Музыкально-логоритмическое занятие с здоровьесберегающими технологиями по методике А.Н. Стрельниковой для детей дошкольного возраста "Малыши-крепыши"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья посредством здоровьесберегающих технологий на музыкально-логоритмических занятиях с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома, с целью формирования полноценной личности ребенка.

Задачи:

  • вырабатывать четкие координационные движения во взаимосвязи с речью;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на мелодию различного характера.

Здоровьесберегающие задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • создавать условия, обеспечивающие эмоциональное раскрепощение каждого ребенка;
  • с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);
  • формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Контингент: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте 5-6 лет.

Оборудование.

1. Детские музыкальные инструменты (дудочки, колокольчики, барабан, погремушки).

2. Детские игрушки (котенок, куклы, клоун).

3. Дидактический материал (картинка с изображением солдатиков, карточки с изображением детских музыкальных инструментов).

4. Компьютер, музыкальный центр, синтезатор.

5. Методы и приемы:

  • словесный (беседа, рассказ).
  • наглядный (показ)
  • сюрпризный момент.

Принципы:

  • комфортности (доброжелательность);
  • успешности (уверенности в себе);
  • доступности (постепенное движение от простого к сложному, от частного к общему);
  • здоровьезбережения (санитарно – гигиенические условия занятия, частота чередования видов деятельности).

Структура занятия.

1. Организационный момент:

- приветствие;

- психологический настрой детей к занятию.

2. Основная часть:

- музыкально-ритмические движения;

- дыхательная гимнастика;

- логопедические упражнения (артикуляционная гимнастика; массаж биологически активных зон);

- пальчиковая гимнастика;

- музицирование на детских музыкальных инструментах.

3. Заключительная часть:

- релаксация;

- рефлексия.

Таблица

Ход занятия

I. Организационный момент (психологический настрой детей к занятию).

Дети под музыку заходят в зал, здороваются

Педагог:

Здравствуйте, ладошки.
Хлоп-хлоп-хлоп! (дети хлопают в ладошки)

Здравствуйте, ножки
Топ-топ-топ! (дети топают ножками)

Здравствуйте, щечки
Плюх-плюх-плюх! (дети хлопают по щечкам)

Пухленькие щечки
Плюх-плюх-плюх! (дети хлопают по щечкам)

Здравствуйте зубки!
Цок-цок-цок! (дети цокают зубами)

Здравствуйте, губки! (дети вытягивают губы трубочкой)
Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте! (дети здороваются)

II. Основная часть

Музыкально-ритмические движения (общеукрепляющие, развивающие упражнения)

Цель: вырабатывать четкие координационные движения и правильную осанку детей.

Музыкальный руководитель:

Вот солдатики стоят
Начинается парад
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы шагать.

Дети шагают по кругу друг за другом. Останавливаются - делают оздоровительные упражнения (наклоны влево, вправо, повороты головой, приседания, завершающая ходьба)

Дыхательные упражнения

Цель: формирование правильного физиологического и речевого дыхания, снятие эмоционального напряжения и оптимизация психофизиологического состояния у детей дошкольного возраста.

Музыкальный руководитель:

А сейчас давайте подышим!

Упражнения основного комплекса дыхательной гимнастики по Стрельниковой “Ладошки”

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем – носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю. На счет “раз” сжимают кулачки, одновременно шумно шмыгают носом, Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

Упражнение “Цветок”

Упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов.

Музыкальный руководитель раздает детям цветы.

Посмотрите ребята, какие красивые цветочки. А давайте понюхаем их, как они вкусно пахнут.

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

Логопедические упражнения

Основная цель – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с учителем-логопедом детского дома. Как результат этой работы – повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции.

Педагог:

“Хомяк” - язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд.

“Кружок” - рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

“Лошадка” - улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами.

Педагог:

Поглядим-ка мы в окно,
А на улице зима
Наступили холода.

Давайте ребята сделаем массаж от простуды и будем малыши-крепыши.

Массаж биологически активных зон “Наступили холода”

Цель: научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа, воздействуя на биологически активные точки тела, благотворно влиять на внутренние органы.

