Ход занятия
1. Воспитатель читает стихотворение И.З. Сурикова “Весна”.
Над землею воздух дышит
День от дня теплее
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.Восходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
И у хат играют дети, -
Веселятся крошки.Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело.
Берега крутые роет,
Разлилась широко…
Плеск и шум воды бурливой
Слышен издалека.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (Хорошее, веселое, радостное и т.д.).
- О каких приметах весны в нем говорится? (День от дня теплее, стали утром зорьки ярче, восходит солнце над землею с каждым днем все выше, верба нарядилась в белые сережки, лед на речке треснул).
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? (Тает снег, появляются листочки, идут дожди, прилетают птицы и т.д.).
- А как называются птицы, которые прилетают из теплых краёв? (Перелетные).
- Назовите перелетных птиц? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка и т.д.).
2. Отгадайте, пожалуйста, загадки.
1. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (аудиозапись).
Отгадайте следующую загадку.
2. Под крышей я леплю гнездо из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. (Ласточка) (включается аудиозапись).
3. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома - длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) (аудиозапись).
Следующая загадка.
4. Красивая птица с блестящим черным опереньем. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. (Скворец) (аудиозапись).
5. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач) (аудиозапись).
Последняя загадка.
6. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения. Его и песни и полет вошли в стихотворения. (Жаворонок) (аудиозапись).
- Правильно вы отгадали, эти птицы относятся к перелетным.
3. Упражнение “Отгадай и присядь”.
Воспитатель приглашает детей на ковер.
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
4. Упражнение “Расскажи о птице”.
- Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам о перелётных птицах. Воспитатель рассказывает, а затем несколько детей по желанию рассказывают о понравившейся птице.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом. Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.
Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц. Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.
- Ребята, назовите, пожалуйста, части тела птиц. (Туловище, голова, хвост, клюв).
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (Не знаем).
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают “стайками”, все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются “клином” в виде треугольника; другие выстраиваются “цепочкой”, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
5. Игра с мячом “Назови детеныша”.
Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач (грачонок - грачата).
- Скворец (скворчонок - скворчата).
- Кукушка (кукушонок - кукушата).
- Аист (аистенок – аистята).
- Жаворонок (жаворушонок – жаворушата).
6. Упражнение “Один - много”.
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
- Грач (грачей).
- Аист (аистов).
- Жаворонок (жаворонков).
- Скворец (скворцов).
- Ласточка (ласточек).
- Кукушка (кукушек).
- Птица (птиц).
- Гнездо (гнёзд).
- Птенец (птенцов).
7. Упражнение “Угадай и назови”. (Поиск соответствующего понятия)
- У какой птицы самая длинная шея? (У лебедя).
- Какие птицы подражают пению других? (Скворцы).
- У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста).
- Какие птицы лучше всех поют? (Скворцы).
- Какие птицы не вьют себе гнёзда? (Кукушка).
- Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач).
- Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки).
8. Игра “Собери картинку”.
Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.
- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.
- Расскажите, чьи изображения вы сложили.
- Это грач.
- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой.
- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты.
9. Пальчиковая гимнастика “Ласточка”.
На каждою строку большой палец “здоровается” дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну - красну.
10. Итог занятия. (Оценка работы детей)
Воспитатель убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, каких перелётных птиц называли, в какие игры играли, что им понравилось делать.