, с подниманием и опусканием рук.

Подъем колена (knee-up). Поочередное и многократное выполнение подъема колена. Подъем колена с подскоком. Подъем колена с кругом рукой. Соединения из бега, подскоков и подъема колена.

Захлест (leg curl). Поочередное и многократное выполнение захлеста.

Выпад (lunch ). Выпады вперед. Выпады в сторону. Соединения из разновидностей бег, подъема колена, подскоков ноги врозь - ноги вместе с выпадами.

Мах (kick ). Махи вперед. Махи в стороны. Махи вперед и в сторону с подскоками. Соединения из махов и подъемов колена с движениями рук. Соединения и связки из разновидностей бега, подскоков, выпадов, подъема колена и махов с движениями рук.

Стретчинг

1. Статический – удержание позы от 30 сек до нескольких минут;

2. Динамический – удержание позы на растягивании в течение 8—20 сек, с плавным переходом из одной позы в другую;

Предварительный, глубокий, активный стретчинг. Правила растяжки, растяжка мышц шеи, верхнего плечевого пояса, грудные мышцы, мышцы спины, пояснично - подвздошные мышцы, группа мышц задней   и передней поверхности бедра, голени, стопы.

Вербальные команды: счет; счет в обратном порядке: 4, 3, 2, 1. направление; лидирующая нога; название шаг.

Визуальные команды: жесты; пальцами – счет.

Силовой тренинг Упражнения силового характера, прыжки, упражнения на развитие гибкости и баланс

Элементы гибкости. Полушпагаты. Шпагаты (на правую ногу, на левую ногу и поперечный). Наклоны вперед в положении седа на полу. Пружинистые движения в положении глубокого выпада.

Контроль знаний: понятие “аэробика”, “базовые движения”, “музыкальный квадрат”. Знание команд и жестов. Назначение частей занятия (разминка, аэробная часть, силовая часть, заминка).

Раздел 3. Интервальная тренировка [6 часов; Приложение 2]

Аэробные упражнения (кардионагрузка). Силовой тренинг. Прыжки на скакалке. Стретчинг. Упражнения на баланс. Построение занятия (разминка, интервальный блок, заминка).

Практическая часть:

Силовые упражнения :

Упражнения для ног и пояса нижних конечностей: приседания ноги на ширине плеч, шире плеч, с опорой и без, с предметом и без; отведение ног в сторону, вперед, назад; выпады вперед, назад, в сторону, в движении; махи ногами; ходьба выпадами.

Упражнения для рук и верхнего плечевого пояса: сгибания и разгибания рук в упоре лежа  на полу, на опоре, от стены с разным положением рук; сгибания и разгибания рук в упоре сзади.

Упражнения на пресс: для мышц верхней  и нижней части брюшного пресса, косых мышц, широкой мышцы.

Упражнения для мышц спины и ягодиц.

Упражнения с гантелями.

Упражнения с использованием наклонной гимнастической скамьи.

Кардионагрузка: быстрая ходьба, бег, прыжки, прыжки через скакалку.

Упражнения на баланс

Равновесие переднее, заднее, боковое, на носках. С использованием фитбола, скакалки.

Стретчинг и расслабление

1. Статический – удержание позы от 30 сек до нескольких минут;

2. Динамический – удержание позы на растягивании в течение 8-20 с, с плавным переходом из одной позы в другую.

Предварительный, глубокий стрейчинг: растяжка мышц шеи, верхнего плечевого пояса, грудные мышцы, мышцы спины, пояснично - подвздошные мышцы, группа мышц задней  и передней поверхности бедра, голени, стопы.

Контроль знаний: понятие “интервальная тренировка”, “кардионагрузка”, назначение частей занятия (разминка, аэробная часть, заминка).

Раздел 4. Фитбол-гимнастика [11 часов; Приложение 3]

История фитбола. Подбор мяча по росту. Гимнастические упражнения. Базовые упражнения. Упражнения сидя на мяче.

Практическая часть:

Гимнастические упражнения: ходьба, бег, прыжки на месте и в движении, ОРУ с мячом и без.

Упражнения сидя на мяче: упражнения на баланс, статические упражнения, для рук и пояса верхних конечностей, для мышц спины и брюшного пресса, для ног и пояса нижних конечностей, стретчинг и расслабление.

Стретчинг:

1. Статический – удержание позы от 30 сек до нескольких минут;

2. Динамический – удержание позы на растягивании в течение 8-20 с, с плавным переходом из одной позы в другую.

Предварительный, глубокий стрейчинг: растяжка мышц шеи, верхнего плечевого пояса, грудные мышцы, мышцы спины, пояснично-подвздошные мышцы, группа мышц задней  и передней поверхности бедра, голени, стопы.

Раздел 5. Контрольные испытания. Тестирование [1 час]

Практическая часть:

Самостоятельное составление и показ аэробных и силовых комплексов, упражнений с фитболом (с учетом индивидуальных особенностей, соблюдая принципы оздоровительной тренировки). Итоговое тестирование.