Наступили холода.

- Да-да-да (дети трут ладошки друг о друга и проговаривают слоги)
Превратилась в лед вода. (легко провести большими пальцами рук по шее вверх-вниз)

- Да-да-да
Тонкий лед на пруду. (Указательными пальцами помассировать крылья носа)

- Ду-ду-ду
Я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)

- Ду-ду-ду
На снегу видны следы. (Приставить “ладони” ко лбу козырьком и энергично растирать лоб движениями к середине лба)

- Ды-ды-ды
Чьи это следы? (хлопки в ладошки)

Ди-ди-ди
Это вы ребятки катались на лыжах и оставили следы. Да?

Дети отвечают.

- Да.

Педагог приглашает детей сесть на стульчики.

Ребятки! Вы уже немножечко устали. Давай сядем на стульчики.

Музыкальный руководитель:

Ребятки, посмотрите, к нам на занятие пришел Гномик. Он услышал, что вы здесь занимаетесь, и решил принять участие. Однажды он уже приходил к нам на занятие, помните?! А что он нам принес? Вы знаете? – правильно! Музыкальные инструменты. Давайте сейчас сядем на стульчики, и каждый из вас сыграет на каком-нибудь инструменте. А для того, чтобы наши пальчики хорошо играли, давайте сделаем для них гимнастику.

Пальчиковая гимнастика “Гномики” Е. Карельская

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координацию пальцев рук, способствуют развитию мозга ребенка.

Музыкальный руководитель говорит фразы:

Стали гномы гостей приглашать (дети указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки)

Стали гномы гостей угощать (указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки правой пальцев правой руки)

Каждому гостю досталось варенье (“намазывать” варенье на кончик каждого пальца)

Пальчики склеило то угощенье (последовательно, начиная с большого, “склеить” - соединить соответствующие пальцы на обеих руках)

Плотно прижались ладошка к ладошке (прижать ладони одна к другой)

Гости не могут взять даже ложки! (плечи приподнять, руки слегка развести в стороны – удивиться)

Игра “Оркестр”

Звучит мелодия новогодней песни, музыкальный руководитель поет, а дети по очереди играют на музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель:

Вот все ребята собрались и музыка звучит
- Богдан наш палочку берет и в барабан стучит. (ребенок играет на барабане)

Вот все ребята собрались и музыка звучит
- Артем наш дудочку берет и в дудочку дудит. (ребенок играет на дудочке)

Вот все ребята собрались и музыка звучит
- А Нина колокольчик взяла и громче всех звенит. (ребенок играет на колокольчиках)
Вот все ребята собрались и музыка звучит

- И Аня дудочку берет и в дудочку дудит. (ребенок играет на дудочке)
И погремушки есть у нас и маленький свисток,
И ложки есть, и бубны есть сыграем все разок.

Дети все вместе играют на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель:

Ребята, очень громко мы играли и немножечко устали и игрушки наши тоже устали они ведь смотрели и слушали, как вы занимаетесь и играете на музыкальных инструментах. Наши игрушки хотят спать. Давайте их уложим и сами отдохнем.

III. Заключительная часть

Упражнение на релаксацию

Музыкальный руководитель:

Ой, люли-люшенки, Кладут руку на руку
Баиньки-баюшеньки... и покачивают ими.
Сладко спи по ночам
Да расти по часам. Поднимают руки вверх.

Музыкальный руководитель.

Спит малыш. Свернулся клубочком кот и тоже задремал. И мы с вами отдохнем.

Дети ложатся на коврики, закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной (фонограмма “Колыбельной”).

Потом садятся, потягиваются, встают.

Рефлексия.

Музыкальный руководитель и воспитатель задают детям вопросы:

  1. Понравилось ли вам ребята занятие?
  2. А что больше всего вам понравилось?
  3. А кто приходил к вам на занятие? Что он принес?
  4. А на музыкальных инструментах занимать понравилось?

Педагоги хвалят детей, что они так хорошо занимались. Дети прощаются с гостями и спокойно выходят из зала.