Внеклассная занятие по музыке. Сценарий фольклорного спектакля "Как у бабушки Арины"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


I. Вступление.

Открывается занавес. На сцене весь состав детского фольклорного театра “Звон”.

Ведущий.

Собрались вы, люди добрые,
Да на праздник наш, на торжественный
Добры молодцы, да красны девицы
Приглашенные да родители!
Все красивые, да пригожие

Ведущий.

В школе нашей, да в 25-ой
Есть театр фольклорный
Эх, замечательный!

Ведущий.

Уж 10 лет прошло
Эвон нате-ка
Как живет театр,
Да и здравствует!

Ведущий.

Вы послушайте люди славные,
Что на празднике-то будет деяться
Ждет веселье всех, мы надеемся

Вместе:

Вы поздравьте нас - это главное!

Ведущий.

Просит слово молвить
Ольга свет Васильевна
Много силушки и мудрости
Вы отдали нашим детушкам.

(Поздравление завуча школы Работновой О.В.)

Ведущий.

А сейчас поздравит нас
Театр наш кукольный
18 лет - вот как вместе мы
Ждем от вас мы слова доброго.

(Поздравление директора театра кукол " Золотой петушок")

Ведущий.

Есть еще один магистр у нас
Он заведует всей культурушкой
К Вам относимся мы с почтением
И от Вашей речи славной
Пусть теплей на сердце станет нам!

(Поздравление заведующей отделом культуры Сальниковой Н.Г.)

Исполнение "Что за песни распевает наша Русь".

II. Фольклорный спектакль “Как у бабушки Арины”

Первая картина

Действующие лица:

Бабушка Арина

Дед Макар

Дети:

Тимоша

Настя

Фома

Улита

Дуня

Козел

Наталья

Трофим

На сцене бабка Арина и дед. Бабка прядет, дед подшивает валенки.

(Чтец за сценой читает стихотворение "Старуха, дверь закрой".

На последних словах стихотворения бабка Арина подходит к дверям, на пороге стоит мальчик-. В руках у него пирог, корзинка, на шее баранки.)

Мальчик. Бабушка Арина, а я к тебе ночевать.

Бабушка. Проходи, милок, садись.

(Мальчик садится и молчит)

Бабушка. Чего молчишь?

Мальчик. Да там ребята стоят, зайти бояться.

Бабушка. А чего бояться-то?

Мальчик. Да думают, что ты их не пустишь...

(Бабушка открывает двери. На пороге стоят дети)

Девочка. А мы, бабушка, к тебе вечеровать.

Бабушка. Проходите, детушки не стесняйтесь.

Дети заходят с песней "Как у бабушки Арины".

Садятся за стол. Бабушка наливает чай, угощает блинами.

Дети хвалят блины и исполняют песню "Блины".

Ай, да блины!
Ай, да квас!
С медком!
С ледком!
И густой,
И забористый

Бабушка. А ты, Тимоша, есть хочешь?

Тимоша. Да нет, бабушка, я перекусил.

Бабушка. А чем перекусил?

Тимоша. Да съел кусок пирога, горшок сметаны, да решето калачей.

(Смех)

Настя. Эй, Фома! Зачем ты ложишься спать с большой ложкой?

Фома. Да прошлой ночью я во сне нашел горшок с медом.

Настя. С медом?

Фома А вдруг и сегодня найду. Вот ложку -то и прихватил.

(Смех)

Дуня. Улита! Скоро ли самовар вскипит?

Улита. Да уж у него нос отвалился.

Настя. И тело скоротилось. И чего ему не хватает?

Дуня. А воды-то налила.

Улита. Ой, забыла!

(Хватает самовар и убегает за кулисы)

Стук в дверь. Ребята прячутся под стол. Появляется козел.

Козел.

Жил да был козел
Завсегда развесел
Я и по воду ходил
Я и печку топил
Я и кашу варил

Только бабушку Аринушку не слушался

Исполнение песни "Как у бабушки козел".

Козел садится за стол бабушка наливает ему чай и обращается к детям:

Милые мои ребятишки
Забияки, привереды,
Плаксы, сластоежки
Вам на месте не сидится
Само кричится, скачется
Все чего-то сделать хочется.

Улита. Ой, да поиграть нам хочется!

Дед. Бабка! А помнишь мы в детстве в каку игру играли?

Бабка. В каку-таку игру? Не помню дед!

Дед. Да в грибы! Я еще был сморчком, а ты волнушкой.

Бабка.

Чего-то припоминаю.
А ты бы деток наших научил.
Небось не знают в какие игры наши предки играли?

Дед. И то верно. А ну, детвора, становись!

(За сценой крики)

Дед. Ой, что во бору за крик?

Дети.

То надумал Боровик
На жуков идти с войной
Сокликал грибы он в рать
В чисто поле воевать.

Дед. Воевать?

Кто должен стоять во главе армии?

Дети. Боровик!

Дед. Правильно!!

А кто будет Сыроежкой, Волнушкой, Рыжиком?

Ну, а я буду жуком.

Дети. Жуком!? (Cмеются)

Посмотрим! Кто кого победит.

Первая картина заканчивается песней композитора П. Чайковского " Грибы". (Дети выполняют действия по содержанию песни)

Картина вторая

(Темно. На скамейке сидят дед и бабка)

Бабка. Ушли детки-то, касатики наши. Грустно без них.

Дед. Да ты не грусти. Вон смотри ужо девки-молодушки на вечорку собираются.

Выходят девушки с хороводной песней "У ворот гусли вдарили" Во время хоровода девушки кланяются деду и бабке, и садятся с ними на скамейки. Появляются парни.

Исполняются страдания "Мы озерские ребята".

Девки. Ой-ой! Ну и ухажеры!

В исполнении солистки звучит песня "У Егорки дом на горке".

Бабка. Парни, чтой-то вы такие невеселые? Песен не поете? Чай из-за девичьих поддёвок что ли расстроились?

Парни. Да нет! У нас голосов нет....

Дед. А куды они подевались-то?

Парни. Да устали мы, работали много.

Исполняется песня "Жил я у пана".

Дед. Ну, молодцы, ребята! Добрые хозяева! А вы, девки, расчирикались тут: "Выйду за Анисима...". Вы глаза-то раскройте, женихи-то в нашей деревне какие... Ого-го-го!

(Девки смеются и переглядываются)

Дед обращаясь к Трофиму. А ты что себе купил?

Трофим. Ой, дед, я такую лошадяку отхватил!

Дед. Да, ну!

Трофим. Вот послушай!

Исполняется песня "Вот и шел я по дороге".

Дед. Трофим! Продай лошадь-то.

Трофим. Лошадь что ли нужна?

Дед. Нужна, нужна! А хороша ли лошадь?

Трофим. Лошадь хоть куда без гривы, без хвоста (все смеются) одна голова.

Да ее еще нет. К коновалу в починку отдана.

Дед. А добра ли она?

Трофим. Очень добрая. Под горку бежит скачет, а на гору пойдет плачет. Божиться готов, что не трясет. Рысью не бегает, а шагом еле-еле идет.

(Смех)

Дед. Вот так лошадь! Как раз по мне и моей старухе! Беру! Покупаю! (Трясет кошельком)

Иди, Трофим веди свою лошадь! (Танец лошади. Появляется Бабка Арина с ходулями в руках)

Бабка. А ну, парни! Потешьте честной народ, покажите, на что вы способны .Мой-то, старый, знатный ходунок был, всех выигрывал. Я его тогда и заприметила. Покажите свою удаль, может кому и глянитесь из девок.

(Дед пытается встать на ходули, но у него ничего не получается. Начинаются соревнования. Девки подбадривают парней.)

Бабка. Ну, молодцы! Потешили! А теперь и отдохнуть не грех.

(Садятся на скамейку)

Наталья. Ой, а я что знаю-то!

Все. Что?

Наталья. Да не скажу!

(Девки наперебой) Расскажи, расскажи...

Наталья. Ну, да ладно, слушайте!

Испоняется песня "Во деревне-то было в Ольховке", действующие лица - куклы. Парни перешептываются.

Парни. Да полно девки сплетничать! Давайте лучше в игры играти!

Девки.

Точно! Давайте через костер прыгать! Ой, здорово!

Водянушка - водяной
Не ходи на берег мой.

Парни.

Тут тебе шутка и игра
Нам через костер прыгать пора!
Раз, два, три!

Шутки, смех переходят в исполнение песни "Как во поле во поляне".

Девки. Ох, наигрались, напелись, навеселились на славу!

Наталья. Пора и по домам расходиться!

Дед.

Э-нет! Подождите! Подождите! Я что скажу-то....
Хоть ты лопни (показывает на одного)
Хоть ты тресни (показывает на другого).

Все. А в конце нужна нам песня!

Заканчивается спектакль исполнением песни "Певунья России моей".

Список литературы

  1. Сборник русских народных песен Алтая для детских народных вокальных ансамблей. Составитель В.Щуров. Москва, 1997 г.
  2. Сборник “Как пошли наши подружки”. Составитель С. Браз. Москва, 1997.
  3. Библиотека фольклора “Песни, припевки, частушки”. Изд. В.Н.Зайцева, Москва, 2004.г.
  4. Сборник “Гармошечка-говорушечка”. Выпуск 3, изд. “МУЗЫКА”, Москва, 1982 г.
  5. Сборник Детские музыкальные праздники. Составитель Т.Камаева. Изд. “Лайда”, Москва, 1994.г.
  6. Сборник “А мы просо сеяли”. Выпуск 3. Изд. “МУЗЫКА”, Москва, 1981 г.
  7. Сборник “Живая вода” № 18. Москва “Советская Россия”, 1990.
  8. Русские и Малороссийские напевы ред. П.Чайковского. Составитель Мамонтов. Париж, 1900 г. Изд. П.Юргенсон.
  9. “Гусли” (сборник употребительнейших русских гимнов и народных песен для начальных училищ), 1905 г. Рига.